Рупа Госвами, Радха Кришна ганнодеша дипика (Окружение Радхи и Кришны).
Я почтительно кланяюсь лотосным стопам своего духовного учителя. Кланяюсь Чайтанье Махапрабху, который явился в этот мир вместе с Нитьянандой Прабху и другими спутниками. Почтительно кланяюсь лотосным стопам Шримати Радхарани. Приношу почтительные поклоны Господу Нанда-нандане, окружённому гопи и завораживающему умы всех обитателей Вриндаваны.
Часть 2
Родственники Радхи и Кришны
В число родственников входят родители Радхи и Кришны, Их дедушки и бабушки, братья и ровесники отца Кришны, Нанды Махараджи, старшие гопи, брахманы, вайшьи и другие.
Нанда Махараджа - папа Кришны. Его очень любят во Врадже. У него немного выступающий живот, цвет кожи, как у сандалового дерева. Он высокий, а одежда зеленого цвета цветка бандхуджива. У него черная с проседью борода, подобная сочетанию рисовых зерен и поджаренных зерен сезама. Он - младший брат Упананды и дорогой друг Махараджи Васудевы. Нанду тоже называют Васудевой, поскольку он - обладатель, "дева", великого богатства, "васу". Его также прославляют под именем Анакадундубхи, а в прошлой жизни его звали Дроной. Самый дорогой друг Нанды - царь Вришабхану.
Маму Кришны зовут Яшода, потому что она одаривает пастухов Враджи, "да", славой, "яшах". Она - олицетворение родительской любви к Кришне. Яшода смуглая, невысокая, с длинными черными волосами, а одежда переливается, как радуга. Её самые дорогие подруги - Аиндави и Киртида. В Ади-пуране говорится: "Жену Нанды называют двумя именами: Яшода и Деваки. Отчасти потому, что жена Нанды и жена Васудевы разделяют одно и то же имя, "Деваки", они - большие подруги".
«Земля Враджа прохладна благодаря деревьям, чьи гибкие ветви клонятся под тяжестью свежих, собранных в гроздья бутонов и самых прекрасных на свете цветов. По тем деревьям, пропитанным небесным ароматом, струится мед, а стволы их увиты лозами, украшенными гроздьями только что распустившихся цветов.
Сердце Вриндавана наполнено гудением роящихся пчел, прилетевших отведать нектара из распустившихся цветов, а также воркованием голубей, криками попугаев, пересвистом птиц шарик и пением кукушек. Повсюду танцуют павлины.
Вриндавану служит легкий, успокаивающий ветерок, разносящий повсюду брызги плещущих волн Ямуны. Этот ветерок, несущий также пыльцу раскрывшихся цветков лотоса, игриво развевает одежды гопи, чьи умы при этом охватывает волнение от желания встретиться с Господом.
В центре Вриндавана высится дерево калпа-врикша, исполняющее все желания, ветви которого — коралл, листья — изумруды, гроздья бутонов — алмазы и жемчуга, а плоды — рубины. Все олицетворенные времена года ухаживают за этим деревом, и на нем одновременно распускаются всевозможные цветы.
Ночами в доме Шриваса Пандита Вишвамбхара проводил самозабвенный киртан и только к утру возвращался во внешнее сознание. Когда Шри Шачинандана выкрикивал «Харибол!», атеисты пробуждались ото сна и вздрагивали от страха. В своем невежестве они гневались на Господа и ругали Его, навлекая на себя беду. Одни из них возмущались: «Что за странный киртан они проводят?».
Другие добавляли: «Их Бог накажет за это!». «Вместо того, чтобы взращивать знание, они занимаются ерундой! - так порицали вайшнавов безбожники. - Только посмотрите, они выкрикивают по ночам имена Кришны, как будто их поразило безумие. Почему бы не повторять имена Кришны в уме? Разве этот крик принесет им больше благочестия?».
Так атеисты, жившие по соседству с домом Шриваса, не могли осознать величия санкиртаны. Они собрались вместе и стали обсуждать происходящее. Еще утром один из них услышал от надежных людей, что царь направил две лодки солдат в Надию. Он приказал арестовать тех, кто проводит громкие киртаны. «О братья, мы обречены! Из-за Шриваса нас всех убьют!».
Постепенно из города в город распространилась новость: «Люди царя едут за вайшнавами, чтобы остановить их Движение». Многие преданные уже слышали об этом, но они вспоминали о Говинде, и страх покидал их сердца. Шривас Пандит однако, помня, что царством правят яваны, поначалу испугался. Сын Шачи знал, что творится в сердце Его преданного. Однажды Он неожиданно ворвался в дом Шриваса, где тот поклонялся Нрисимхадеву. Он явил Себя Шривасу как Верховный Господь и зарычал: «Только если Я заставлю царя арестовать тебя, он сможет это сделать!». «Если же он решил действовать независимо от Моей воли, – продолжал Господь, – то Я Сам взойду на лодку и появлюсь перед царем. Я скажу ему: «Веди сюда всех своих мулл и кази, веди слонов, лошадей, животных и птиц. Прикажи своим муллам декламировать ваши писания так, чтобы все эти существа плакали». Если они не смогут сделать этого, то Я на глазах у царя заставлю всех зверей и птиц повторять имена Кришны и плакать! Я заставлю повторять имена Кришны и плакать каждого, включая царя и его подчиненных!».
Шривас не выдержал и разразился потоками слез любви. Чтобы раз и навсегда уничтожить сомнения Шриваса, Гаурасундара приказал его маленькой племяннице: «Повторяй имена Кришны и плачь!». В тот же миг четырехлетняя девочка, словно безумная, стала повторять имена Кришны, а слезы потоком хлынули из ее глаз на землю, орошая все вокруг.
Так сын Яшоды, родившийся в семье Джаганнатхи Мишры и Шачиматы, являл Свои вечные игры санкиртаны.
(«Шри Чайтанья-бхагавата», Мадхья-кханда)
Выдержки из "Шри Чайтанйа Шикшамриты" ("Нектарного учения Шри Чайтанйи"), книги, написанной Шрилой Бхактивинодой Тхакуром.
Из Шестого Потока, Нитья-лила и Наимиттика-лила Шри Кришны.
"...Деяния Шри Кришны делятся на два явных подвида: нитья (вечные) и наимиттика (имеющие место время от времени). На Голока Вриндаване нитья-лила, или вечные игры, Кришны проходят через восемь периодов в течение дня, и они всегда в движении. Но в Бхаума-Вриндаване (т.е. Вриндаване на поверхности планеты Земля) эта ашта-калийа-лила смешивается с наимиттика-лилой, или играми, происходящими время от времени. Некоторые такие наимиттика-лилы включают игры, когда Кришна уходит из Враджи, чтобы жить в Матхуре и Двараке, когда Он возвращается во Враджу, когда Он убивает различных демонов, и т.д.
Эти игры очень полезны для начинающего преданного, который связан узами материального мира. Наимиттика-лила, или игры время от времени, когда Кришна покидает Враджу и убивает демонов, на самом деле существуют на Голока Вриндаване, но там кажется, что их нет.
Истинно они проявляются только в материальном мире. Преданные, занятые духовной практикой (садхаки) представляют себе, что эти игры время от времени противоположны нитья-лиле (вечным играм), по той причине, что эти игры время от времени словно являются отражениями вечных игр, но негативно окрашенные. И такие искренние преданные надеются, что благодаря пониманию того, зачем Кришна совершает такого вида игры (время от времени), их различные собственные анартхи, или нежелательные материальные осквернения, будут уничтожены.
Некоторые из игр, происходящих время от времени, объясняются следующим образом:
Дварака, в индуистской мифологии столица Ядавов (племени Кришны), созданная за одну ночь по приказу Кришны, когда он решил оставить Матхуру, прежнюю столицу. Дварака была поглощена океаном через семь дней после ухода Кришны из этого мира.
"Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все" - сказал древний философ Фалес Милетский. Кто-то добавит: не только мудрее, но и могущественнее, ведь никому не под силу противиться времени. Г.Р. Державин за несколько часов до смерти написал:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…
Волны прошедших веков смывают с поверхности земли не только людей и их мелкие творения, но и народы, и цивилизации, и города… Некоторым городам удается выстоять под ударами этих волн - как стоят скалы даже в самую сильную бурю, иные же уходят под воду - и в прямом, и в переносном смысле.
Некоторым городам древности было суждено обрести новую жизнь. Некоторым - как, например, древнему Византию или Риму - даже стать столицами нового мира. Иные же ушли безвозвратно - заросли травой, как Вавилон, или же, как Троя, покоятся под слоем земли, ожидая своих Генрихов Шлиманов…
Дварака (или "Дварка" - так сегодня называют ее жители Гуджарата) в том виде, в каком она пережила пик своего расцвета, никогда уже не предстанет перед людьми. Легендарный город золота, древняя столица Кришны - сейчас она лежит на дне Аравийского моря, и еще сорок лет назад рассказы о ней считались лишь красивой легендой, и не более. Необычайны и дивны описания Двараки, приведенные в Пуранах - сказаниях древней Индии: "Новый город посреди моря был построен очень добротно: в нем были прямые дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и парки, где росли… деревья желаний… В городе было также множество дворцов и ворот… Почти все дворцы были необыкновенной высоты. В каждом доме имелись погреба, где стояли большие золотые и серебряные сосуды для хранения зерна. В комнатах было много золотых сосудов с водой. Стены спален были инкрустированы самоцветами, а полы выложены мозаикой из драгоценного камня мараката".
В данной статье рассказывается об археологических свидетельствах, подтверждающих истинность событий, описанных в Махабхарате и Харивамше. Хотя датировка, предлагаемая учеными, несколько расходится с данными самого эпоса, а также данными астрономии, некоторые свидетельства (такие как наконечники стрел, найденные на Курукшетре) говорят в пользу шастр. Раскопки на Курукшетре были приостановлены. Не потому ли, что ученым пришлось бы многое поменять в своих представлениях о древнеиндийской истории и вторжении ариев на Индостан?
Не так давно в художественном центре «CP Art Centre» в Ченнаи (бывш. Мадрас. – Ред.) телепродюсер Т.К.В. Раджан (а в прошлом – археолог) устроил выставку под названием «В поисках Кришны». На ней была представлена подтвержденная серьезными документальными свидетельствами подборка материалов о раскопках в местах, связанных с жизнью Кришны и событиями из «Махабхараты». Ввиду продолжающихся в настоящее время раскопок в Айодхье было бы полезно посмотреть, что же открылось при раскопках по местам «Махабхараты».
На севере Индии было идентифицировано свыше 35 мест, упомянутых в древнем эпосе. В каждом из них ученые нашли предметы материальной культуры: расписную серую керамику, гончарные изделия с черным орнаментом, а также древности, относящиеся к одежде и внешнему виду человека. Гончарные изделия изготовлены из высококачественной, тщательно размятой глины и имеют тонкую текстуру. Они хорошо обожжены благодаря равномерному распределению жара в печи. Данной культуре также было свойственно и использование железа, неизвестного ранней Хараппе.
Хастинапур, находящийся в Уттар Прадеше между Мирутом и Маваной, сегодня представляет собой заброшенную деревню. Однако раскопки 1952 года явили миру Видур-ка-тиллу (Дворец Видуры), Драупади-ки-расой (кухню Драупади) и Драупади Гхат (купальня, место для омовения). Кроме того, там были найдены медная посуда, железные тавро, золотые и серебряные украшения, терракотовые диски и вытянутые бруски из слоновой кости (для азартной игры).
Было найдено 135 предметов из железа, в том числе наконечники стрел и копий, дротики, клещи, крюки, топоры и ножи. Все это свидетельствует о существовании в то время оживленной промышленности. Сохранились следы мощеных кирпичом дорог и дренажных систем, а также некоторые свидетельства об экономике, основанной на земледелии и животноводстве. Расписная серая керамика из Хастинапура датируется 1100-800 гг. до н.э. События же, описанные в «Махабхарате» [по мнению некоторых ученых] произошли, вероятно, в 1000-900 гг. до н.э.
© 2021 Харе Кришна Запорожье