Встреча с премьер-министром Индии А.Б.Ваджпаи. Нью-Дели, июль 2004 г.
Речь Премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпайи на церемонии открытия Ведического культурного центра «Слава Индии» Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), Нью Дели, Индия, 5 апреля 1998 г.
Харе Кришна! Харе Рама!
Ради своих друзей из-за рубежа я хотел бы сказать несколько слов на английском. Уважаемые гости! Мне выпала огромная честь присутствовать сегодня на священной церемонии открытия величественного храмового и культурного комплекса «Слава Индии» в Дели. Эта церемония особенно знаменательна тем, что она проводится в благоприятный день Рам Навами, явления Господа Рамы.
В первую очередь я хотел бы выразить глубочайшую признательность Международному обществу сознания Кришны (ИСККОН) и всем, кто помогал ему в создании этого шедевра духовности, преподнесенного сегодня в дар столице нашей Родины, за их талант и преданность.
Во всем мире трудно найти пример второго такого движения, как ИСККОН, который ярко отличается от всех других духовных организаций своим стремительным глобальным ростом, а также уникальным межнациональным, межкультурным и межклассовым подходом к распространению их духовного послания, а также скромностью, бескорыстием и энтузиазмом своих последователей. Менее чем за три с половиной десятилетия своего существования ИСККОН удалось открыть храмы практически во всех частях света, и многие из них - такие же настоящие жемчужины архитектуры, как и комплекс, который мы открываем сегодня.
С раннего утра и до позднего вечера звуки махамантры «Харе Кришна, Харе Рама» слышатся в такт танцующих преданных в сотнях храмов ИСККОН по всему миру - от Стокгольма до Сан Паоло и от Майами до Маяпура. Но самым выдающимся достижением ИСККОН по праву следует назвать глобализацию учения «Бхагавад-гиты». Некоторые люди упрекают мое правительство в том, что мы - противники глобализации, но я позволю себе с этим не согласиться. Я горячий сторонник глобализации - глобализации учения «Бхагавад-гиты». (Долгие аплодисменты). И не только «Гиты» - всех священных книг мира, которые учат тем же принципам и идеям, что и «Бхагавад-гита». И если сегодня «Бхагавад-гиту» печатают многомиллионными тиражами на сотнях языков мира и распространяют во всех уголках земного шара, заслуга за этот великий духовный подвиг по праву принадлежит ИСККОН. Я также узнал о том, что ИСККОН распространяет учение «Гиты» с помощью передовых достижений информационной технологии, и этот храм являет удивительный пример использования «хай тек» на службе у высочайших духовных ценностей и истин.
Уже за одно это достижение индийцы должны быть вечно благодарны духовной армии последователей Свами Прабхупады. Прибытие Бхактиведанты Свами Прабхупады в США в 1965 году и всемирное признание его движения, завоеванное им всего лишь 12 лет спустя, следует считать одним их самых знаменательных духовных событий двадцатого столетия. Что же явилось причиной такого стремительного всемирного роста ИСККОН? Два фактора: внутренний и внешний. Внешним фактором, по моему мнению, стало массовое разочарование интеллигенции Запада в поработившей западные страны материалистической идеологии и культуре. И капитализм, и коммунизм привели к такому разочарованию, поскольку обе эти идеологии материалистичны по своей сути и потому не способны дать удовлетворить истинные запросы и потребности человека. Молодым искренним интеллектуалам было невозможно смириться с жестокой реальностью мира - войнами, насилием, алчности, потребительским отношением к жизни, упадком нравов и разрушением окружающей среды. Они искали ответов, искали альтернативы - и многие и них нашли ее в ИСККОН.
Внутренним же фактором стала внутренняя сила послания ИСККОН. Послания, основанного на учении «Гиты». Оно отвечает на все моральные и нравственные проблемы и запросы мира, будь то стремление человека в душевному покою, его потребность в чувстве единства и родства с человечеством и природой, его обеспокоенность судьбой экологии, его отношение к работе и долгу или страх смерти. «Гита» содержит исчерпывающие и последовательные ответы на все эти вопросы. Именно это и отличает ИСККОН от всех других увлечений разочарованной молодежи 60-х и 70-х. Моды и поветрия ушли также быстро, как и пришли - но ИСККОН не только остался, но и продолжает крепнуть день за днем.
Трансцендентное и универсальное послание «Бхагавад-гиты» обрело особенно проникновенное звучание в переводе и комментариях Бхактиведанты Свами Прабхупады под названием «Бхагавад-гита как она есть», и я хотел бы прочитать вам следующий отрывок из его предисловия к этой книге:
«Человек в этом мире не предназначен для того, чтобы ссориться со своими ближними, подобно кошкам и собакам. Он должен быть достаточно разумен, чтобы понять важность человеческой жизни, и не вести себя как обыкновенное животное. Человек должен осознать цель своей жизни, а руководство к этому дается во всей ведической литературе, сущность которой заключена в «Бхагавад-гите». Ведическая литература предназначена для людей, а не для животных. Животные могут убивать других животных, для них не возникает вопроса о грехе, но если человек убивает животное для удовлетворения своих неуправляемых прихотей, он должен отвечать за нарушение законов природы... Если мы должным образом используем наставления «Бхагавад-гиты», тогда вся наша жизнь очистится, и в конечном итоге мы сможем вернуться в нашу вечную обитель, находящуюся за пределами материального мира.
Этот мир называется санатана, вечная духовная обитель. Все, что мы видим в материальном мире, временно. Все, что появляется, затем сохраняется какое-то время, производит побочные продукты, истощается и затем исчезает. Таков закон материального мира, возьмем ли мы в качестве примера это тело, плод или что-нибудь еще. Но мы знаем, что за пределами этого временного мира существует другой мир. Природа этого мира также иная - вечная, санатана».
В этом благородном собрании духовных наставников и духовных ученых я, конечно же, чувствую себя простым мирянином. Но позвольте мне все же поделиться с вами нескольким мыслями о важности учения «Бхагавад-гиты» в современном национальном и международном контексте. Значимость «Гиты» универсальна и вечна, потому что ее учение дает исчерпывающие и практические ответы на три основных вопроса жизни: Кто мы? Что мы должны делать? И как мы должны жить? Эти три извечных вопроса всегда и везде волновали умы человечества. Гита отвечает на эти вопросы, устанавливая гармонию между гьяна-йогой, карма-йогой и бхакти-йогой. Уникальность индийской культуры в том, что она делает сущность этих трех составляющих йоги доступной и для изгоя общества, и для самого возвышенного и духовного из его представителей…»
Храмовый комплекс ИСККОН "Слава Индии" в Нью-Дели
.