jav-pop.net

Облако тегов

Прабхупада-радио

Веда-радио

 
Рупа Госвами в «Нектаре Наставлений» говорит о важности энтузиазма в духовной жизни. Он использует слово утсаха. Еще одно название энтузиазма - алтсукхйа, или сильное стремление, Это основной принцип духовной жизни. Подобно тому, как у реки есть течение, которое движет ею, течением нашего бхакти является сильное стремление, энтузиазм.
 
Даже в материальной жизни важен энтузиазм. Например, когда встречаются мужчина и женщина, они горят энтузиазмом видеть друг друга, говорить друг с другом. Я знаю пару преданных в Южной Африке, которые рассказывали мне, что в начале своих отношений за полгода они наговорили по телефону сумму в 15 000 долларов, а затем развелись через 5 лет после свадьбы. Другими словами, энтузиазм - это самое главное. Если вы хотите развить какой-то бизнес, вы должны с энтузиазмом работать. Если хотите быть здоровым и сильным, вам также необходим энтузиазм. Таким образом, даже чтобы достичь чего-нибудь в материальном мире, нужно проявить энтузиазм.
 
Тот же принцип применим и к духовной жизни. Если мы хотим достичь самосознания и постичь свою духовную природу, в нас должен присутствовать энтузиазм служить Кришне. Общий энтузиазм к духовной жизни называется утсаха. Те преданные, у которых больше энтузиазма, более серьезны в духовной жизни. Мы сейчас говорим об общем энтузиазме: в повторении кругов, проповеди, поклонении Божествам, чтении писаний; энтузиазме, который мы проявляем, чтобы поехать в Святую Дхаму и получить садху-сангу. Без энтузиазма невозможно продвинуться в духовной жизни даже на сантиметр. Поэтому этот энтузиазм нужно развивать.
 
Шрила Прабхупада приводит пример, рассказывая о тех временах, когда он жил в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване в 1961-1963 гг. В те времена в храм Радхи-Дамодары каждый день приходила одна пожилая женщина-бриджабаси. Она приносила лоту воды из Ямуны и отдавала ее пуджари, чтобы они могли омыть Божества Радхи-Дамодары. Бывали случаи, когда рано утром она стучала в дверь храма, а пуджари все еще спали и Шрила Прабхупада сам выходил открыть ей дверь. По этому поводу Шрила Прабхупада говорил, что если вы не встаете рано утром, то вы не серьезны в духовной жизни. Это практический пример того, как обрести энтузиазм - вставать рано, несмотря на то, что это неудобно для тела, вставать специально для того, чтобы повторять святое имя.
 
Рассказывая об этой женщине дальше, Шрила Прабхупада сказал, что за то, что она каждый день приносила лоту воды из Ямуны, она вернется в духовный мир. Она приносила эту воду зимой, когда было холодно, и летом, в жару. Это была простая женщина. Шрила Прабхупада не знал, была ли она инициированной, но он сказал, что за это простое служение она вернется в духовный мир.
 
Мы также должны пытаться развивать подобный энтузиазм. Лучший способ для этого - общаться с теми, кто его имеет. Тогда он перейдет и к нам. Это подобно тому, как если мы возьмем в руки свечу, то воск останется у нас на ладонях.
 
Рупа Госвами подчеркивает этот принцип снова и снова. Как я уже говорил, энтузиазм подобен течению в реке. Если слон упадет посреди небольшой реки со слабым течением, то он перекроет реку. Однако если течение очень сильное, то река просто смоет слона со своего пути. Если энтузиазм, представляющий собой течение нашего бхакти, силен, то он сможет смыть все препятствия и трудности на своем пути.
 
Вспомним энтузиазм Шрилы Прабхупады. Он вставал в 1.30, чтобы переводить книги, а мы боремся с собой, чтобы вставать в 4.30, 5.00 или даже 6.00 утра. У Шрилы Прабхупады был настолько сильный энтузиазм, что он один поехал в Америку, чтобы проповедовать, не имея ни денег, ни последователей. Такой энтузиазм - главное в практике бхакти.
 
Мы можем применить энтузиазм в различных видах проповеди, поклонении Божествам или распространении книг. Можем С энтузиазмом служить гуру. Гуру может попросить нас делать что-то трудное, например, стать президентом храма. Это очень трудное служение. Но если мы с энтузиазмом служим гуру, то этот энтузиазм даст нам возможность постепенно прогрессировать. Со временем этот энтузиазм перерастет в нечто, называемое лобха.
 
Лобха или лаульям - это более специфичный тип энтузиазма. Это - энтузиазм служить Кришне в определенной расе. В других случаях будет неправильным использовать слова лобха или лаульям. Лобха - это энтузиазм думать о Кришне и служить Кришне, следуя по стопам определенного спутника Кришны во Вриндаване. Шрила Рупа Госвами утверждает, что мы не можем служить Кришне непосредственно, напрямую. В обусловленном состоянии мы служим гуру, который как посредник принимает наше служение. Даже в освобожденном состоянии мы не служим Кришне напрямую, мы служим Его слугам.
 
Таким образом, лобха - это энтузиазм служить Кришне в определенной расе. Мы говорим о дасье, сакхье, ватсалье и мадхурье. Первый наш шаг - слушать о том, как жители Вриндавана служат Кришне. Можно слушать о том, как служат Кришне Рактака и Патрака - слуги Кришны во Вриндаване.
 
У нас может быть энтузиазм думать о них и медитировать на них. Или же энтузиазм думать и слушать о том, как мальчики-пастушки служат Кришне. Они служат Кришне по-разному, и мы можем медитировать на них и хотеть служить Кришне так же, как они. Это называется лобха. Думать о том, как Мадхумангал любит шутить с Кришной, как будто он выше Его. Баларама немного старше Кришны, поэтому его дружеские отношения с Кришной слегка окрашены родительской привязанностью. Другие мальчики-пастушки немного младше Кришны, и в их дружбе есть примесь дасья-расы.
 
Преданный может повторять Харе Кришна и с сильным стремлением, которое называется лобха, думать о том, как бриджабаси служат Кришне. Можно думать о Яшоде или Нанда Махарадже. Цвет тела Нанды Махараджи подобен цвету луны, он одет в зеленоватые одежды. У него очень красивые усы, он слегка полноват. Можно медитировать на это. Эти описания даны Рупой Госвами в Бхакти-расамрита-синдху. Можно развивать стремление следовать по стопам Нанды Махараджи, мамы Яшоды, Рохини или Вришабхану Махараджи. Стремление медитировать на них называется лобха.
 
Можно медитировать на различных гопи, которые служат Кришне. В нашем обусловленном состоянии мы просто слушаем об этих играх и, если мы удачливы, то, может быть, мы сможем понемногу медитировать на то, как эти бриджабаси служат Кришне. Шрила Рупа Госвами очень ясно описывает это, и Шрила Прабхупада цитирует его в комментарии к 8-му стиху «Нектара наставлений»:
 
кришнам смаран джанам часйа
прештхам ниджа-самихитам
тат-тат-катха-раташ часау
курйад васам врадже сада
 
«Преданный должен всегда жить в трансцендентной обители Враджа и заниматься "кришнам смаран джанам часйа прештхам", то есть помнить о Шри Кришне и Его возлюбленных спутниках. Следуя по стопам Его спутников и отдав себя под их вечное покровительство, человек проникается желанием служить Верховной личности Бога».
 
Нужно медитировать на спутника Кришны и постоянно слушать о нем. Вначале мы просто слушаем о бриджабаси. Первая стадия называется сама - вам нравятся все расы. Вам одинаково нравится слушать о маме Яшоде, мальчиках-пастушках, слугах Кришны и о гопи в мадхурья-расе.
 
Следующая ступень называется сваччха-рати. Сваччха означает прозрачный. Это можно сравнить с тем, как вы смотрите в зеркало и видите свое отражение. Вы общаетесь с возвышенным преданным, который очень привязан к дасья-расе и думаете: «Как это замечательно! Я хочу тоже стать таким слугой». Потом вы общаетесь с тем, кто привязан к сакхья-расе. Вы слушаете от него о том, как Кришна играет с мальчиками-пастушками, и думаете: «Я хочу служить Кришне так же» и начинаете медитировать и даже молиться об этом. Затем вы общаетесь с Вамшидасом Бабаджи Махараджем, который находится в ватсалья-расе, и которого глубоко уважали как Бхактивинода Тхакур, так и Бхактисиддханта Сарасвати. Тогда вы думаете: «О, я хочу быть, как мама Яшода, Нанда Махарадж или Рохини». Потом вы можете общаться с Рагхунатхой дасом Госвами, и у вас появится привязанность к мадхурья-расе. Это называется сваччха-рати - вы попадаете под влияние личности, с которой общаетесь.
 
Когда вы поднимаетесь выше, у вас появляется интерес к какой-то определенной расе. Это указывает на стхаи-бхаву. Стхаи-бхава - это вечные отношения с Богом. Когда Бхактивиноду Тхакура спросили: «Как можно узнать свою стхаи-бхаву?», он ответил: «По тому, к какой расе у вас есть вкус». Но, конечно, здесь идет речь о настоящем вкусе, а не каких-то сентиментах. Мы не говорим о мирских чувствах, мы говорим о чувствах духовных.
 
Я могу привести вам яркий пример. Около 20 лет назад был один преданный-саньяси, который довольно открыто говорил о том, что его интересует сакхья-раса. Я наблюдал за ним и видел, что его чувства не совсем правильны. Другими словами, я видел, что у него есть тенденция к сахаджии, но я не говорил ничего. Случилось так, что через какое-то время он пал и оказался гомосексуалистом. Нельзя имитировать такие чувства. Лишь после многих лет очень строгой практики ваидхи-садхана-бхакти можно постепенно начать развивать лобху.
 
Бхактивинода Тхакур описывает, как развивается лобха. Первая стадия - буддхи-апекшака. Буддхи означает разум, буддхи-апекшака - это когда разум очень сильно хочет слушать о Кришне и Его спутниках в определенной расе. Ваш разум жаждет этого. Следующая стадия - вьякулам, когда ум и разум находятся в возбуждении, стремясь слушать о том, как Кришна обменивается чувствами со Своими преданными во Вриндаване в определенной расе. Разум обеспокоен этим стремлением. Он не обеспокоен желанием общаться с противоположным полом или зарабатывать деньги. Он обеспокоен желанием слушать о Кришна-лиле. И даже не просто о Кришна-лиле, а об определенном типе Кришна-лилы в дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья-расе. Тогда это приведет к лобхе, истинному духовному энтузиазму или стремлению, который проявляется в желании слушать о Кришна-лиле.
 
Вначале нужно просто слушать. Именно поэтому Шрила Прабхупада дал нам книгу «Источник вечного наслаждения». Он написал эту книгу в ранние дни ИСККОН. «Источник вечного наслаждения» - это десятая песнь «Шримад-Бхагаватам», которая сравнивается с лицом Господа. Нужно начинать чтение «Шримад-Бхагаватам» с первой песни, которая сравнивается со стопами Господа. Вторая песнь подобна коленям, третья - талии, а десятая песнь описывается как лицо Кришны. Она очень возвышенна. Почему же Шрила Прабхупада написал эту книгу в 1968-1969 годах? Он сделал это, потому что думал: «Я пожилой человек, моя жизнь подходит к концу. Поэтому мне нужно по крайней мере успеть дать им десятую песнь». В «Источнике вечного наслаждения» Шрила Прабхупада совместил лилы Кришны и философию.
 
На нашем начальном уровне мы просто слушаем об играх Кришны. Мы не принимаем в них участия, так как это - для сиддх, у тех, кто достиг совершенства и находится на уровне премы, Мы не находимся на уровне премы. Мы гораздо ниже, на уровне бхаджана-крия, анартха-нивритти, иногда ништха и очень, очень редкие преданные находятся на уровне ручи. Поэтому мы просто слушаем об этих играх из истинного источника - от Шрилы Прабхупады, и постепенно это приведет к буддхи-апекшаке, вьякулам и, если мы очень удачливы, к лобхе. Сахаджии притворяются, что принимают участие в этих играх, поэтому мы отвергаем сахаджию. На нашем начальном уровне мы просто слушаем эти повествования, молясь о том, чтобы развить привязанность к какой-то определенной расе. И затем, когда мы постепенно поднимемся до уровня асакти или бхавы, мы сможем начать видеть эти лилы с определенного расстояния. Не вблизи, а с расстояния. Мы сможем видеть их «из-за плеча нашего гуру» - дикша-гуру, шикша-гуру, парам-гуру. И постепенно, когда мы поднимемся до уровня зрелой бхавы и премы, мы поймем каковы наши духовные качества. Это называется экадаши-бхава - 11 качеств сварупа-сиддхи. Только тогда, на уровне премы, мы примем участие в играх.
 
Мы находимся на гораздо более низкой стадии, поэтому мы должны просто пытаться слушать из истинных источников. Так мы сможем развиваться. Цель духовной жизни - это 24 часа в день думать об играх Кришны, тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану. Рупа Госвами говорит: «тиштхан врадже» - нужно жить во Врадже. Не обязательно жить там физически. Можно физически жить в Киеве, Харькове или Москве, но в уме жить во Врадже. Особенно во время повторения святого имени мы можем пытаться медитировать на Кришну.
 
Бхактивинода Тхакур описывает в «Харинама-чинтамани», что нужно очень внимательно, без оскорблений слушать святое имя и, когда вы станете квалифицированными, то звук святого имени проявится как форма. Нама станет рупой и мы сможем видеть форму Господа. Это происходит естественно. По мере дальнейшего духовного прогресса мы сможем понять и увидеть качества этой формы.
 
Таким образом - нама-рупа-гуна и затем лила. Вы повторяете святое имя и постепенно, когда вы будете квалифицированы, звук святого имени явится как форма. Это произойдет очень естественно. Затем звук святого имени будет являть не только форму, но и качества, а затем лилы. Все это нисходит из духовного мира и не зависит от усилий нашего разума. Все это приходит благодаря милости - крипе. Эта милость приходит от жителей Вриндавана, Ямуны, Говардхана, Радха-кунды, Йога-майи. Она может прийти от Господа Чайтаньи, Нитьянанды, Панча-таттвы или гуру, уттама-бхагаваты. Каништха-гуру никогда не даст этого. Это может дать уттама-бхагавата-гуру, если он находится в настроении Враджа-бхакти.
 
Так, Хануман - уттама-бхагавата, но он не может дать Враджа-прему, он даст Айодхйа-прему. Прахлада Махарадж, Амбариша Махарадж, Дхрува Махарадж находятся в Вайкунтха-бхаве. Они не могут дать враджа-прему. Можно получить что- то только от того, у кого это есть. К кому же мы должны обратиться, чтобы получить Враджа-прему? К шести Госвами и всем нашим ачарьям, включая Шрилу Прабхупаду, так как очевидно, что все они находились в умонастроении Враджа. Мы должны молиться и служить этим ярким личностям, и когда мы станем достойными, они дадут нам этот вкус.
 
Что касается нас, то мы должны практиковать ананья-бхакти по отношению к Шриле Прабхупаде, служа его миссии, которая не отлична от его тела. Шрила Прабхупада может дать нам это, и служение ему - это тот путь, по которому мы должны следовать. Харе Кришна.
 
Е.С. Партха Саратхи Дас Госвами, Киев, 2007 г.