jav-pop.net

Облако тегов

Прабхупада-радио

Веда-радио

Господь Чайтанья Махапрабху говорит в «Чайтанья-чаритамрите»:

кришна-бхакти-джанма-мула хайа садху-санга
кришна-према джанме тенхо пунах мукхья анга

«Основа развития преданного служения Господу Кришне – это общение с возвышенными преданными. Даже после того, как в преданном просыпается дремлющая любовь к Кришне, общение с преданными остается наиболее важным» (Мадхья-лила, 22.83).

Джанма означает рождение, мула – корень. Корень рождения Кришна-бхакти – это садху-санга. Санга означает общаться, а садху – это святой человек. У любого объекта есть главные и второстепенные характеристики – сварупа-лакшана и татастха-лакшана. Главная характеристика садху – это то, что он принял полное прибежище у Кришны. Второстепенные характеристики – это такие качества, как смирение, правдивость, простота. Садху – это человек, который принял прибежище Верховного Господа. С таким человеком нужно общаться.

Принцип общения понятен всем. Например те, кто принимает наркотики или пьет водку, общаются друг с другом. Те, кому нравится ездить на велосипедах, объединяются в велосипедный клуб. Любители рыбной ловли организовывают свой клуб. А люди, которым нравится танцевать украинские народные танцы, посещают танцевальные кружки. Те, кто интересуется духовной жизнью, тоже должны общаться друг с другом. Таков принцип прогресса в духовной жизни. Шрила Прабхупада говорит, что прогресс в духовной жизни на 90 % зависит от общения. Именно поэтому он основал ИСККОН, в котором много храмов и нама-хатт.

Общение с преданными не всегда бывает легким. Так, молоко называют жидкой религией, поскольку оно полезно для развития ума человека. Но иногда корова, которая дает молоко, может лягнуть того, кто ее доит. Это не значит, что человек должен перестать доить корову. Просто в следующий раз нужно быть более аккуратным. Точно так же, зная, что общение с преданными – основа прогресса в сознании Кришны, мы должны быть осторожными и аккуратными в отношениях с ними. Очень важно, с кем мы общаемся и как.

Настоящее качественное общение – это обсуждение глубоких тем о Господе Кришне и Его наставлениях из «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», а не поиск недостатков в других преданных. Есть много типов вайшнавов. Одни из них достигли освобождения, другие – нет. Освобожденные – это те, кто достиг уровня самосознания. Даже среди достигших освобождения вайшнавов есть множество категорий. Некоторых, таких как Прахлада Махарадж и Нарада Муни, интересует Вайкунтха. Кого-то, например Ханумана, больше интересует Айодхья. Кого-то, как Уддхаву, больше интересует Дварака. А бриджабаси больше привлекает Вриндаван.

Но даже во Вриндаване есть преданные разных уровней – те, кто находится в дасья-расе, сакхья-расе, ватсалья-расе и мадхурья-расе. Все они отличаются друг от друга, и все они вайшнавы. Бхактивинода Тхакур описывает 360 видов мадхурья-расы. Таково многообразие типов преданных. Вернемся к тем, кто не достиг освобождения, – обусловленным душам.

Мы – обусловленные души. Есть каништха-бхакты и мадхьяма-бхакты. В категории каништх, преданных-неофитов, также много уровней. Как существует множество оттенков красного цвета – темно-красный, вишневый, розовый, ярко-красный, так есть и множество градаций среди преданных-каништх.

У начинающих преданных есть материальные желания. У всех нас есть материальные желания, мы не чистые преданные. Мы принимаем Кришну как цель жизни, но, вместе с тем, имеем множество материальных привязанностей. Иногда в нас вспыхивает вожделение, гордость или гнев. Мы пытаемся контролировать эти анартхи, нежелательные эмоции в сердце, но порой они всплывают, и мы ничего с этим не можем поделать.

Начинающие преданные подвержены материальным осквернениям. Кто-то склонен критиковать других, кто-то не всегда честен, кто-то грубоват. Мы все до какой-то степени осквернены, а значит, находимся в нездоровом состоянии. Если мы больны, то идем в больницу, так как это лучшее место, где можно вылечиться. Там есть врачи и лекарства, но это не значит, что, явившись в больницу, мы сразу выздоровели.

Мы находимся в наиболее подходящем для выздоровления месте, но один лишь приход сюда не означает, что все наши болезни прошли. ИСККОН подобен такой духовной больнице, а все мы больны телесной концепцией жизни, поскольку считаем себя этим телом. Мы думаем: «Я – мужчина, женщина, украинец, русский, молодой, старый». Но на самом деле я – душа в теле, я вечен, у меня есть отношения с Верховной Душой – Богом, и эта моя жизнь в Украине кратковременна. Эти 60-70 лет подобны вспышке света.

Материальная болезнь – это телесная концепция жизни, и нам нужно вылечиться от этой болезни. Мы находимся в духовной больнице ИСККОН, а разных гуру и саньяси, которые приезжают сюда и проповедуют, можно сравнить с лечащими врачами. Главврач в этой больнице – Господь Чайтанья, лекарство – Харе Кришна маха-мантра, диета – прасад. Со временем нам станет лучше, но при этом у нас может оставаться небольшое осквернение.

Я привел пример с коровой, которая может нас лягнуть. В общении с начинающими преданными может быть то же самое: кто-то может сказать что-то обидное, оскорбить нас или опозорить, но это вовсе не значит, что мы должны отказаться от общения с преданными. Это говорит лишь о том, что в будущем мы должны быть более аккуратны, поскольку Господь Чайтанья говорит, что мы должны общаться.

Еще один пример. Иногда мы принимаем прасад, жуем и прикусываем язык. Но мы же не проклинаем свои зубы, не вырываем их из-за того, что прикусили язык, просто в будущем стараемся жевать медленнее. То же самое – в общении с начинающими преданными, которые могут повести себя неправильно. Мы должны продолжать общаться и быть в этом общении более осторожными.

Если бы мы были чистыми преданными, то проблем бы вообще не было. Чистый преданный не обманет вас. Все, что делает для вас чистый преданный, предназначено для вашего блага. Иногда Шрила Прабхупада ругал своих учеников, но это было для их блага. Но если начинающий преданный критикует вас, то это может быть порождено ложным эго или гордостью, поскольку начинающий преданный еще не чист и имеет материальные желания.

Другой пример: роза – прекрасный, благоухающий цветок. Но вот вы срываете ее, чтобы сделать гирлянду для Кришны, и вас колют острые шипы. Срывая розу, нужно быть осторожным. Когда мы общаемся с преданными, нужно быть очень осторожными. Я дам вам практичный совет того, как нам всем общаться в ИСККОН.

Шрила Прабхупада писал:
«Возвышенные преданные должны видеть только хорошее в том, что делают другие преданные. Они должны быть подобны пчелам, которых привлекает мед, ибо только мух привлекают нечистоты. Мы не должны действовать в духе соперничества, иначе он разрушит наше великое движение» (письмо от 10 апреля 1974 г.).

Настоящее качественное общение – это обсуждение глубоких тем о Господе Кришне и Его наставлениях, данных в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», а на поиск недостатков в других преданных. Общаясь, нам надо пытаться говорить в духе Хари-катхи, а не обсуждать чьи-то недостатки. Возвышенный преданный подобен пчеле, которую привлекает нектар, только мух привлекают нечистоты.

Еще одно письмо Шрилы Прабхупады:
«Главная трудность – это отсутствие полного сотрудничества. Причина соперничества в том, что все хотят быть верховными – в этом трудность» (1 января 1974 г.).

Все хотят быть контролирующими, но в действительности мы – слуги. Поэтому, общаясь с преданными, пытайтесь служить им. Материалисты сконцентрированы только на себе. Их интересует только личное чувственное наслаждение. Вы можете возразить, что муж служит жене, а мать ребенку, но Прабхупада называл это расширенным удовлетворением чувств. Это тоже удовлетворение чувств, просто расширенное, поскольку дети – это наши экспансии. По сути это то же стремление удовлетворить себя. Но преданный хочет удовлетворить Кришну и гуру.

В материальном мире гуру представляет Кришну. Мы можем приблизиться к Кришне через Духовного учителя, поэтому очень важно удовлетворять гуру. Гуру употребляется во множественном числе, об этом пишет Шрила Прабхупада в «Чайтанья-чаритамрите».

Есть дикша-гуру, шикша-гуру, парам-гуру, и нужно прилагать усилия, чтобы удовлетворить их. Лучший способ это сделать – строго следовать их наставлениям. Поэтому Шрила Прабхупада пишет в Бхагаватам, что мы выражаем почтение духовному учителю, если следуем его наставлениям слово в слово. Если мы относимся пренебрежительно к наставлениям духовного учителя, то это – гурор-авагья, неповиновение духовному учителю или преуменьшение важности его наставлений. Это третье оскорбление Святого Имени. Совершая его, человек становится апарадхи и уже не может совершать духовный прогресс.

«Да, могут быть различия, но вы все равно должны сотрудничать и действовать сообща. Иначе нет и речи о том, чтобы я освободился от множества проблем и разрешения вопросов» (письмо Шрилы Прабхупады, 5 июля 1964 г).

Между нами всегда будут различия, поскольку все мы – люди. Мы одеты по-разному, нам нравится разный прасад: кому-то нравится борщ, кому-то – вареники. Кому-то нравятся сухие сабджи, кому-то влажные. Кому-то нравится, когда в прасаде много специй, а кому-то – нет. Всегда будут различия, но все равно мы должны сотрудничать.

Именно поэтому Шрила Прабхупада сказал:
«Ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать,
стараясь дальше развивать наше Общество».

Если мы хотим получить милость Шрилы Прабхупады, нужно отложить в сторону свои собственные интересы и сотрудничать. Шрила Прабхупада может дать нам милость очень высокого уровня. Получив ее, мы можем очень быстро прогрессировать, и ради этого мы должны сотрудничать. Конечно же, это не просто. Прабхупада говорил, что духовная жизнь нелегка, но материальная жизнь невозможна. Никто не говорит, что духовная жизнь проста.

В одном письме Прабхупада написал, что не надо делать из движения Сознания Кришны утопию. Даже когда он лично присутствовал здесь, в движении были проблемы. Иногда их было так много, что Шрила Прабхупада не мог даже есть. Иногда столько проблем сваливалось ему на голову, что он не мог ни спать, ни есть, ни переводить.

Итак, пожалуйста, продолжайте сотрудничать и получать полное благо от садху-санги. Общайтесь со Святым Именем Господа. Шрила Прабхупада пишет в «Чайтанья-чаритамрите», что тот, кто слушает Святое Имя Господа, непосредственно общается с Верховной Личностью Бога. Все мы повторяем мантру каждый день, и поэтому мы все общаемся с Верховной Личностью Бога.

Повторение Святого Имени – это наша самая важная деятельность, суть всей нашей духовной практики. От повторения Харе Кришна мантры можно получить больше блага, чем от посещения всех святых мест в Индии. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что от повторения Святого Имени можно получить больше блага, чем от изучения всех Вед.

Это наша самая важная деятельность, и мы должны совершать ее в самое важное время дня – ранним утром. Большинству людей в это время хочется спать, но мы должны совершить такую жертву – встать пораньше и повторять имена Кришны. Нужно пытаться качественно повторять круги, избавиться от всех других мыслей и просто медитировать на звук святого имени.

Можно также думать о Господе Чайтанье, Радхе-Кришне и пытаться не отвлекаться ни на что другое. Если ум начинает блуждать, то нужно повторять громче, громкое повторение помогает контролировать ум. Нужно приносить такую жертву, повторяя в течение часа или двух каждый день и избегая 10 оскорблений. Для этого нужно знать, что это за 10 оскорблений. Перед тем, как начать повторять, нужно прочитать их. Самые худшие оскорбления – это первое (критиковать преданных) и десятое (быть невнимательным, позволять уму блуждать – прамада). Пожалуйста, вкладывайте как можно больше усилий в свое повторение, тогда вы сможете совершать быстрый прогресс.

Все материальное, что вы имеете, вы рано или поздно потеряете – здоровье, волосы, зубы. Ослабеет память, вам понадобятся очки, палочка для ходьбы. В Америке половина людей старше 85 лет страдает болезнью Паркинсона – это умственная неполноценность, когда тело дрожит, пропадает память, человек не может правильно говорить и начинает заикаться. Ко всем придет старость. Вы потеряете все свои деньги, ибо когда придет смерть, вы не сможете забрать их с собой. Уйдут ваши жена, дети или вы сами умрете. Когда вы будете умирать, родственники будут стоять вокруг вашей кровати и не смогут вам помочь.

Все материальное мы потеряем. Мы пришли в этот мир ни с чем и уйдем ни с чем. Хотя кое-что мы все-таки можем забрать – свои греховные реакции. Если мы вели греховную жизнь, то возьмем грехи с собой и будем страдать. Материальные богатства мы можем утратить и до того, как умрем. Когда наступит смерть, то у нас останется круглый ноль.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Я – всепожирающая смерть». Смерть – это фактор времени. Нельзя отмотать время назад, даже если вы – Президент Украины. Все являются слугами времени, а время – это Сам Кришна. Мы не можем победить Кришну, поэтому не можем победить и время. Кришна говорит, что Он – всепожирающая смерть. Нам придется всё отдать смерти.

У нас есть два варианта: первый – предаться Кришне, пока мы еще молоды, второй – предаться смерти. В любом случае придется предаться. Однако если мы занимаемся преданным служением, то предаемся Кришне напрямую и получаем огромное благо, поскольку Кришна говорит: «Как человек предается мне, так Я его и вознаграждаю». Но если мы не хотим предаваться Кришне напрямую, тогда нам придется предаться Ему косвенно, и Он явится нам как жестокая смерть, заберет все, и мы не получим никакого блага.

Но если смолоду мы добровольно предаемся Кришне, то Он будет отвечать нам взаимностью и помогать во всем. Мы уже не будем так сильно ощущать страдания материальной жизни. Мы в любом случае предаемся Кришне: либо напрямую, совершая преданное служение, либо косвенно, подчиняясь смерти. И в любом случае мы лишимся всего, что имеем. Разумный человек понимает, что лучше предаться напрямую. Он начинает повторять Святые Имена, общаться с преданными, принимать прасад, читать Священные писания, такие как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и таким образом получать благословения Кришны.

Из сборника лекций Е.С. Партха Саратхи Даса Госвами "Где найти бхакти".