jav-pop.net

Облако тегов

Прабхупада-радио

Веда-радио

Александр Хакимов (ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху), Абсолютное знаниеАлександр Хакимов (ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху), Абсолютное знание, Алматы, апрель 2010г.
1 часть

2-4 части лекции можно прочитать здесь:
Кто такой Бог?
Возвыситься до взаимоотношений с Богом
Бог в собственном сердце

Когда речь идет об Абсолютной Истине, а сегодня тема очень сложная, то на первый взгляд кажется, что этот вопрос касается религии, однако ни о какой религии мы говорить с Вами сегодня не будем. Никакого отношения наш разговор к религии не имеет. Религию вы выбираете сами, это зависит от вашей индивидуальности, от культуры, желания веры. Это может меняться, может не меняться. Мы видим в истории человечества, что это подвержено переменам. Религии могут меняться, они приходят в какой-то момент времени: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Они пришли благодаря какому-то великому лидеру, нисшедшему, то есть был какой-то аватар, или наделенная полномочиями и энергиями личность и устанавливает здесь какие-то нормы, и начинается религия под таким или другим названием. И, затем, в течение времени та или иная религия может прийти в упадок.

Древние Веды говорят, что любая религия постепенно придет в упадок, и ее снова нужно будет обновить. Снова кто-то должен приходить. Это принцип обновления, он существует всегда, это состояние вечности. Примерно каждые пятьсот лет на землю приходят какие-то пророки, в разных культурах, в разных точках, но примерно так происходит. Каждые пятьсот лет кто-то обязательно будет, и обновит какие-то принципы забытые человечеством.

Итак, обычно от человека исходит забвение. Забвение этих принципов. Человеку нужен компромисс, потому что абсолютная истина очень-очень высоко, труднодостижима для наших чувств, ума, особенно для практики. Если я что-то не могу практиковать в своей жизни, возвышенно, скажем принцип ненасилия или ахимсы: не убивай, или люби врага своего, мне трудно это делать, это слишком возвышенные принципы, то это выражается в критике.

То есть люди начинают осуждать, критиковать, а нужно ли так фанатично следовать всему этому. Вопрос или критика идут от слабости, потому что я не способен делать так. Как же мне быть тогда? То есть если меня культура фактически отвергает, я не могу жить по принципу ахимсы, то я буду отверженным. Я тоже могу быть причастным к цивилизованному развитию, к прогрессу, дайте мне уступку, я хочу каких-то компромиссов. С этого начинается момент утраты.

Сначала приходит высшее знание, очень строго, затем люди находят компромиссы. Чтобы другие также могли быть причастны, но постепенно забывают эти принципы, принципиально высочайший духовный уровень. И вот эта беспринципность в природе у нас у всех. Называется человеческая природа, она подвержена четырем видам недостатков. Любой человек имеет четыре вида недостатков.

Первый недостаток заключается в том, что чувства человека несовершенны. Несовершенны глаза, с точки зрения вселенского знания, практически ничего не значат. Несовершенен слух. Наши чувства касания очень несовершенны. Даже ум, мыслительные способности человека тоже имеют свои пределы и границы, и несовершенны. Первый момент чувства несовершенны.

Другой момент, человек подвержен иллюзиям, склонен впадать в иллюзию, принимать за реальность то, что не существует. Например, самая сильная иллюзия заключается в том, если коротко говорить об этом, что человек не верит в собственную смерть. Теоретически он знает об этом, но веры у него в то, что он будет жить вечно, нет. То есть он располагается спокойно в этом временном мире, в ожидании смерти, он может радоваться, веселиться при этом, потому что он находится в иллюзии. Называется, человек подвержен иллюзии.

Другое дело насколько она необходима, эта иллюзия, это уже отдельный вопрос, но сейчас мы говорим о недостатках человеческой природы. Чувства несовершенны, он подвержен иллюзии, склонен ошибаться. Обязательно, волей неволей совершает какие-то ошибки, даже не желая этого. Поскольку имеет несовершенства, будет ошибаться.

Есть такие примеры, как Кеннеди, Ганди. Это великие люди в истории современного мира, но даже они ошибались. Даже великие люди ошибаются, даже великие ученые ошибаются. Ганди говорили, - «не ходите на это собрание». Это была его последняя встреча. «Там очень опасно». Он подумал, и сказал, - «нет, я пойду туда». И был убит. Даже великие люди, даже очень проницательные люди, и, тем не менее, склонны ошибаться.

И последний недостаток, это склонность обманывать других. В силу предыдущих несовершенств. Я могу что-то честно говорить, но это уже ложь, потому, что я уже обманут своими чувствами, склонностью ошибаться, то есть я передаю какое-то знание своим детям, своим родственникам, в школе. Я даже не знаю, где я обманываю людей. Я считаю при этом, что я честный человек.

Это очень важный момент, что эти четыре вида недостатков сопутствуют человеку, поэтому мы не можем получить от человека знания об Абсолютной истине. Это невозможно. Поэтому моя роль в данном случае весьма сложная, потому, что я человек, и должен говорить об Абсолютной истине.

Как я должен говорить? Если я буду говорить свое мнение, я вас всех обману. Если я скажу, - мне кажется, что Абсолютная истина вот такая, или я думаю, что Абсолютная истина… Это все будет ложь и обман. И даже может казаться, что на данный момент я прав, в сравнении с другими философами, я могу быть передовым, но все это будет передовая ложь.

Знания об Абсолютной истине нужно получить из абсолютного чистого источника. То есть речь идет о преемственности. Абсолютная истина. Это очень принципиально важный вопрос, и прежде всего, требует от человека безупречной честности. Тогда можно говорить об Абсолютной истине. То есть только мошенники могут излагать свое мнение о том, чего они никогда не видели, и не знают. Это природа мошенничества, человеческая природа. Волей неволей мы становимся мошенниками, когда что-то придумываем. У нас есть воображение, есть интеллект, мы пользуемся ими, думаем, что этого достаточно, но это невозможно. Так же, как лягушка в колодце, никогда не сможет представить, что такое Атлантический океан. Попробуйте объяснить. Даже если вы скажите, - «дорогая, я видел, большой объем воды». «Сколько воды? Сколько колодцев воды?». Она будет мыслить колодцами. Это ее опыт.

Также есть опыт ученых, науки. Наука существует всего лишь несколько сотен лет. Такая, какой мы ее видим, она имеет опыт очень небольшой. Практически никакого вселенского опыта. Но, если вы откроите Веды, там описываются размеры Вселенной, описывается, что таких Вселенных бесчисленное множество, описывается устройство этого мира до тончайших вещей.

Я недавно открыл какой-то сайт, там описывается боевое искусство, которое превосходит даже известные современные китайские техники, и оно изначально найдено на санскрите в Ведах. Боевое искусство, которым сейчас пользуются страны Востока. Там оно изначально существует, и этим искусством пользовались воины прошлого, арии. Это искусство о тонком устройстве тела человека, и сила практически не нужна, для того, чтобы быть воином. Нужно знание йога, концентрация. То есть эта наука сейчас не раскрыта, ей почти не могут пользоваться. Сейчас в России один человек создал школу, там пытаются ее применять, он говорит, что это йога, и он говорит то, что это никогда не применялось ни в одном боевом искусстве.

Если мы обратимся к первоисточникам, то увидим, что люди пользовались Махабхаратой, иллюстрируют Веды, и это история. В истории мира люди пользовались этими искусствами, но они кажутся неправдоподобными, неосуществимыми, сказочными или мифическими действиями или поступками, потому что люди действовали при помощи звука, и концентрации ума. Абсолютно все науки основывались на этих двух способностях: умение слушать, издавать звук и концентрации ума. Все искусство заключается в этом.

Но, сегодня мы не будем говорить об этой технике, мы сегодня поговорим об Абсолютной истине. Абсолют означает - применим к каждому, то, что применимо к каждому. Только не думайте к человеку. Не только к человеку, к каждому живому существу, во все времена, всегда. Это называется Абсолютное знание. И есть относительное знание, то есть не божественное знание. Это знание, которое опирается на мою индивидуальную природу, то есть на данный момент времени я думаю, что это хорошо, а это плохо. Время меняется, и я тоже могу концепцию изменить. Относительно места, времени, обстоятельств.

Это тоже очень важный момент, это функция разума, то есть Абсолютное знание тоже нужно уметь применять. При этом в применении мы можем использовать место, время, обстоятельства, по-разному, но знание при этом само не меняется. Одновременно оно неподвижно статично и экстатично, и то, и другое применимо к нему.

Как солнце находится в покое, верно же, но его излучение дает столько жизни, столько энергии. Оно статично и не статично. Океан он статичен и не статичен одновременно, он никогда не выходит из берегов, но внутри происходят очень глубокие, бурные процессы. Вот это означает Абсолютная истина, вмещающая в себе все противоречия, и статична и экстатична. И то, и другое. И движущаяся и не движущаяся. Оно заполняет все это знание безгранично, поэтому оно статично, но внутри Абсолютного знания много взаимоотношений и взаимодействий, оно очень подвижно.

Поэтому здесь человеку сложно сориентироваться, где точка отсчета, и для того, чтобы обрести это представление, необходима безупречная честность. Не та честность, которая нам необходимо, чтобы правильно давать человеку сдачу в кассе. Это не та честность. Потому что, как мы сказали, если даже если вы настроены честно работая на кассе, в силу своего несовершенства вы все равно кого-то обсчитаете, по ошибке.

Поэтому в Ведах говорится, что из-за этого несовершенства, из-за такой честности, и возникают разногласия между людьми, и вражда. Нарушается принцип ахимсы, из-за мирской честности. Если вы, даже не думая, не желая, по ошибке совершили неправильный расчет в деньгах даже с другом, это может разрушить все ваши отношения. Он заподозрит и перестанет доверять вам, но вы это сделали не нарочно, а доверие кончится.

Поэтому в Шримад Бхагаватам говорится, что войны, вражда, разногласия вспыхивают в человеческом существе по поводу, и даже без всякого повода. Не имеет значения. Такова природа. Как бамбуковый лес во время сезона жары, жара в Индии что-то страшное, не то, что жара здесь, особенно если поднимается ветер. Если ветер, то это уже катастрофа, вы можете не выжить на улице, будите как в духовке с вентилятором, то есть этот ветер вас просто высушит.

Однажды мы попали в преддверие жары, и почувствовал, что это очень опасно для западного человека оказаться в таком пекле. И вот, в таком пекле иногда дует ветер, и растут стволы бамбука, при такой жаре они начинают качаться и стволы тереться друг о друга, и вспыхивает пожар без всякой причины.

Это сравнение. Также в человеческом обществе возникают разногласия, войны, разводы, ссоры, новые примирения и прочее без всякой причины. Или по какой-то незначительной причине, то есть серьезной причины нет. Если мы опираемся на Абсолютную истину, то вообще такой причины нет, иметь разногласия. Если Бог один, то почему мы должны враждовать друг с другом? Где причина? Причина находится в относительном знании. Относительная истина, это и есть та причина, которая порождает разногласия. Я думаю так, а я так. Мы начинаем драться, спорить. Бог такой, нет, он такой. У меня такая религия, а у меня такая.

Но мы забыли одну вещь, что все мы вышли из одного источника. Вопрос религии не будет касаться, только знания, только позиции человека, разума человека.

В Ведах говорится, что только человек может осознать такие вещи, как Абсолютная истина, но при специальной подготовке. Потому что огромную силу влияния на нас имеет наше рождение, пол, возраст, воспитание, культура, которую мы впитали. Все это помогает нам развиваться, и одновременно препятствует познать Абсолютную истину. Потому что Абсолютная истина очень-очень далеко в точки зрения любой материальной культуры, это очень далекий процесс. Поэтому ученые выстраивают планы развития на тысячи лет вперед. Через тысячи лет мы построим такие города на океанах, или на Северном полюсе будут города, оранжереи и пр. Они планируют, но постепенно. Мы стараемся для наших потомков.

Нет, Абсолютная истина, бесконечное знание существует уже сейчас. Не через тысячу лет мы достигаем совершенства, а прямо сейчас достигаем совершенства, если знаем что такое Абсолютное знание. Но, при помощи материальной культуры это невозможно так быстро сделать, это вообще невозможно. Этот процесс на санскрите называется ароха, бесконечен. Настолько долгий процесс, что вы забудете с чего начали. Давным давно мы забыли с чего начали, мы не помним все свои истоки, кажется развитие, а мы не помним с чего начали. Тогда куда же мы идем? Можно запутаться.

Поэтому Веды предлагают совершено другой подход ни путь опыта, эксперимента, накопления какого-то постепенного знания, и так достичь Абсолютного знания. Нет, Абсолютное знание может низойти на человека. Снизойти. Нисходящий, есть восходящий процесс, наши усилия, опираясь на науку, на культуру, на цивилизацию. Можно двигать постепенно, постепенно, забывая с чего мы начали. Это сложно. И есть нисходящий процесс, когда в любой момент времени вы можете понять то, что существует над происходящим. Так же как если поднять голову вверх, то увидите солнце.

Вы когда-нибудь думали, что такое солнце с точки зрения Вед? Солнце светило, оно контролирует жизнедеятельность каждого живого существа. В Ведах буквально говорится, это глаз Бога, оно видит каждое живое существо. Откройте глаза, далеко вы увидите? Со спутника видно даже каждого человека, сейчас достигли такого. Вы делаете снимок, увеличиваете, и человек сидит. Можете увеличить масштаб планеты, такая сила зрения. Это солнечный луч, при помощи солнечного луча мы можем воспринимать, но сила нашего зрения все же не такова, как солнечный луч. Хотя мы пользуемся солнечным лучом, но лишь мизерную часть его энергии мы воспринимаем. Если это помещение увеличить раз в пять, десять, то будет уже бессмыслица.

А солнце видит вас четко и ясно, и не только прямым солнечным лучом, но также и через электрическую энергию, это его трансформированная энергия. Глаз Бога. Попытайтесь мыслить другими категориями, другими масштабами знания. То есть есть высший разум, есть контроль, который существует над каждым живым существом. Что это за контроль? Каждый человек, каждое тело пройдет через шесть перемен. Каждый из нас уже находится в процессе.

Это так же как самолет, который пройдет через несколько этапов. Сначала разгон, форсаж, потом взлет, набор высоты, нужно будет просто терпеть, трястись. Затем в какое-то время начнется снижение, потом посадка, снова форсаж, тормоз и вы прибыли. Каждый самолет идет таким путем, есть контроль. Иначе нельзя, есть инструкция. Иначе вы не долетите.

Также в жизни человека, сравнивается с самолетом. Каждый находится в своем самолете, в каком-то смысле мы друг другу помочь не можем. Мы может только лишь общением поддерживать связь. Итак, каждый умрет в свое время, в этом мы не можем помочь друг другу, каждый в своем самолете, но мы можем общаться, получать инструкции, наставления. Если в самолете какая-то проблема, то нужно получать инструкции, контроль снизу, и уже непосредственно применять их в полете.

И что-то сродни этому. Мы сначала рождаемся, включился двигатель, затем начинается наше развитие, рост, это разгон самолета. Турбины включаются, это образование, воспитание. Затем взлет, человек начинает жить самостоятельно, вот тут большая ответственность. А потом привыкает к этому и находится в полете своей жизни, где его трясет, жизненные обстоятельства, но ему нужно лететь, не сворачивая с курса, терпеть все неудобства, получать инструкции. Если слишком сложности возникают в полете, то только благодаря инструкции он может продолжать действовать. Затем горючее истекает, время подходит, начинается снижение, наступает старость, а затем постепенно исчезновение. Все самолет сел, и в небе его больше нет. Не так, что его вообще нет, его нет в поле зрения. Затем он заправляется и снова взлетает.

Вот такой пример. Родившийся умирает, умерший родится заново. Он снова взлетит, но уже в другом самолете. Это ведический закон. Почему мы об этом говорим? Без осознания законов вселенной, мы не сможем понять Бога. Иначе мы будем думать, что Бог принадлежит к какой-то нации, к какой-то материальной культуре, или он просто придуман людьми. Надо изучить вселенские законы. Есть разум абсолютно независимый от человека, и всегда так будет, мы не сможем подчинить себе, познать и покорить. Это называется Бог. Он всегда выше, нет никого равного ему, нет соперников, он существует только один, и все под его контролем.

Но тенденция такова, что человек хочет быть контролером. Он изучает законы Бога, законы природы, для того чтобы их применять, освоить их, подчинить себе эти законы. Это невозможно. Тут очень важно научиться правильно, мыслить, не как религиозный человек, а как ученый.

Например, почему ученые изучают законы физики и химии? Чтобы правильно, практично мыслить. Тогда все ваши мысли будут сбываться в практике, в жизни, то, что вы думаете, будет происходить на самом деле. Так мы изучаем природу материала. Цемент для этого, стекло имеет такие свойства, есть металл, черепица, кирпич для чего? Чтобы строить дом. Вы закладываете фундамент стеклом? Нет, вы так не мыслите, потому что вы знаете природу материалов. Разве что ради глупой фантазии, посмеяться. Но, если вы серьезный человек, вы будете мыслить в соответствии с природными явлениями и законами природы.

Так вот, до какой степени мы знаем законы природы, до такой степени можем мыслить, до такой степени мы мыслящее живое существо. Не просто фантазеры, у которых плавают всевозможные образы в голове, и эмоции. А именно мыслящее существо.

Итак, наука знает всего несколько законов природы, а их 33 миллиона описывается. Законов материальной природы, то есть современной науке очень далеко до глубоких размышлений об этой жизни, об этом мире. И поэтому, как же мы сократим путь, изучая все 33 миллиона законов? Не представляется возможным. Некоторые законы даже не уместятся в наш рассудок, мы даже не сможем понять, о чем речь идет. Закон тяготения открыли когда-то, все удивились, надо же точно есть такая энергия тяготения, а раньше никто не замечал, в рассудок не умещалось.

А есть еще законы, которые люди вообще понять не могут, выделить его, подумать, что такое существование. Отделите существование от всех предметов и явлений, энергию существования, существует еще такой закон. Ученые пока не достигли этого уровня, не могут практиковать такие законы. Но, это в Ведах описывается, что есть 33 миллиона законов, и эти законы контролируют наше существование, которые мы даже не знаем.

Смотрите, чтобы я не думал о гравитации, о тяготении, этому закону абсолютно всё равно, что я думаю о нем, он выше всего этого. Я могу соглашаться с ним, могу не соглашаться, могу что-то придумать о нем, он действует не зависимо от моего понимания, воображения, представления. Я завишу от него, а он от меня никак не зависит. Есть это положение, есть высший разум, от которого все зависит, он же не от кого не зависит.

Итак, нужно постичь не зависимое от всего, энергию не зависимую от всего, которой все подчиняется. Пример помогает нам понять солнце. Оно не зависимо от земной жизни, своя орбита, свое существование, свои законы. Очень далеко от нас, но при этом все зависит от энергии солнца в нашей жизни. Вот пример, зависимо и не зависимо.

Итак, если мы научимся законам природы, мы сможем правильно мыслить. И чтобы сократить наш процесс изучения, Веды это предлагают сделать сразу. И не только Веды, любое священное писание. Люди что-то хотят знать, дают, но больше того, что они могут, не дают. Это духовные, священные книги. В Ведах есть и полный объем, законченное знание. Есть и законченное, и не законченное, но все это разделы знаний. Они сходятся всего лишь к нескольким правилам, которые очень трудно осознать в жизни, то есть почему именно так, а не по-другому. Если их практиковать, то всегда получите хороший результат. Ахимса практикуйте, всегда получите хороший результат, у вас постепенно будет очень хорошая карма, потому, что есть уже набор плохой кармы, нужно время.

Итак, хорошая карма прекрасно, что делать с плохой кармой? Сжечь. Как сжечь? Вот это знание о Боге. Когда вы начинаете мыслить о Боге, опираясь на законы Бога, вся карма у вас сгорает, просто при помощи мысли. Это искусство, это не так просто, как мы сейчас выразились легко, но это факт, именно так. Об этом нужно говорить более подробно, развернуто, как это мыслить, смарана называется. Это медитация. Именно медитация сжигает все неблагоприятное в уме человека, в жизни человека, освобождает ее. Мысль о Боге освобождает от всех последствий грехов, так и написано.