Е.С. Бхактивайбхава Свами – Первые шаги к Кришне

first-steps-to-krishna

Я помню, что когда я был совсем, совсем юным, где-то между 10 и 14 годами, я всегда задумывался о том, что происходит после смерти. Я не мог допустить, что после смерти наше индивидуальное сознание перестает существовать. И позднее, во время философских диспутов с друзьями о проблемах жизни, я никогда не мог смириться с этим фактом. Я просто не мог представить себе такого. В то время я был сильно увлечен движением хиппи, музыкой.

Я стал интересоваться мистической йогой и другими подобными вещами. В возрасте 16-17 лет мы обычно вели беседы всю ночь напролет о жизни и смерти, о жизни после жизни и множестве аналогичных вопросов. Конечно, мы не были готовы к таким разговорам, и они представляли собой просто различные спекуляции. Именно в то время я начал ощущать сильное влечение к Индии.

Мне хотелось поехать туда, но я еще не мог позволить себе этого. Иногда я путешествовал вместе с рок-группой и иногда даже играл сам. В конце концов, мне захотелось стать студентом. Я решил поступить в высшую школу на отделение графического дизайна. Несмотря на то, что я еще не был студентом, я всегда находился в гуще студенческих споров. Мне хотелось знать о жизни все.

Я спрашивал себя: в чем смысл этой жизни. Я пытался заниматься музыкой, и мне хотелось понять что-то через жизнь хиппи. Я старался понять смысл всего, потому что я был очень напуган. Я помню, что в возрасте 18 лет я был напуган, как восьмидесятилетний человек.

Я больше не видел смысла в материалистическом обществе. Глядя на людей, идущих каждый день на работу, я спрашивал себя: зачем и почему? Смысл жизни не в том, чтобы мы тяжко трудились днем, а ночью проваливались в сон. Такие мысли будоражили мой ум.

Е.С. Бхактивайбхава Свами — Семинар по «Нектару наставлений»



День первый     День второй     День третий     День четвёртый     День пятый

Сегодня последний день нашего семинара по «Нектару наставлений». Вчера мы остановились на том, что существует пять видов освобождения.

Первый вид освобождения немедленно отвергается преданными, этот вид освобождения носит название саюджья-мукти. Затем существует ещё четыре вида освобождения: сарупья – достижение положения, когда мы имеем тело, похожее на тело Господа; затем салокья – жизнь на той же планете, что и Господь; саршти – обладание теми же богатствами, которыми обладает Господь; и самипья – положение приближенного Господа.

Есть один стих, который был сказан Капилой Муни. Он дает наставления Своей матери – Девахути о том, что чистый преданный не принимает ни один из этих видов освобождения. Он не принимает даже салокью, садитью и самипью, несмотря на то что Сам Верховный Господь может предлагать их ему. Сарвабхаума Бхаттачарья также произнес один стих, который связан с имперсональным освобождением. Он объясняет, что существует 2 вида саюджья-мукти, т.е. имперсонального освобождения. Погружение в сияние имперсонального Брахмана – это один вид имперсонального освобождения, другой вид освобождения – погружение в тело Господа, что ещё хуже. Почему он говорит, что это хуже? Кто может ответить? Так много йогов-имперсоналистов, которые желают такого имперсонального освобождения. Они хотят освободиться от материального существования и достичь освобождения. Итак, что же в этом такого ужасного? Почему вайшнавы отвергают этот вид освобождения? Кто-нибудь знает?

Е.С. Бхактивайбхава Свами — Семинар по «Нектару наставлений», день 4

ЕС Бхактивайбхава Свами - Семинар по Нектару наставленийДень первый     День второй     День третий     День четвёртый     День пятый

Мы должны предаться. Благоприятное умонастроение преданного служения проявляется в чувствах. По крайней мере, я подумал, что это интересный момент. Потому что обычно в объектах чувств проявляется другое умонастроение. Не так ли? Когда вы смотрите на объект чувств, то проявляется умонастроение духа чувственного наслаждения. Но если все попадет под контроль преданного служения, то при виде объектов чувств дух чувственного наслаждения больше не проявляется в этом объекте. Умонастроение меняется на благоприятное для преданного служения. Именно поэтому продвинутый преданный, видя объекты чувств, хочет немедленно вовлечь их в преданное служение Кришне. Но тот, кто не настолько продвинут, начинает думать: “О, это все майа!” Он может воспринимать только это умонастроение чувственного наслаждения, и именно поэтому он не настолько продвинут. Когда брахмачари-неофит ходит по улице и видит молодых девушек, он начинает кричать: “А-а-а, это майа!”, и в страхе убегает в противоположенную сторону. Но проблема не исчезает. Когда он бежит в другую сторону, он опять натыкается на девушку, снова начинает кричать и издавать звуки, похожие на звуки стоп-крана. Куда бы он ни бежал, везде есть какие-то женщины. Вы не сможете избежать этого. И сколько он будет бегать туда-сюда?

Один ученик спросил Шрилу Прабхупаду: “Есть ли такая планета, где нет женщин?” Прабхупада ответил, что даже в духовном мире живут миллионы женщин. Если вы отправитесь в духовный мир, там полно гопи - женщин, миллионы гопи, миллионы женщин. Если вы посетите храм Харе Кришна, то там вы тоже увидите миллионы матаджи. Мы не можем избежать этого. Очевидно, мы должны изменить что-то другое. И это что-то - наше сознание. Только тогда мы не будем воспринимать объекты чувств как майю. По мере продвижения наша восприимчивость перейдет в другую форму, благоприятную для преданного служения.

Е.С. Бхактивайбхава Свами — Семинар по «Нектару наставлений», день 3

ЕС Бхактивайбхава Свами - Семинар по День первый     День второй     День третий     День четвёртый     День пятый

Вчера мы обсуждали праясу. Помните о том, что такое праяса? Это чрезмерное усилие для достижения плодов своей деятельности, являющееся бесполезным. В связи с этим Бхактивинода Тхакур цитирует знаменитый стих из ''Шримад Бхагаватам", каждый преданный должен знать этот стих: "Деятельность, которой занимается человек в соответствии со своим положением, является бесполезной, если в результате ее не появляется привязанности к посланию Верховной Личности Бога. Преданные принимают свои обязанности в соответствии с варнашрамой. Если эти обеты благоприятны для преданного служения, то их можно считать частью преданного служения, их деятельность не является кармой. В этом стихе используется понятие "сванишьхита", так же существуют преданные-сванишьхита – это очень важный термин. Бхактивинода Тхакур объяснял, что преданные-сваништхита слишком привязанные к своему видению того, как совершать преданное служение. Это означает, что они предпочитают заниматься определенным преданным служением, в соответствии с религиозными принципами. Старшие преданные практикуют такое преданное служение, как "шраванам " и "киртанам ", но они чувствует особую привязанность к определенной деятельности. Бхактивинода Тхакур объясняет, что такое преданный называется "сваништхита", он приносит карму и проецирует ее на преданное служение.

Существует еще один вид преданного, который известен, как париништха. Он привязан к любому виду преданного служения, он может заниматься любым видом деятельности в преданном служении Кришне. Он совершает религиозную деятельность в соответствии с варнашрамой только с целью привлечь людей к процессу преданного служения. Сам он не зависит от такой деятельности.

Затем есть преданные, известные как "нирапекша ". Такой преданный занимает нейтральную позицию. Он принимает только то, что благоприятно для преданного служения, не учитывая мнение публики. Он заботится только о своей духовной жизни, и о том, что благоприятно для нее. И такие сложные вещи, как например, посещение святых мест, (Бхактивинода Тхакур говорит, что это также является праясой), также не благоприятны для преданного служения. Но, если человек отправляется в места, где проходили игры Кришны, с великим желанием пробудить свою любовь к Нему и общаться с преданными, то это является преданным служением и не является бесполезной праясой.

Е.С. Бхактивайбхава Свами — Семинар по «Нектару наставлений», день 2

ЕС Бхактивайбхава Свами - Семинар по

День первый     День второй     День третий     День четвёртый     День пятый

Вчера мы обсуждали аскезы, которые совершал Рагхунатха дас Госвами, и мы изучили очень важный стих, сказанный Чайтанйи Махапрабху. Если вы помните, там говорилось, что преданный не должен стать слугой своих языка, желудка и гениталий. Мы также обсуждали, что даже такие демоны, как Хиранйакашипу, совершали великие аскезы, но это не означает, что они являлись великими преданными Господа. Поэтому нужно понять, что контроль чувств не является самым главным в преданном служении. Самая важная деятельность – это слушание, воспевание и памятование – они являются одними из самых главных аспектов преданного служения. В “Бхагавад-гите” Кришна также приводит знаменитый пример того, как преданный должен вовлекать свои чувства в преданное служение Господу.

Там дается пример черепахи. Это означает, что когда черепаха нуждается в своих чувствах, она выводит их из своего панциря, а когда чувства ей не нужны, она просто втягивает их обратно в панцирь. Подобным же образом, преданный должен использовать свои чувства тогда, когда есть возможность служить Кришне. Если нет такой возможности, он должен спокойно повторять Харе Кришна мантру.

Со временем, Рагхунатха дас Госвами перестал ходить и просить милостыню, он отправлялся в те места, где раздают прасад и ждал, когда выбросят остатки недоеденного прасада. Когда Чайтанья Махапрабху услышал о том, что Рагхунатха дас проявил еще большую аскетичность, он дал ему следующее наставление – Шри Чайтанья отметил, что тот, кто чувствует себя ниже травинки, лежащей на улице, терпеливее, чем дерево, кто не ожидает почтения, но всегда оказывает почтение другим, тому очень легко воспевать Святое имя Господа. Это очень, очень важное наставление.

Почему мы настолько беспокойны в своем воспевании? Мы повторяем несколько кругов, и нам хочется заниматься чем-то другим. Потому что наши чувства не находятся под контролем. И Рагхунатха дас Госвами, практически продемонстрировал этот принцип, он показал, как нужно привести свои чувства под контроль. Рагхунатха дас Госвами воспевал Святое имя практически постоянно. Преданные, проходящие рядом с местом, где воспевал Рагхунатха дас Госвами, слышали Святые имена и ночью и днем.

Е.С. Бхактивайбхава Свами — Семинар по «Нектару наставлений», день 1

ЕС Бхактивайбхава Свами - Семинар по День первый     День второй     День третий     День четвёртый     День пятый

Введение

Добро пожаловать на наш семинар, посвящённый "Нектару наставлений" Шрилы Рупы Госвами. Перед началом я хотел бы предложить свои почтительные поклоны Шриле Прабхупаде и всем предыдущим ачарйам.

Рупа Госвами, автор Шри Упадешамриты, часто чувствовал глубокую разлуку с Господом Кришной, подобно тому, как Шримати Радхарани чувствовала разлуку с Кришной в то время, когда Он покинул Вриндаван и уехал в Матхуру.

Когда Господь Чайтанйа проходил по улицам Нилачалы, видя сады, которые росли по обочинам дороги, Он сразу же вспоминал о Вриндаване. Видя песочные дюны в Нилачале, Он сразу же вспоминал о Говардхане. Видя волны океана, Он вспоминал о реке Ямуне. И в действительности, благодаря своему умонастроению, Он всегда находился во Вриндаване. Когда Он хотя бы немного приходил во внешнее сознание, Он рассказывал о науке сознания Кришны, науке преданного служения, и суть того, что говорил Господь Чайтанйа, была записана Рупой Госвами в форме Шри Упадешамриты, "Нектара наставлений".

В некоторых комментариях к "Нектару наставлений" Шрила Прабхупада просто вставлял целые абзацы из комментариев Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые известны, как Анувритти. До того, как Бхактисиддханта Сарасвати написал комментарий к этой книге, Шрила Бхактивинода Тхакур также составил свой комментарий, и наш семинар основан, в основном, на комментариях Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он написал 12 статей, посвящённых шести вещам, которые благоприятны для преданного служения, и шести вещам, которые являются препятствиями для преданного служения. Этот материал печатался в журнале “Саджана-тошани”, а в 1943 году эти статьи были изданы в форме книги, которая называется “Шри Бхактйалока”. Эта книга переведена на английский язык.

Воспоминания Е.С. Бхактивайбхавы Свами о первых годах в сознании Кришны

Воспоминания ЕС Бхактивайбхавы Свами о первых годах в сознании КришныВ конце шестидесятых я отправился на поиски духовности. Я жил в коммунах интеллектуалов и художников и пытался выразить внутренние размышления и чувства в музыке, экспериментируя с психоделикой. Нашей целью было спровоцировать перемену в мышлении общества.

Позже я начал почитывать кое-что по восточной философии, и очень хорошо помню наши оживленные дискуссии со студентами в гамбургском Философентурме («Башне философа»). В начале 1970 года я решил отправиться в паломничество в Тибет и перенял образ жизни буддистского монаха. Так или иначе, я чувствовал сильное желание очистить свое существование.

Прямо перед отъездом я отправился на концерт «Квинтессенции», одной из самых «духовных» групп, участники которой носили индийские одежды и пели Харе Кришна мантру. Во время представления я почувствовал сильную тягу к пению и после концерта встретился с участниками группы. Я спросил Шакти, лидера группы, об Индии и о мантре, потому что никогда не видел преданных. И он рассказал мне о храме Харе Кришна на Бартельштрассе. 

В следующее воскресенье я отправился в храм, но, войдя во двор, вдруг засомневался. Шел проливной дождь, а я стоял во дворе, не соображая, что делать. Я вошел внутрь, но подняться по лестнице опять-таки не решился. И когда я вот-вот уже собирался уходить, с третьего этажа меня заметил Мандалибхадра и воскликнул: «О, первый раз у нас? А чего не заходишь?» Отступать было поздно, и я поднялся наверх.

Е.С. Бхактивайбхава Свами — лекция об уровнях преданных

ЕС Бхактивайбхава Свами, лекция об уровнях преданныхКришна-бхакта или чистый преданный Кришны не имеет никаких материальных желаний. Чистый преданный умиротворен. До тех пор пока материальные желания беспокоят ум и чувства не возможно быть удовлетворенным. Бхукти, мукти и сиддхи – все это различные виды материальных желаний. Но что же такое духовное желание? Конечно, принимать прасад - это первое наше желание. Но самое главное – удовлетворять чувства Кришны. Хришикена хришикеша севанам бхакти – служить чувствам Кришны, таково духовное желание.

Чистые преданные не хотят даже вернуться домой к Богу, они хотят оставаться там, где Кришна хочет, чтобы они оставались. Если Кришна хочет, чтобы они вернулись к Нему, тогда они идут туда; если Он хочет, чтобы они служили в материальном мире, они остаются в материальном мире, они не имеют собственных желаний, все их желания связаны с Кришной.

Однажды один ученик спросил у Шрилы Прабхупады во время утренней прогулки:

- Шрила Прабхупада, будет ли хорошо, если я буду оставаться жизнь за жизнью в этом материальном мире, чтобы проповедовать Сознание Кришны?

Шрила Прабхупада ответил:

- Если ты желаешь, жизнь за жизнью оставаться в материальном мире, то это означает, что ты не хочешь заниматься преданным служением, а хочешь удовлетворять свои чувства.

Интересные истории, случившиеся с Е.С. Бхактивайбхавой Махараджем

Интересные истории, случившиеся с ЕС Бхактивайбхавой МахараджемКак-то в питерском храме один бхакта лег спать и в сонном состоянии закатился под вьясасану. Там он благополучно проспал всю утреннюю службу. После джапы Бхактивайбхава Махарадж сел на вьясасану читать лекцию, и вдруг во время лекции послышался очень сильный храп. Махарадж (а он очень не любит, когда спят на лекции) внимательно осмотрел аудиторию и убедился, что спящих нет. Но храп, несмотря ни на что, продолжался! И вдруг Махарадж понял, что храп раздается из-под вьясасаны. Он взял данду и постучал по вьясасане.

Раздался странный звук, похожий на стон, и храп продолжился. Все преданные лежали на полу от смеха. И вдруг этот преданный проснулся и осознал, во что он влип. Махарадж ему говорит: "Вылезай", а он отвечает: "Не вылезу!".

Тогда Махарадж взял с подноса шарик и говорит: "Возьми маха-прасад", и тут же из-под вьясасаны вылезла рука, за которую Махарадж схватил, вытащил преданного, сунул ему в рот шарик и затолкал обратно под вьясасану. Хохот в алтарной был такой, что, наверно, было слышно на улице...

Историю записал Шри Джишну Прабху


Однажды Шрила Бхактивайбхава Свами играл с учениками в футбол. В одном эпизоде, одному ученику ногой попали по лицу. Он упал и потерял сознание. Вызвали скорую. Его увезли. Махарадж сказал:

- Видимо Кришна не хочет, чтобы мы играли в футбол. Через 4 часа звонит радостный из больницы и говорит, что он до этого встал в очередь на исправление носовой перегородки. Операцию надо было ждать год и заплатить 200 долларов, а тут ему сделали без очереди и бесплатно. Махарадж сказал:

- Видимо Кришна хочет, чтобы мы играли в футбол.


Цитата о Е.С. Бхактивайбхаве Свами из письма преданного

Цитата из письма преданного о ЕС Бхактивайбхаве СвамиЧитая Ваши вдохновляющие отзывы не могу не поделиться и своими скромными впечатлениями от встречи с Гуру на Садху-Санге 2008 году. Я совсем новичок и впервые видел гуру. Он производит огромное впечатление! Просто живое воплощение невозмутимости и аскетизма (даже Шачинандана Свами это отметил предоставляя слово на закрытии фестиваля). На лекциях Гуру, как правило, отказывался от вьясасаны и читал лекции прямо на полу, рядом с учениками. А лекции такие доступные, человеческие и в то же время очень возвышенные! Так просто себя ведет с людьми не взирая на их положение! Нет даже намека на то, что он занимает такой высокий пост в нашем обществе!!!

Кажется, что он просто "очень хороший преданный из нашей ятры". Мне рассказали, что он более 25 лет занимался санкиртаной с разъездными группами (уже писали, ЧТО это были за страны!). Казалось бы, он на распространении книг "собаку съел". Но при этом как он искренне восхищался русскими преданными, распространявшими по 400 больших книг в день!

Он сказал: " Если и есть определение слову "невозможно" то это оно и есть!". Такое простое, абсолютно независтливое, чистое и возвышенное мышление !!! Просто живое воплощение качеств Преданного! Я восхищен этой личностью! И поэтому с удовольствием и воодушевлением кричу ему "Джая!!!". Прошу прощения за эмоции и нескладный слог, от всей души просто хотелось поделиться впечатлениями. Спасибо и еще раз извините.

Из письма преданного

Слухаємо Книги Прабгупади