jav-pop.net

Облако тегов

Прабхупада-радио

Веда-радио

Харидас Тхакур

Харидас Тхакур, Часть 1

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из первого номера XXV тома за июнь 1927 года).

Со всем возможным почтением мы постараемся описать здесь деяния Харидаса Тхакура, посвятившего всего себя без остатка служению Шри Хари. Следуя по стопам Харидаса Тхакура, чья гордость всецело связана со служением Всевышнему, мы тем самым непременно ощутим удовлетворение, косвенным образом почтив и себя тоже, и надеемся, что уважаемый читатель разделит с нами эту радость. Этот великий преданный Бога появился на свет в деревне Будхан, округа Джассор, в конце XIV столетия.

Чтобы в полной мере осознать величие явления Тхакура Харидаса, необходимо получить некое представление о социальном укладе жизни в Бенгалии того времени. Кастовая система в ту эпоху уже полностью утратила свою значимость, и под религиозной чистой деятельностью стали понимать деспотичные и жестокие обряды, являющиеся грубым нарушением принципов ведического общества. Представление о самой сути религии, бытовавшее среди так называемых религиозных сообществ, было ничем иным, как проявлением сектантской нетерпимости и ненависти.

С другой стороны, нравственно разложившееся индийское общество, раздувшееся от гордыни за свое благородное положение в высших кастах, выказывало презрение всем, кто занимал более низкий социальный статус, а религию использовало лишь для осуществления своих честолюбивых замыслов. Такая псевдо-религиозная практика приняла форму открытой враждебности к вайшнавам и постоянных нападок на санатана-дхарму (вечную религию всех джив).

Убожество и низость подобных эгоистических оскорблений истинной веры, а также ничем не обоснованная жестокость, принявшая крайнюю степень злобы и неприязни, подобно хронической болезни поразила саму элиту индийского общества.

Более того, охваченная множеством предрассудков явана-сампрадая открыто притесняла всех индусов, выставляя напоказ свою ненависть, вражду и нетерпимость. Сообщество яванов даже не пыталось понять подлинное величие индуизма, ничем не ограничивая свои многочисленные нападки на религию индусов. Арийцы и яваны Бенгалии строили свои взаимоотношения на основе убеждения, что суть дхармы людей состоит в обоюдной вражде, неизбежно приводящей к непростительным оскорблениям метода религиозного поклонения друг друга. Их непримиримое противостояние стало источником бесконечных страданий для всего бенгальского общества. Большинство людей не имело даже маломальского духовного общения и было полностью деморализовано примерами роскошной жизни, практически начав преклоняться перед наслаждениями этого мира и мирской властью. Показная обрядовость стала настолько преобладать во всей религиозной деятельности индусов, что не было бы преувеличением сказать, что не осталось ни одного человека, склонного к искреннему и чистосердечному поклонению Богу.

Приравнивая достижение духовного царства в потустороннем мире к трудностям преодоления высочайших горных вершин, люди пытались следовать многочисленным практикам, таким как различные методы йоги, изнуряющим обетам (чандраяне и другим), а также строгой и аскетичной жизни в воздержании или монашестве, пытаясь обрести наслаждения (бхукти) или совершить духовное самоубийство (мукти).

И поскольку индусы сомневались в том, что, приняв воспевание Святого Имени Бога на начальной стадии оскорблений, они достигнут преходящих плодов дхармы, артхи и камы, а, приняв Святое Имя Бога на стадии смутного отражения, они достигнут мукти (цели практики так называемых ведантистов), ни у кого из них не осталось и толики почтения и доверия к пути преданности Богу.

В это темное для Бенгалии время, примерно за тридцать или тридцать пять лет до всеблагоприятного явления Бхагавана Шри Чайтаньядева, четырехглавый Биринчи (Брахма) явился в селении Будхан в семье яванов для того, чтобы служить трансцендентным деяниям Господа Гаурасундара, являющегося воплощением Божественной Любви.

К сожалению, подлинное место расположения селения Будхан в настоящее время неизвестно, хотя несколько мауджев, принадлежащих к Будхан-паргане, вспомнили обитателей этой местности. У нас также нет никаких заслуживающих доверия сведений о детстве Тхакура Харидаса. Также нет никакой веры в появившиеся недавно книги, якобы принадлежащие перу древних авторов и при этом содержащие множество вымыслов. По мнению одних Брахма явился в семье яванов, чтобы искупить тем самым вину за воровство телят. По мнению других под именем Харидаса пришел Шри Прахлад Махарадж.

Так или иначе, по достижению зрелого возраста Тхакур Харидас оставил все социальные обычаи и правила яванов и стал непрестанно воспевать святые имена Господа Хари. Летописцы тех дней не называют имени того, кто побудил Тхакура Харидаса превзойти принципы сообщества яванов и начать воспевать Святое Имя Господа, а также имени того, от кого он получил посвящение в это воспевание. Поэтому мы до некоторой степени опасаемся предоставлять какие-либо подтверждения бытующих гипотез событий по прошествии столь долгого времени. Очевидно одно – Харидас искренне молил Господа очистить его от всех мирских ожиданий и побуждений ради единственного предназначения в своей жизни. Обретя такое устремление еще в юном возрасте, Тхакур Харидас покинул Будхан и обосновался в уединенном месте близ Бенаполя, где стал громко взывать к имени Кришны.

Харидас Тхакур, Часть 2

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из второго номера XXV тома за июль 1927 года).

Харидас Тхакур

Тарак Брахма, состоящая из шестнадцати имен Всевышнего и тридцати двух слогов, представлена в форме молитвы. Хотя Харидас родился в семье яванов, он не ограничивал свое поклонение Богу лишь родным языком; подобные предрассудки никогда не сковывали его великодушное сердце. Он обосновался в маленькой хижине в уединенном месте около Бенаполя, приняв принципы высочайшего вселенского милосердия, и непрестанно воспевал Святое Имя Господа во весь голос.

Однако такая искренняя целеустремленность Харидаса в принятии Имени Бога вызвала враждебное отношение со стороны определенной группы завистливых индусов. Чистые сердцем люди с радостью слушали рассказы о небывалой любви Харидаса к Святому Имени, тогда как нашлось много и тех, кто был не способен подчинить разнузданные животные инстинкты в своем черством сердце.

Один из лидеров этих ненавистников преданных Бога решил во что бы то ни стало опорочить религиозное поклонение Харидаса. Этого человека звали Рамчандра Кхан, и он был хорошо известен в этой местности. Огромное материальное состояние и толпы последователей сделали его гордым и самодовольным. Прислушиваясь к советам своих бесчестных друзей, он вознамерился совершить безбожный поступок. Харидас не принадлежал к провинции, где жил Рамчандра. Он был чужеземцем, пришедшим в его деревню. Вместо того, чтобы содействовать порочным поступкам Рамчандры, Харидас непрерывно воспевал имена Господа Хари. Родившись в семье яванов, он молился Богу на санскрите. Громкое повторение имен Бога резало слух Рамчандре и его сторонникам. Посчитав все это оскорбительным преступлением против канонов священных писаний, он вызвался проучить Харидаса. Рамчандра воспринимал Харидаса как недалекого юношу, который загорелся воспеванием имен Господа Хари под влиянием мимолетного побуждения и стал садху только потому, что живет в уединении и не видит объектов чувственных желаний, однако стоит ему столкнуться с сильным искушением, как он легко оставит путь святости. Рассуждая так, Рамчандра посулил одной проститутке большое вознаграждение и направил ее к уединенной хижине Харидаса.

Харидас Тхакур

Дневное светило давно уже миновало зенит и грозило спрятаться за горы, постепенно все вокруг стало погружаться в ночную тьму. Шри Харидас воспевал Святое Имя Господа с неослабным вниманием, благодаря чему почти перестал воспринимать окружающий мир и внутренне полностью погрузился в служение Богу. Таким и нашла его проститутка, подосланная Рамчандрой Кханом. Эта падшая женщина была способна очаровать любого мужчину своей ослепительной красотой и завлекающими жестами, порожденными страстью ее распутного сердца. Увидев Харидаса, она употребила все свое очарование, чтобы отвлечь его от служения Богу. Так прошли три ночных поры (сумерки, глухая ночь и предрассветные часы), но в сердце Харидаса не произошло никаких перемен. Оставаясь беспристрастным, он не поддался обворожительным чарам проститутки. Чувственные искушения, которыми так стремится насладиться человеческий ум, проявились перед Харидасом в его уединенной хижине, но не смогли никак помешать его поклонению Богу. Сердце вайшнава не подвластно тем соблазнам, перед которыми не в силах устоять сердца обычных людей. Проститутка использовала все виды обольщения, но так и не достигла успеха и была вынуждена вернуться на рассвете к Рамчандре Кхану, чтобы рассказать ему обо всем.

Бессердечный Рамчандра повелел ей снова прийти ночью к Харидасу и еще раз попытаться покорить его сердце. Повинуясь воле бездушного нанимателя, эта женщина, потеряв всякий стыд, продолжила свои попытки соблазнить Харидаса и тем самым разрушить его духовную практику. Три ночи подряд она приходила к нему, но непорочное сердце Харидаса не отвлеклось от служения Господу Хари, сокрушив самонадеянные замыслы проститутки и Рамчандры. В ответ на все усилия падшей женщины Шри Харидас Тхакур непрестанно отвечал, что он дал обет воспевать определенное количество имен Бога каждый день и не может остановиться, пока не закончит свое ежедневное поклонение. Те, кто непрестанно взывает к Святому Имени, не затрагиваются грехом, даже когда подвергаются атакам различных соблазнов, тогда как карми не способны противостоять таким искушающим порокам.

Соприкоснувшись с неподдельной святостью и целеустремленностью Харидаса, сердце распутной женщины дрогнуло. Припав к стопам Тхакура Харидаса, она искренне раскаялась: «Я погрязла в грехе, осквернившись вожделением многих мужчин. Ты же – величайший из преданных, занятых служением Шри Хари. Все порочные наклонности моего сердца разрушились от соприкосновения с величием твоей трансцендентной силы. Я молю тебя о благословении встать на путь следования стопам бхагават, подобных тебе. Будь милостив ко мне и направь меня на путь преданности!» Эти слова затронули великодушное сердце Харидаса. Он позабыл о греховном прошлом проститутки, оскверненной множеством соприкосновений с мужской похотью, и посчитал ее достойной принять маха-мантру, Святое Имя Господа Хари, тем самым, очистив от оскорблений и вызволив ее из глубокого колодца сладострастия.

Подобная милость присуща исключительно лишь сердцу вайшнава. Вся слава Харидасу Тхакуру! Да оценят люди всего мира величие твоего сострадания, твое беспрецедентное милосердие, разрушившее иллюзии распутной женщины, пришедшей отвлечь твой ум от служения Кришне.

Невозможно даже сравнить положение человека, вынужденного пожинать плоды своих поступков, и святого вайшнава, достойного преклонения всех небожителей. Шуддха-бхакты, стоящие на страже служения Святому Имени Бога, бережно хранящие в своих сердцах бесподобные деяния Тхакура Харидаса, освобождаются от оскорблений при повторении имен Кришны, тем самым, призывая на себя милость Харидаса, ачарьи воспевания Имени Бога. Любые усилия сбить преданных Бога с духовного пути шестью пороками, начиная с вожделения, неизменно терпят крах.

Харидас Тхакур, Часть 3

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из третьего номера XXV тома за август 1927 года).

Харидас Тхакур

Этот случай показал великодушному Харидасу Тхакуру, что большинство жителей деревни, во главе с Рамчандрой Кханом, были настроены против его поклонения Богу. Почувствовав, что для этой женщины правильней будет полностью изменить свою прежнюю мирскую жизнь, неблагоприятную для практики преданности, Харидас Тхакур даровал ей Святое Имя Кришны, а также передал в ее распоряжение свою хижину, а сам отправился в другое место. Женщина полностью оставила свою порочную профессию и раздала все свое состояние на служение брахманам. По милости Харидаса она проникла в суть Святого Имени Господа Хари и обрела глубокий почет в обществе.

В результате жестокого обращения со Шри Харидасом Тхакуром, сердце Рамчандры Кхана без остатка пропиталось ненавистью к Господу и Его преданным. Спустя несколько дней в его мандапу прибыл Господь Нитьянанда вместе со Своими спутниками-вайшнавами. Рамчандра Кхан встретил их без радушия, с презрением сказав, что его просторный мандап не подходит для Господа Нитьянанды и Его гоштхи (последователей), и что он подготовил им место в своей «гоштхе» (коровнике). Услышав такие оскорбительные слова, Господь тотчас же ушел в другую деревню.

Тяжесть совершенных грехов Рамчандры вскоре ужасным образом разрушила всю его жизнь. Побуждаемый жадностью, он задержал уплату налогов, и в качестве наказания мусульманский царь этой провинции силой захватил его мандапу, осквернив все убийством животных и другими безбожными поступками, расхитил все богатство Рамчандры, а в завершение всего ударил его по лицу и заставил проглотить кровь и плоть животных. Рамчандре стало ясно, что все его преходящее величие ничего не стоило. Если подобное величие может быть уничтожено в любой момент, то с его помощью нельзя и надеяться обрести высшее благо.

Оставив свою хижину в Бенаполе, Тхакур Харидас отправился в Фулию, селение в округе Надия, расположенную примерно посередине между Ранагхатом и Шантипуром. Шри Адвайта Прабху в то время жил в Шантипуре. Обретя общение со Шри Адвайтой Прабху, Тхакур Харидас продолжал воспевать Святое Имя Господа с сердцем, исполненным радости. Позабыв о всех мирских наслаждениях, он проводил дни, постоянно погруженный в блаженство Имени Кришны.

В то время в деревне Фулия сообщество брахманов обладало большим влиянием. Многие из них оказывали всестороннюю помощь Тхакуру в его поклонении Святому Имени. Однако, по воле провидения, несколько фулийских брахманов выступило против его поклонения Имени Кришны. На западном берегу Бхагиратхи находился мулук Амбуа. Там располагалась резиденция могущественного Кази, царского чиновника, который заведовал этим мулуком. Эти индийские брахманы, ставшие врагами преданных Бога, вступили в сговор с местными мусульманами с целью обвинить Харидаса перед Кази мулука Амбуа, выставив его зачинщиком социальных беспорядков. По приказу Кази Харидаса привели к нему.

Как управляющий всего округа, Кази держал под стражей множество преступников. Поэтому у Харидаса Тхакура появилась возможность близко пообщаться с этими заключенными. Многие из них ощутили надежду, что благодаря вмешательству Харидаса они смогут выйти на волю. Желая им блага, Харидас выразил желание быть заключенным под стражу вместе с ними, однако узники стали опасаться, что в этом случае Харидас не сможет выполнить свои обещания. Видя, что заключенные опечалены и не понимают сути его добрых намерений, Харидас поведал им истину, благодаря которой для них стали бы ясны его устремления: «Высочайшее благо дживы (души) состоит исключительно лишь в Имени Кришны и поклонении Кришне.

Материальные объекты обманывают дживу каждое мгновение, и поэтому она отворачивается от Господа Хари. Но те, кто сидит в тюрьме, в действительности удачливы, поскольку у них нет возможности укрепиться в этом безбожном настроении. Так как в настоящее время все желаемые материальные объекты наслаждений для них недостижимы, у этих джив появляется прекрасная возможность повторять Святое Имя Кришны на протяжении всего времени, проведенного в тюрьме. Освободившись, они непременно окажутся под диктатом своих желаний и снова обретут желанные материальные объекты. Я нисколько не хочу увеличить срок вашего заключения, а просто молю вас воспевать имена Господа Хари, позабыв о мирских наслаждениях. Если Святое Имя Господа Хари низойдет на ваш язык, то вы очень скоро освободитесь от материального рабства». Даровав такие благословения узникам, Харидас предстал перед Кази, правителем этого мулука.

Кази соблюл все правила приличия, принимая Харидаса, и предоставил ему место для сидения согласно его положению. Затем Кази сказал: «Ты очень удачлив, поскольку принял рождение в возвышенной мусульманской семье. Но почему же, несмотря на такое благородное происхождение и принадлежность к высшему обществу, ты столь сильно отклонился от должного поведения? Мусульмане с презрением относятся к индусам и смотрят на них сверху вниз. Они стыдятся даже принимать пищу, приготовленную индусами. Почему же ты так низко пал, преступив каноны религии своего сообщества и пренебрег обычаями и практикой своего возвышенного рода?! Как ты можешь после этого надеяться на спасение? Если ты готов последовать моему доброму совету, то прими социальный уклад жизни возвышенной мусульманской семьи, прочитай “чахар калму” и снова прими исламское посвящение, сведя на нет тем самым весь грех, который ты обрел, следуя чужеродным практикам».

Харидас Тхакур, Часть 4

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из пятого номера XXV тома за октябрь 1927 года).

Харидас Тхакур

Тхакур Харидас преступил законы своего народа, оставив образ жизни и обычаи мусульман, и за такое оскорбительное поведение однажды его привели к окружному управляющему, подстрекаемому всем сообществом яванов, которые в свою очередь желали защитить вековые традиции своей религии. В ответ на все обвинения Тхакур Харидас сказал: «Это все просто игры энергии Бога, вводящей в заблуждение все живые существа. Подлинная религия не может быть собственностью только мусульман, или только индусов. Поэтому нет ничего плохого в поклонении Господу Хари – высшей цели обоих народов, ибо ничто плохое не случается с тем, кто покинул общество яванов. Бог не имеет никакой связи с материальными объектами. Он – вечная, неделимая и абсолютная Реальность. Он – совершенная Истина. Каждый поклоняется Ему в меру своего понимания, и это также происходит по воле Бога. Нельзя создавать беспокойства, пренебрегая теми различиями, которые проявляются в склонности людей к различным религиям. Господь стал причиной моего рождения в мусульманской семье, и Он же наделил меня стремлением к высочайшему благу. С другой стороны Он может стать причиной рождения человека в возвышенной семье индусского брахмана, а затем пробудить в нем предрасположенности мусульман и обратить его в ислам. Такова воля Бога, приносящая всем лишь благо. Я не следую обычаям мусульман, таким как чтение калмы. Если вы считаете, что тем самым я наношу оскорбление, то можете покарать меня. Я готов понести любое наказание».

Кази снова стал осыпать Харидаса бранью, тем самым, нанося оскорбление Господу Вишну. Затем Харидас сказал: «Даже если тело мое разорвут на части, если жизнь оставит меня, уста мои никогда не перестанут воспевать Имя Господа Хари». Этими словами он привел Кази в неистовство, и тот приговорил Харидаса к смерти через избиение палками на двадцати двух рыночных площадях Амуа-мулука.

Принимая палочные удары на рыночных площадях, Харидас занял свой ум памятованием о Шри Кришне и не прекращал воспевать Его Святое Имя, оставаясь безучастным к боли. Благочестивые люди сочувствовали Харидасу, видя крайнюю жестокость, с которой наносили удары по его телу, и лишь нечестивцы испытывали радость от этого зрелища. Многие понимали, какие ужасные последствия ожидают всех, кто явно или даже косвенно виновен в этом жестоком преследовании великого святого. В древние времена Хираньякашипу также пытался замучить Прахлада, своего сына, а ныне яваны пытались предать мученической смерти Тхакура Харидаса.

Терпеливо снося невыносимую боль, Харидас взывал: «О Господь, будь милостив к этим дживам! Не принимай за оскорбление то, как они обходятся со мной». В конце концов, яваны не выдержали и сказали: «Все мусульманское сообщество ожидает ужасные страдания за это бесчеловечное обращение с тобой, поскольку, несомненно, ты великий святой. Однако даже после столь долгого и жестокого избиения ты никак не расстанешься с жизнью. Мулукпати Кази казнит нас, если мы не сможем убить тебя!» Испытав жалость к этим яванам, Харидас сделал вид, что оставил свое тело.

Согласно священным писаниям яванов мертвое тело рекомендуется предать земле. Но эти жестокосердные и порочные яваны решили лишить Харидаса всего возможного блага даже после его смерти, бросив тело его в Гангу! Все это время великий Тхакур Харидас пребывал в глубокой медитации на Шри Кришну. Повинуясь приказу Кази бросить тело Харидаса в Гангу, палачи не смогли поднять его, несмотря на все усилия, после чего доложили Кази о своем провале.

Когда Тхакур Харидас вышел из медитативного транса, мулукпати Кази со сложенными ладонями попросил у него прощения, сказав: «Сейчас я убедился, что ты – великий Пир (пророк и учитель), а не просто красноречивый мудрец или фокусник-чудотворец. Прошу, прости все мои оскорбления. Воистину, доподлинно осознать твою природу не под силу никому ни в раю, ни на земле, ни в подземном царстве. Ты можешь идти, куда пожелаешь, мы больше не будем выступать против тебя».

Так прекратилось ужасное преследование Тхакура Харидаса, и он вернулся в Фулию. В то время Фулия была наиболее густонаселенным селением и важным центром сообщества брахманов. Брахманы Фулии сердечно встретили Харидаса по его возвращении. Став свидетелями его деяний, подтверждающих величие его трансцендентной любви, они прониклись сочувствием к его бедам и обсуждали между собой причину его страданий.

Святой Тхакур сказал им: «Я величайший богохульник. Услышав, как яваны оскорбляют Господа Вишну, я не смог помешать им и тем самым навлек на себя грех. Все мои страдания – лишь последствия этого греха и посланы мне для моего же собственного блага. Мои уши, вместо того чтобы оглохнуть, с готовностью слушали все эти богохульства, и чтобы очистить меня от этого преступления Господь Видхата даровал мне это наказание». Такие слова произнес Тхакур Харидас в духе совершенного смирения, однако это не спасло мулукпати Кази и его приспешников, а также всех членов их семей. В скором времени все они погибли при разных обстоятельствах. Святой Тхакур продолжил воспевать Имя Господа Хари, являя тем самым пример всем людям. Его хижина стояла на берегу Ганги, в селении Фулия, и благодаря воспеванию Святого Имени Господа Хари она превратилась в Вайкунтху, перестав быть местом, принадлежащим царству майи.

Однажды в жилище Тхакура Харидаса поселилась большая шипящая змея. Это не вызвало в Тхакуре даже тени страха. Он постоянно воспевал Святое Имя Господа Хари, совершенно не беспокоясь о том, что в его пещере живет огромная ядовитая рептилия. Однако, подчиняясь настойчивым уговорам деревенских брахманов и просьбам друзей, он решил оставить это жилище. В это самое время змея по собственному желанию покинула его. Брахманы были несказанно удивлены такому необычайному происшествию.

Как-то раз в доме одного богача заклинатель змей показывал спектакль о победе Шри Кришны над змеем Калией, который сопровождался пением и танцем. Туда случайно пришел Тхакур Харидас и стал в сторонке, чтобы посмотреть представление. Танец и пение заклинателя змей произвели на Тхакура Харидаса сильное впечатление, погрузив в памятование о лилах Кришны. Дыхание Тхакура сбилось, и вскоре он лишился чувств. Придя в себя, Прабху Харидас сам присоединился к танцу и пению, а в его теле проявились восемь признаков (сваттик) божественной любви. Заклинатель змей остановил представление и со сложенными ладонями встал в стороне.

Через некоторое время спектакль продолжился вновь. Зрители были несказанно рады тому, что соприкоснулись с пылью, поднятой стопами Тхакура Харидаса. В толпе зевак находился один лицемерный брахман, который подумал, что если он сможет искусно воспроизвести эти восемь экстатических признаков (сваттик), то тем самым также привлечет внимание зрителей и заклинателя змей и прославится как возвышенный святой. Решившись во всем подражать Тхакуру Харидасу, этот брахман стал имитировать появление на своем теле восьми признаков сваттик. Спокойно стоявший со сложенными ладонями во время танца Тхакура Харидаса, заклинатель змей сразу же заметил лицемерное поведение брахмана. Без колебаний он набросился на него и стал бить изо всех сил. Лицемерный брахман некоторое время пытался терпеть такое избиение, но вскоре не выдержал и бросился наутек.

Когда зрители спросили у заклинателя змей о причине такого поступка, он ответил: «Этот брахман своим лицемерием и притворством мог скомпрометировать Тхакура Харидаса. Именно поэтому я, вдохновленный мантрой Царя рептилий, наказал этого нечестивца по его заслугам». Это желание, чтобы все тщеславные и самодовольные люди получали подобное воздаяние за свое лицемерное поклонение Кришне, несомненно, искренне. Затем заклинатель змей снова запел и стал танцевать вместе с Тхакуром Харидасом.

Как только Всевышний нисходит в этот мир, Тхакур Харидас, как Его вечный спутник, всегда приходит, чтобы поддержать и обогатить Его лилу, лилу Чайтанья-чандры.

Древний автор писал: «Харидас родился в обществе яванов по воле Самого Господа, тем самым наставляя весь мир в том, что социальный статус или каста не играют никакой роли. Если преданный Вишну рождается в среде низших слоев общества, это нисколько не умаляет его величия и святости, что подтверждают все писания. Чтобы доказать истинность этих слов священных писаний, Тхакур Харидас родился в мусульманской семье. Однако его положение таково, что боги стремятся прикоснуться к нему, а Ганга желает, чтобы он погрузился в нее. Оковы материального мира тают, стоит лишь увидеть того, кто принял прибежище у Тхакура Харидаса. Тот, кто лишь однажды произнесет имя Харидаса, несомненно достигнет вечной обители Шри Кришны». Так Царь рептилий принял облик заклинателя змей, чтобы поведать о славе Харидаса для высшего блага всех людей.

Харидас Тхакур, Часть 5

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из шестого номера XXV тома за ноябрь 1927 года).

До этого времени главная цель санкиртаны не была известна людям этого мира. Однако через Тхакура Харидаса Всевышний открыл миру санкиртану Кришны как неведомую доселе святыню. Живя в Фулии, Харидас прилагал все усилия, чтобы занять людей в киртане (прославлении) Господа Хари, а также сам воспевал Святое Имя Господа во весь голос. И в какой-то момент это существенно повлияло на этот мир, лишенный преданности Господу Хари.

Многие люди того времени полагали, что все цели человеческой жизни достигаются всего лишь благодаря рождению в семье брахмана, являющемуся следствием благочестивых заслуг в прошлых жизнях, и по этой причине считали киртан Господа Хари чем-то излишним. Они придерживались убеждения, что совершать киртан Господа Хари может лишь тот, кто получил брахманическое рождение, а никак не тот, кто принадлежит к какой-либо другой касте, даже если такой человек был духовно просвещенной личностью и брахманом в подлинном смысле этого слова. Они так же верили, что писания предписывают прославлять Господа только в дни Экадаши (дни Бога, приходящиеся на одиннадцатый день каждой двухнедельной лунной фазы). Так же они думали, что голод и все природные бедствия, такие как засуха и наводнение, посылаются им разгневанным Богом в наказание за то, что Его Святое Имя поют в неподходящее время и теми, кто не имеет на это никакого права!

И несмотря на то, что обсуждения всех подобных заблуждений были в самом разгаре, Тхакур Харидас пытался вдохновить всех людей совершать киртан Господу Хари, при этом всячески избегая бесполезных споров и дискуссий на подобные темы. Шри Чайтаньядев, олицетворение Самой божественной Любви, еще не пришел в этот мир, чтобы благословить дождем трансцендентной любви опаленные сердца людей Индии, когда Харидас показал пример высочайшего сострадания дживам, не уделяя никакого внимания колким нападкам тех, кто был непримиримо настроен против служения Господу.

Обретя покровительство великого святого Шри Адвайты Прабху, Тхакур Харидас призывал всех людей начать киртан Кришны в Фулии, Шантипуре, Надии и других больших городах. В ночь рождения Шри Гаурасундара, Тхакур Харидас начал танцевать от упоительной радости вместе со Шри Адвайтой, находясь в Его доме и празднуя этим нектарным киртаном всеблагоприятный момент явления своего возлюбленного Господа.

Он принял подношение Шри Адвайты во время погребального ритуала, тем самым явив идеальный пример истинного брахмана. Шри Адвайта Прабху, глубоко сведущий в смрити-шастрах, прекрасно осознавал, что в этот век Кали Ему не найти святого и безупречного брахмана, который смог бы принять от Него обрядовое подношение. Как альтернативу, смрити предписывали предложить подношения маленьким фигуркам брахманов, сделанных из травы куша. Однако, вместо этого, во время траурной церемонии по случаю ухода Своего отца, Адвайта Прабху предложил Свое подношение Шри Тхакуру Харидасу. Шри Прабху Адвайта поднес прасадам Господа Тхакуру Харидасу, на чьих устах каждый день и ночь танцевало триста тысяч святых имен Господа Хари, тем самым, признав его как истинного и духовно-просветленного брахмана.

Это событие очень знаменательно, поскольку стало величайшим примером для всех преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Неопровержимым подтверждением тому служит духовная жизнь вайшнавов, лишенная веры в различные материалистичные религиозные ритуалы, например церемонию, когда люди поклоняются предкам, предлагая им прасадам Господа Хари, а затем стараются всячески угодить «духовно просветленным» брахманам.

Шри Адвайта Прабху каждый день собственноручно брал прасадам Господа и предлагал его Тхакуру Харидасу, говоря при этом: «Когда ты вкушаешь это подношение, миллионы брахманов получают удовлетворение».

Однажды, одной лунной ночью, сама Майядеви, чьим чревом является вся эта вселенная, предстала перед Харидасом, когда тот был погружен в санкиртану. В этот момент все озарилось светом ее несравненной красоты, все стороны света наполнились сладчайшим запахом изысканных благовоний, а в воздухе раздался нежный звон ее редкостных драгоценных украшений. Однако святой Тхакур полностью находился под чарами нектарного вкуса Святого Имени Кришны. Майядеви приблизилась к Тхакуру Харидасу и сказала: «Ты – благожелатель всего мира. Ты наделен столькими добродетелями и столь прекрасен, что я страстно желаю обрести близость с тобою. Невозможно отвергнуть того, кто несет в себе столько добра».

Несмотря на эти притворные слова Майядеви, сердце и чувства бесстрастного Харидаса еще больше погрузились в санкиртану Святого Имени Кришны. Он ответил Деви: «Я совершаю санкиртану, воспевая определенное число святых имен в качестве великого жертвоприношения. Подобно жрецу-брахману на этом жертвоприношении Святого Имени, я должен каждый день завершить свое повторение Святого Имени Кришны. Я не могу ничего делать, пока не выполню свой ежедневный обет. Устраивайся поудобнее и послушай мой киртан. А когда ты дослушаешь мое повторение святых имен до конца, то получишь то, чего желаешь». Затем Тхакур Харидас продолжил воспевать. Так прошла вся ночь, и наконец над горизонтом показались первые лучи солнца. Майядеви не дождалась и вернулась на следующую ночь. Все повторилось, как и в предыдущий день, – прошла вся ночь, а ей так и не удалось искусить Тхакура Харидаса. В конце концов Деви призналась: «Ты великий преданный Бхагавана. Созерцая тебя и слушая твой киртан имен Кришны, мой очищенный ум пожелал обрести Святое Имя Кришны. Я молю тебя о благосклонности. Наставь меня в знании о Кришне».

Затем, предложив ему свои поклоны, она продолжила: «Я Майя. Я пришла проверить тебя. Я с легкостью ввожу в заблуждение все дживы, даже Брахму. Ты единственный, кого мне не удалось очаровать. Я получила святое имя Господа Рамы от Шивы. Но, общаясь с тобой, я ощутила побуждение принять Святое Имя Кришны». Так Харидас посвятил ее в санкиртану Шри Кришны. Не стоит удивляться, что сама Майядеви дарует свою любовь тому, кого признает способным превзойти все ее искушения и соблазны.

Харидас Тхакур, Часть 6

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из седьмого номера XXV тома за декабрь 1927 года).

В деревне Чандпур, расположенной в округе Хугли рядом с рекой Трибени (Саптанрам-Трибени) жили два брата миллионера, Хиранья и Говардхан Мазумдары, которые были гордостью всего сообщества каястх. Они по-дружески покровительствовали всем брахманам Навадвипы. В то время Рагхунатх, сын Говардхана и наследник всего богатства обоих братьев, был еще маленьким ребенком. Впоследствии эта великая личность прославилась на все вайшнавское сообщество под именем Шри Дас Госвами.

Шри Харидас Тхакур однажды был приглашен в дом Баларама Ачарьи, который был семейным священником Мазумдаров Чандпура. Шри Баларам сильно привязался к Тхакуру Харидасу и относился к нему с большой благосклонностью. Святой Тхакур поселился в маленькой хижине с соломенной крышей, примыкающей к дому Баларама, и принимал прасадам Кришны в доме Бхаттачарьи.

Однажды Баларам привел Тхакура Махашаю в зал для публичных собраний Мазумдаров. Два брата выразили Харидасу свое почтение. Некоторые пандиты, присутствовавшие на этом собрании, утверждали, что сила воспевания Святого Имени Бога устраняет все последствия греховной деятельности, тогда как другие пандиты сходились во мнении, что Святое Имя освобождает от всех материальных страданий. Услышав это, Тхакур Харидас сказал, что разрушение грехов и избавление от страданий не является результатом воспевания Святого Имени. Святое Имя Бога подобно солнцу. С появлением солнца Святого Имени пробуждается любовь к лотосным стопам Шри Кришны. Точно так же, как с восходом солнца исчезает страх перед ворами, призраками и демонами, так и разрушение грехов и спасение – лишь вторичные следствия появления Святого Имени Бога, и эти стадии сравниваются с исчезновением тьмы на рассвете. Тривиальный плод свободы от страданий достигается всего лишь смутным отражением Святого Имени, намабхасой.

Услышав эти слова Тхакура Харидаса, один брахман по имени Гопал Чакраварти, служащий Мазумдаров, чьей обязанностью было разносить письма, деньги, а порой и подарки, пришел в ярость и произнес, не скрывая своей досады: «Даже Брахма не способен освободиться от страданий, которые являются следствием миллионов рождений. Как же этот человек может утверждать, что все это достигается только лишь смутным отражением Святого Имени?!»

На это Харидас ответил: «Почему ты питаешь сомнения на это счет? Таково заключение священных писаний: свобода от страданий достигается благодаря смутному отражению Святого Имени». Высокомерный брахман Гопал ответил: «Я бросаю тебе вызов: если писания не подтверждают того, что освобождение – это всего лишь следствие смутного отражения Святого Имени, то я отрежу тебе нос!» Харидас выразил свое согласие на это. Однако высокообразованные пандиты и даже сами Мазумдары почувствовали стыд и были унижены подобным поведением Гопала. Шри Баларам Ачарья сурово отчитал Гопала, а Мазумдары уволили его с государственной службы за столь оскорбительное поведение по отношению к великому святому.

Нисколько не задетый такой невежливостью, Тхакур Харидас сказал: «Гопал ни в чем невиновен. Просто он невежественен, а его ум погряз в казуистике. Невозможно понять славу Святого Имени Бога благодаря казуистическим аргументам. Я не хочу, чтобы кто-то был даже немного несчастлив из-за меня». Хотя величайший преданный, Тхакур Харидас, был готов простить любые нападки брахмана Гопала, но Господь не позволил этому оскорбителю избежать наказания. Через три дня Гопал заболел проказой. Эта болезнь поразила нос Гопала и иссушила пальцы на его руках и ногах. Все местные жители были несказанно удивлены этому происшествию. Тхакур Харидас вернулся в Шантипур.

Спустя некоторое время Тхакур Харидас отправился в странствие в Западную Бенгалию. В деревне Харинади он встретился с одним грубым и дерзким брахманом, который повел себя с ним очень надменно. В округе Джессор в настоящее время есть одна деревня, называемая Харинади. В Варисале также есть деревня с подобным названием. Мы не в состоянии определить, какую из деревень посетил Тхакур Махашая. Этот заносчивый брахман выступил против киртана, который Тхакур Харидас пел во весь голос. Главный довод брахмана состоял в том, что только Гуру может громко петь Святое Имя Бога, а подобная деятельность является исключительным правом касты брахманов. Он услышал о том, что Тхакур Махашая не был индусом, а родился в мусульманской семье. Поэтому он ошибочно полагал, что если просто услышит громкое воспевание Тхакура Харидаса, то это сделает его непригодным исполнять обязанности варнашрамы.

Родившись в брахманической семье, он был воплощением высокомерия, и поэтому так обратился к Тхакуру: «Все мантры нужно произносить в уме. Почему ты учишь громкому пению святых имен Бога, противореча тем самым указаниям священных писаний? Я хочу, чтобы ты аргументировано ответил на этот вопрос перед открытым собранием пандитов».

Харидас ответил: «Я постиг истину о воспевании Святого Имени Господа Хари из уст пандитов, подобных тебе. Я повторяю лишь то, что слышал от авторитетов. Писания утверждают, что тот, кто громко воспевает Святое Имя Господа, в сотни раз выше того, кто произносит Святое Имя в уме. В действительности, писания высоко превозносят того, кто поет Святое Имя Бога во весь голос».

Брахман не был удовлетворен этими ссылками на утверждения шастр и спросил о причине подобных наставлений писаний. Охваченный блаженством знания о Кришне, Харидас продолжал: «Послушай, брахман. Всего лишь однажды услышав Святое Имя Кришны, даже животные, птицы и насекомые достигают блаженной обители Шри Вайкунтхи. Тот, кто тихо повторяет Святое Имя Бога, обретает высшее благо лишь для себя, но тот, кто воспевает трансцендентное Святое Имя во весь голос, дарует это благо всем, кто Его слышит. Именно по этой причине громкое воспевание киртана намного выше повторения в уме».

Услышав такое объяснение и ссылки на писания, брахман пришел в неистовство и стал бранить и оскорблять Тхакура: «Все это служит доказательством особой “святости” этого века, поскольку Харидас, рожденный в мусульманской семье, начинает объяснять Веды и заключения индуистских писаний. Если подобное безобразие происходит в самом начале века зла (Кали-юги), то никому неведомо, до какого же абсурда все дойдет в будущем. Ты бродяжничаешь от дома к дому и питаешься роскошными яствами. Если твои объяснения окажутся ложью, то тебе отрежут нос и уши». Великодушный святой ничего не ответил на подобные обвинения и покинул это место, громко воспевая санкиртану Господа Хари.

В шастрах упоминаются бесконечные пытки, на которые обрекает Ямарадж (бог божественной справедливости) тех брахманов, которые обладают природой и характером ракшасов (демонов). Все благочестивые и религиозные люди осуждают поведение таких оскорбителей и не допускают их в свое общество из-за их враждебности к Господу Вишну, проявляющейся в стремлении сохранить свое якобы брахманическое положение через унижение вайшнавов. Хотя Тхакур Харидас нисколько не был оскорблен безбожным поведением брахмана, однако все равно этот оскорбитель не смог избежать суровой кары Провидения: внезапно он заболел оспой и лишился своего носа. Вайшнавы нисколько не страдают от враждебного отношения к ним; скорее наоборот, враги вайшнавов сами навлекают на себя беды своими оскорблениями.

Харидас Тхакур, Часть 7

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из восьмого номера XXV тома за январь 1928 года).

Шри Харидас Тхакур много раз посещал Навадвипу. Там он останавливался в школе Шри Адвайты Прабху и воспевал санкиртану Святого Имени Господа Хари со Шривасом и другими преданными. В те времена Нимай Пандит, опьяненный божественной любовью, проявлял Свои игры в облике неугомонного ребенка, а затем Он с великим усердием явил игры учености.

Отправившись в Гайя Дхаму и совершив погребальную церемонию для Своего отца у лотосоподобных стоп Шри Гададхара, Шри Гаурасундар проявил Свою лилу принятия духовного посвящения от Шрипада Ишвары Пури, великого санньясина, принадлежащего к сампрадае Шримад Мадхвачарьи. По возвращению же в Навадвипу Он стал величайшим преданным Кришны. Шри Адвайта, Шривас, Харидас, Мукунда и другие преданные Навадвипы, регулярно совершающие экстатический киртан Господа Хари, были несказанно удивлены и обрадованы теми немыслимыми преображениями, которые произошли с Нимаем Пандитом, Обладателем неисчислимых талантов.

За короткое время Нимай Пандит принял руководство над всеми преданными, совершающими киртан, и с того времени радость киртана многократно возросла, заполнив каждый уголок в домах преданных, и, в особенности, дом Шриваса. Шри Тхакур Харидас и Шривас Пандит помогали устраивать эти упоительные киртаны.

Вскоре Хари-санкиртана охватила всю Навадвипу. Несколько завистников, раздуваемых от гордости, поднаторевших в дебатах о шастрах и съедаемых от злости и высокомерия, выступили против этого киртана. Движимые завистью, они стали плести множество интриг, пытаясь помешать Шри Гаурасундару в Его божественном поиске Шри Кришны. В один из дней они прилюдно оскорбляли, в другой день строили коварные планы, а на третий день подбросили в дом Шриваса нечто отвратительное и грязное, пытаясь всеми правдами и неправдами помешать киртану Кришны. Они задействовали все свои порочные наклонности, такие как клевета, зависть, злоба и гнев, пытаясь запугать преданных, однако сила и мощь киртана только возрастала с каждым днем и вскоре, подобно гигантской приливной волне, затопила все сообщества города Навадвипы. Те препоны, что чинили эти интриганы, вместо того, чтобы навредить киртану, лишь вынесли на всеобщее обсуждение саму порочную изобретательность этих заговорщиков.

Движимый состраданием к падшим дживам, Шри Гаурасундар сказал Шри Прабху Нитьянанде и Шри Тхакуру Харидасу: «О Нитьянанда и Харидас, выслушайте Меня внимательно. Исполняйте повсюду Мое повеление! Стучитесь в каждый дом и в качестве подаяния просите так: “Повторяйте Имя Кришны, служите Кришне и познавайте лишь Кришну”. Кроме этого не следует ничего просить или говорить. И вечером каждого дня приходите ко Мне и рассказывайте обо всем, что произошло».

Получив такой приказ Господа, Прабху Нитьянанда и Тхакур Харидас почтительно склонились перед Ним и отправились в путь. Они появлялись на пороге каждого дома и с такой просьбой обращались ко всем людям: «Повторяйте Имя Кришны, прославляйте Кришну и служите Кришне. Кришна – сама ваша жизнь и ваше богатство. Все мы существуем лишь ради Него одного. Братья, таково божественное положение Кришны. Прославляйте Кришну всем сердцем. Пойте “Кришна!”, служите Кришне и знайте одного лишь Кришну».

Так Шри Нитьянанда и Тхакур Харидас пели киртан, облаченные в одеяния санньясинов. Многие люди испытывали радость, слушая этот киртан, возвещающий главный метод преданного служения Богу. Однако находились и те, кто пытался всячески опорочить этих святых. Каждый вечер Шри Тхакур Харидас приближался к стопам Шримана Махапрабху и рассказывал о результатах дневной проповеди.

В один из таких дней два проповедника столкнулись с величайшей опасностью в лице двух порочных брахманов, которых звали Джагай и Мадхай. Эти пьяницы и дебоширы захотели избить двух Прабху, проповедующих послание Господа, и тем пришлось спасаться бегством, чтобы не попасть в руки этим убийцам. Выслушав подробности нападения этих двух разбойников от Шри Тхакура Харидаса и услышав о детской непосредственности Прабху Нитьянанды, Прабху Адвайта предсказал Харидасу скорое освобождение этих братьев. Вскоре Джагай и Мадхай обосновались на берегу реки, недалеко от дома Махапрабху, и всю ночь слушали, как преданные поют киртан Кришны. Затем, когда однажды ночью Прабху Нитьянанда шел в дом Махапрабху, два брата-дебошира напали на Него. Опьянев от вина, Мадхавананда Бандопадхьяя (Мадхай) набросился на Нитьянанду и ударил его кулаком по голове. Из раны потекла кровь. Джагадананда (Джагай) попытался остановить Мадхая. Когда же Махапрабху в окружении преданных прибежал туда, Прабху Нитьянанда без гнева поведал Господу о великодушии Джагадананды. Так эти два брата-пьяницы обрели милость двух Прабху и, оставив свой преступный промысел, пообещали, что никогда больше не будут грешить!

Шри Тхакур Харидас поддерживал Шри Гаурасундара во всех Его деяниях. Мы знаем, что Тхакур Харидас был рядом с Господом в день божественных проявлений, во время киртанов, во время танца Махапрабху в настроении Деви в доме Чандрашекхара, и, по сути, в каждом значимом деянии Шри Гаурасундара. Той ночью, когда Гаурахари, Спаситель всего мира, решил освободить Кази и повел всех жителей в величественном киртане Господа Хари, и, в сопровождении семи групп Своих последователей, достиг резиденции Кази, Шри Тхакур Харидас возглавлял одну из групп киртана, совершаемого общиной вайшнавов.

В день великого описания всех прошлых событий в судьбе святого Тхакура Харидаса, Шриман Махапрабху Своими собственными устами поведал о величественной славе Своего чистого преданного. Услышав истории о святых прошлого из уст Харидаса, Шри Гаурахари выразил желание даровать Тхакуру благословение. В ответ на это благословение Харидас произнес следующие молитвы: «Пусть я всегда буду поддерживать свою жизнь прасадом, оставшимся от тех слуг, что всегда поклоняются Твоим лотосоподобным стопам. Пусть же эта преданность не оставит меня в каждом из моих последующих рождений! Да станет это моим долгом, моей семьей и моей религией! О любимец Шачи! Отец мироздания! Одари меня Своей милостью: сделай меня собакой и позволь мне служить Твоим преданным».

Услышав такую молитву Тхакура, Господь сказал: «Слушая твои святые слова даже мгновение, человек несомненно достигнет Меня. Я принимаю то почитание, что направлено на тебя. Я вечно присутствую в твоем теле. За все это время ты пленил Меня в своем сердце».

В связи с этими словами Шрила Тхакур Вриндаван Дас пишет: «Каста, семья, великие деяния и богатство – во всем этом нет никакой ценности. Без сокровища любви к Шри Кришне все напрасно. Независимо от того, в какой семье родился вайшнав, его положение высочайшее. Все шастры подтверждают это. Величайшее преступление – судить о вайшнаве по его происхождению. Из рождения в рождение человек будет ужасно страдать за такой грех. Вся слава Харидасу, величайшему преданному! Прикосновение к Харидасу очищает от всего греха! Даже боги стремятся прикоснуться к Харидасу! Даже священная Ганга желает, чтобы Харидас омылся в ней!»

Шри Тхакур Харидас проповедовал Святое Имя Господа Хари, путешествуя по всей Бенгалии, ненадолго останавливаясь в каждом селении. Однажды на своем пути Тхакур остановился в доме Сатьяраджа Кхана, гордости сообщества кайястх, и его сына Шри Рамананда-Басила, и пробыл там все четыре месяца Чатурмасьи, проповедуя и наставляя о славе и величии Святого Имени Господа. Даже и поныне в деревне Кулинграм, округ Бурдван, в том месте, где Тхакур Харидас совершал свой бхаджан, можно обнаружить древнюю святыню, посвященную вечному поклонению Шри Гауранге.

Тхакур Харидас (в Нилачале), Часть 8

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из девятого номера XXV тома за февраль 1928 года).

Когда божественный Шри Гаурахари посетил дом Адвайты в Шантипуре после принятия санньясы, Тхакур Харидас пришел туда, чтобы узнать, будет ли Господь в дальнейшем жить в Нилачале. Он дал выход отчаянию, оплакивая свою горькую судьбу, поскольку был сильно обеспокоен той мыслью, что прежняя близость к лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара будет безвозвратно утрачена для него в том случае, если Господь решит остаться в Нилачале. Прабху Харидас полагал, что божественный Шри Чатаньядев обоснуется в святом храме Шри Кшетры, куда ему нет доступа, и поэтому он уже не сможет столь же тесно общаться с Господом. Однако когда он услышал от преданных, что Господь остановился в доме Каши Мишры и что никто не будет возражать против того, чтобы Он оставался вне храма, он отправился в Нилачалу в обществе других преданных.

Любовь Шри Чайтаньячандры не знает границ. Вне себя от радости по случаю прибытия Харидаса в Нилачалу, Шри Гаурасундар неоднократно приглашал его почтить маха-прасадам в обществе вайшнавов. Однако великий Тхакур, по причине своего врожденного смирения, не мог исполнить эту волю Господа и держался на расстоянии от преданных.

С тех пор Шри Тхакур Харидас проводил свои дни в блаженстве уединенной духовной практики в хижине, расположенной в саду рядом с домом Каши Мишры. В последние годы это знаменитое место стало известно как Сиддха-бокул Матх. Древнее дерево бокул указывает на то место, где совершал свой бхаджан Тхакур Махашая.

Харидас Тхакур
Сидха Бакула

Харидас Тхакур
Сидха Бакула

Служители Господа Джаганнатхадева – это ортодоксальные брахманы, строго следующие вековым традициям. Тхакур Харидас полагал, что если он прикоснется к ним, то совершит оскорбление, и поэтому ходил по главной дороге с большой осмотрительностью и служил Господу Хари, созерцая и предлагая поклоны диску и верхушкам этого святого храма, а также преимущественно пользовался боковыми улочками и избегал широких дорог.

Харидас Тхакур

Тхакур Харидас дал обет ежедневно повторять такое количество святых имен Бога, что на исполнение этого долга у него уходил весь день. Шрила Рупа и Санатана Госвами, следуя смирению великого Тхакура, во время своего пребывания со Шри Гаурасундаром жили в хижинах, расположенных неподалеку от хижины почтенного Тхакура. Махапрабху слушал из уст Шри Рупы такие шлоки как (тунде тандавини...), танцевал в упоении и проповедовал славу Святого Имени.

Воспевание Святого Имени Бога освобождает от коварства и двуличия, однако без понимания своих истинных взаимоотношений с Богом это всего лишь нама-бхаса, или смутное отражение Святого Имени. Благодаря нама-бхасе все дживы сбрасывают оковы майи. Когда Святое Имя Бога воспевают громко, все живые существа – как движущиеся, так и неподвижные – освобождаются.

Шриман Махапрабху признал Тхакура Харидаса и Санатану Госвами в высшей степени сведущими в понимании сокровенных отношений с Богом. Шри Харидас Тхакур сказал Шри Санатане: «Невозможно полностью описать ту удачу, что выпала на твою долю. Сам Господь называет твое тело Своим сокровищем. Нет никого, кто бы был удачливее тебя. То, что Он не может самостоятельно сделать в Матхуре, Он совершит там через тебя».

В ответ на эти слова Шри Санатана сказал: «Твоя удача безгранична, потому что ты постоянно находишься рядом с Махапрабху. Нет никого, кто был бы подобен тебе. Проповедь Святого Имени Бога – это то, ради чего Господь низошел в этом Своем проявлении. И ты помогаешь Господу в этой миссии. Ты ежедневно воспеваешь три лакха (триста тысяч) святых имен Кришны. Ты проповедуешь славу святых имен всем и каждому. Ты в совершенстве выполняешь как проповедь, так и личную духовную практику. Ты учитель всех живых существ и лучший в этом мире».

В высшей степени неблагоразумно приписывать какие-либо пороки вайшнаву на основании его происхождения, принадлежности к низшим слоям общества или телесным болезням и недостаткам. По милости Шри Гаурасундара Тхакур Харидас глубоко осознал эту истину. Преданные Кришны вечно служат Ему. Господь пребывает вне всех пределов этого материального мира. Он нисколько не соприкасается с многообразием физических объектов. Тело вайшнава вечно, сознательно и исполнено божественного блаженства. Даже еще находясь под влиянием невежества в форме отстраненности от Господа Хари, вайшнав всегда вечный слуга Кришны, а его истинное «я» – это частичка чистого Разума.

Рабство майи и отвержение Господа Хари приходят к дживе в результате злоупотребления своей свободной волей. Но благодаря могуществу неосознанной духовной деятельности такая обусловленная материей джива обретает общение с великим духовным учителем, исключительно преданным служению Кришне. Под прибежищем святых стоп духовного учителя в ученике раскрывается его подлинная природа. Он обретает трансцендентное знание, что находится вне этого материального мира, и наполняет свою жизнь служением Кришне. Когда это знание, побуждающее к служению Кришне, проявляется в дживе, в ней не остается и следа невежества или неприятия Господа Хари.

Такая джива полностью погружается в служение Господу Хари, тем самым всецело предаваясь Кришне. На этой стадии джива полностью очищается от всех мирских пристрастий и желаний чувственных наслаждений и обращается лицом к Вайкунтхе (абсолютному царству Бога). Тело такой дживы, всегда готовой совершать служение Кришне, никогда уже не осквернится каким-либо из земных пороков или недостатков. Такая джива становится вечно погруженной в трансцендентное служение Господу посредством своего трансцендентного тела и чувств и так превосходит эту материальную вселенную, пронизанную желаниями эгоистических наслаждений. В это время физическое тело и ум полностью теряют всю власть над дживой.

Шриман Махапрабху сказал Шри Тхакуру Харидасу: «Тело вайшнава нельзя считать материальным. Его тело обладает трансцендентными качествами: оно вечно, исполнено сознания и божественного блаженства. В момент инициации преданный полностью вручает себя Богу. В ответ на это Кришна делает его подобным Себе. Он делает тело преданного вечным, исполненным сознания и блаженства. В этом трансцендентном теле преданный служит лотосоподобным стопам Господа».

Дживы, что отвергают служение Господу Хари, не способны понять природу вайшнава и природу Святого Имени Кришны из-за своего материалистичного понимания, привязанные к наслаждениям этого мира. По мере того как исчезают различия между Святым Именем и Тем, на Кого Оно указывает, приходит осознание трансцендентной и вечной природы вайшнава, который воспевает Святое Имя Кришны.

Харидас Тхакур, Часть 9 (заключительная)

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года).

Желая даровать безграничное благо дживам, Шри Гаурасундар провозгласил важные духовные истины через Своих близких преданных. Он уполномочил Шри Санатану Госвами подробно изложить науку святой преданности Богу, а также сделать явным для всех величие трансцендентной обители Шри Вриндавана. Шри Рамананду Рая Он побудил объяснить природу божественных отношений в преданности и описать обязанности вайшнава. Шри Рупе Госвами Он повелел раскрыть сокровенное таинство преданности Кришне. Гопала Бхатту Госвами Он наставил сформулировать правила поведения вайшнавов, а Прабху Харидаса Он наделил силой проповедовать всем и каждому славу Святого Имени Кришны.

Благодаря проповеди великого Тхакура славы Святого Имени Господа обусловленным дживам этого мира всем стало известно, что подлинная цель, в достижении которой они действительно нуждаются, – это не благочестие, богатство, наслаждения или свобода от страданий; что Кришне невозможно служить посредством физического тела, ума или тех слов, что неразрывно связаны с деятельностью физического тела и ума; что, с другой стороны, божественное Слово (Святое Имя Господа) проявляет Себя, лишь когда Оно исходит от духовного тела и ума ради служения Кришне.

Святое Имя Бога, во всем равное Кришне, не проявляет Себя через физические органы чувств. Божественное Слово возникает благодаря вибрации языка и губ, но лишь когда причиной этого является ум, свободный от привязанности ко всем физическим наслаждениям. Такая деятельность ума возможна благодаря духовному побуждению, превосходящему все эгоистические удовольствия. Этот импульс исходит от чистой души, как только она перестает быть скованной функциями физического тела и ума.

Проявляясь в этом мире, божественное Слово рассеивает тьму обусловленного состояния всех, кто внимает Ему, и приводит к восходу солнца Святого Имени Бога. Власть физического тела и ума становится сильнее, когда солнце Святого Имени Бога затмевается миражами материалистичной деятельности, земными богатствами, большими скоплениями мирских людей, алчностью до материальных вещей и заблуждениями относительно того, что природа Святого Имени Кришны тождественна природе материальных объектов, а также что Господь Кришна и духовный мир обладают той же природой, что и никак не связанные с Кришной объекты. Однако как только эта преграда исчезает, самосияющее солнце Святого Имени Бога становится объектом непрестанной преданности дживы, являющейся истинной природой вечных слуг Кришны.

Святое Имя Бога и смутное отражение Святого Имени хоть и являются по сути Одним, но в то же самое время различаются в Своем проявлении. Чистое Святое Имя приносит с Собой любовь к Кришне, тогда как смутное отражение Святого Имени устраняет враждебность по отношению к Кришне. Благодаря Святому Имени осознается природа Шри Кришны, тогда как достижение смутного отражения Святого Имени – это воплощение божественного всемогущества, призванного очистить от всего, что мешает преданности Господу Хари.

Подобным же образом оскорбительное воспевание Святого Имени также отличается от чистого Святого Имени Бога. Если Святое Имя проявляется вместе с оскорблениями, то Оно еще сильнее обуславливает душу деятельностью физического тела и ума и отстраняет ее от любви к Кришне. Оскорбительное воспевание Святого Имени дарует лишь мимолетные и преходящие плоды и не приводит к осознанию вечной цели человеческой жизни.

Святое Имя – это Сам Шри Кришна, основополагающая Реальность, лежащая в основе всего божественного мира. Неведение относительно наших взаимоотношений с Кришной становится причиной десяти различных оскорблений божественного мира, нисшедшего к нам в форме Святого Имени Бога. Следующие наставления, принадлежащие перу Шри Тхакура Харидаса, призваны помочь нам оградить себя от этих десяти оскорблений.

Первое оскорбление – порочить садху. Это очень серьезное оскорбление для того, кто стремится воспевать Святое Имя Кришны. Второе оскорбление – это считать других богов независимыми от Шри Кришны. Третье оскорбление – непочтительное и пренебрежительное отношение к Шри Гурудеву, который сведущ в науке о Кришне. Четвертое оскорбление – это осуждение священных писаний и тех истин, что содержатся в них. Пятое оскорбление – считать, что слава Святого Имени Кришны выдумана, а также неверие в те вечные плоды воспевания Святого Имени Бога, что упомянуты в священных писаниях. Шестым оскорблением является совершение греховных поступков в надежде на очищающую силу воспевания Святого Имени. Седьмое оскорбление – раскрытие неверующему сокровенных истин о Святом Имени Бога. Воспевание Святого Имени никогда не должно приравниваться к благочестивым поступкам этого бренного мира. Такое отношение составляет восьмое оскорбление Святого Имени. Девятым оскорблением является невнимательное и небрежное воспевание Святого Имени Бога. Это очень серьезное препятствие для достижения любовной преданности, обладающее разрушительной силой бешеного слона. От десятого оскорбления избавиться невероятно сложно. Оно непосредственно мешает пробуждению любви к Святому Имени. Апостол Святого Имени, Брахма Харидас, связывает это оскорбление с представлениями «я» и «мое». Смутное отражение Святого Имени Бога проявляет себя, лишь если служение Святому Имени свободно от этих десяти оскорблений. Такое смутное воспевание избавляет от всего греха, подготавливает к появлению чистого Святого Имени и дарует любовь к Богу.

Как оскорбительное воспевание Святого Имени, так и смутное воспевание Имени несовершенны, и отличаются друг от друга тем, что последнее свободно от оскорблений. Святое Имя Бога никогда не проявит Свое могущество, если к Нему обращаются с оскорблениями, а так же, если, даже свободное от оскорблений, Его сияние все еще скрыто туманом. Лишь в служении, совершаемом с пониманием своих взаимоотношений с Богом, Святое Имя становится объектом любовного преклонения. Без осознания этих божественных отношений поклонение Святому Имени может быть лишь или на стадии оскорблений, или на стадии смутного отражения. В оскорбительном воспевании присутствует некий обман, приводящий к тому, что вместо духовного человек обретает лишь материальные плоды.

В смутном отражении Святого Имени, свободном от оскорблений, нет обмана или иллюзии, и воспевание на этой стадии приводит к абстрактному восприятию чистого Сознания. В Святом Имени присутствует любовь к Кришне или сладостный вкус, приводящий к совершенным играм чистого Сознания. Те, в ком сильна жажда мирских достижений, по своему невежеству совершают оскорбление духовной сферы. Этими оскорблениями они подтверждают свое неприятие Господа Хари и стремятся лишь сохранить те ничтожные плоды, что приносит им безбожная жизнь. Те же, чье единственное устремление – служение Господу Хари, должны со всей осторожностью избегать всех этих оскорблений, что сделает возможным воспевание Святого Имени Бога на стадии смутного отражения. А такое воспевание способно привести дживу даже на Вайкунтху.

Великий Тхакур проповедовал в этом мире славу Святого Имени Бога вплоть до последних дней своих проявленных игр. Когда в эти дни Шриман Махапрабху спросил Тхакура, Ачарью Святого Имени, о природе его плохого самочувствия, Харидас сказал, что он удручен своей неспособностью повторять ежедневно установленное количество святых имен. Услышав о его стремлении следовать ежедневному обету воспевания, Шри Гаурасундар стал упрашивать его сократить это количество, поскольку Тхакур уже в совершенстве осознал свое духовное тело.

Затем, предложив Махапрабху место напротив себя, Шри Харидас сказал: «Я желаю завершить свою жизнь, руками прижимая Твои лотосоподобные стопы к своей груди, глазами созерцая Твой лотосоокий лик, языком произнося Твое Святое Имя – Кришна-Чайтанья. Прошу, позволь мне оставить тело в Твоем присутствии. Будь милостивым и исполни мою просьбу».

Затем Харидас сел напротив Господа, направил глаза на лотосоокое лицо Махапрабху, прижал стопы Господа к своей груди, украсил свою голову пылью стоп всех преданных и, воспевая Святое Имя Шри Кришны-Чайтаньи, расстался с жизнью.

Харидас Тхакур

Шри Тхакур Харидас оставил тело на четырнадцатый день убывающей луны месяца бхадра. Махапрабху поднял его на руки и начал танцевать. Затем Он положил тело на повозку и, воспевая киртан, отвез его на побережье. Там Господь омыл тело Харидаса, погрузив его в воды океана, а затем вынес на берег и покрыл тело песком. С тех пор это место стало известно под названием Махатиртха-гхат. Здесь было возведено самадхи (усыпальница), как святыня более чем столетнего служения Шри Гауранге.

Харидас Тхакур

Харидас Тхакур
Самадхи Шри Харидаса Тхакура

Затем Махапрабху повелел принести маха-прасад от Львиных врат храма Джаганнатха и собственноручно раздал его преданным.

Харидас Тхакур

Относительно ухода Тхакура Харидаса Шриман Махапрабху сказал: «Воспевайте Святое Имя Господа вместе со словами: “Вся слава Харидасу!” Тхакур Харидас – величайшая драгоценность этого мира. С его уходом Земля лишилась своего сокровища. Пойте все вместе: “Вся слава Харидасу!” Слава Харидасу, раскрывшему славу Святого Имени Бога. По Своей великой милости Кришна даровал нам общение с ним. Воля Кришны восторжествовала, но сейчас мы утратили его общество. Харидас пожелал оставить этот мир, и Я не смог удержать его. Он оставил жизнь по своему желанию, так же, как в далеком прошлом поступил дед Бхишма».