jav-pop.net

Облако тегов

 
Вриндаван включает в себя двенадцать лесов (ванов), краткое описание которых приводится ниже.
 
1) Аталаван
Шри Аталаван расположен в южной части Вриндавана, слева от дороги Вриндаван - Матхура и по обеим сторонам парикрама-марга. Здесь находятся Атала-тиртха (Акрура-гхат) и Атала-вихари (Бхатаран-вихари-мандир, Бхатрол). В Бхатроле Шри Кришна с друзьями наслаждался изысканными яствами, приготовленными женами брахманов. Возвращаясь через Аталаван и Чхаттикару в Нанда-гаон, друзья спросили Кришну:
- О сакха! Как Тебе понравилось сегодняшнее угощение?
- О, это было так вкусно, и Я съел так много, что даже не мог пошевелиться! - с восторгом ответил Кришна.
С тех пор этот лес называется Аталаван (атала на хинди означает неподвижный).
 
2) Кевариван
Кевариван расположен северо-западнее Аталавана, справа от дороги Вриндаван - Матхура и по обеим сторонам парикрама-марга. Здесь находится описанная ранее Даванала-кунда. Когда Кришна проглотил огонь, охвативший лес (даванала), гопи и гопы, с изумлением оглядевшись вокруг, сказали: «Ке нивари?» (Кто вырвал нас из рук смерти?). Поэтому этот лес получил название Кевариван.
 
 
3) Вихарван
Вихарван лежит к северо-западу от Кеваривана, по обе стороны парикрама-марга. Узкоколейку Вриндаван - Матхура можно считать границей между ними. Здесь находится колодец Шримати Радхики, Радха-куп. Преданные кричат в него: «Радха! Радха!» - он отвечает им гулким эхом. Неподалеку, в Рамана-рети, есть ашрамы, в которых живут отреченные люди. В одном из них, а именно в Шри Бхагават-нивасе, можно получить даршан изначальной Шри Говардхана-шилы и гунджа-малы, которым поклонялся Шри Дас Госвами, получив их из рук Шри Чайтаньи Махарабху. Пуджьяпад Шри Бхакти Хридой Бон Махарадж, ученик джагад-гуру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, основал здесь духовную школу «Вишва-вайшнава-видьялая»
 
 
4) Го-чаранаван
Го-чаранаван расположен севернее Вихарвана, у старого русла Ямуны. В этом лесу находится храм Шри Варахадева и ашрам Гаутамы Муни. Здесь же на Го-гхате Нанда Махараджа раздавал брахманам коров.
 
 
5) Калия-даманаван
Калия-даманаван лежит к востоку от Го-чаранавана. Здесь растет много древних деревьев кадамба. На одно из них - кели-кадамбу (кели значит «игра») - забрался Шри Кришна и, подпоясавшись питамбарой, прыгнул в Ямуну, чтобы покорить змея Калию. Рядом находится бхаджан-кутир и самадхи Прабодхананды Сарасвати. На берегу Калия-дахи было место бхаджана Шрилы Билвамангалы.
 
Шри Билвамангала жил в Южной Индии, в деревне на берегу реки Кришна-бенвы. В молодости он был настолько привязан к Чинтамани, красивой блуднице, что пошел к ней даже в день шраддхи по умершему отцу, невзирая на ураган и проливной дождь. Держась за разлагающийся труп, который он принял за бревно, он переправился через бушующую реку и, ухватившись за черную змею как за веревку, перебрался через стену в дом Чинтамани. Блудница отругала его: «Если бы у тебя была такая же привязанность к лотосным стопам Шри Кришны, какую ты испытываешь к моему телу, состоящему из костей, кожи и зловонных нечистот, ты бы получил высшее благо!» Эти слова так потрясли Билвамангалу, что он тут же отрекся от мира и отправился во Вриндаван. По дороге он встретил женщину, которая очаровала его своей красотой. Тогда он попросил у нее две шпильки и выколол себе глаза, вновь соблазнившие его. Расика-Кришна даровал Билвамангале Свою милость и за руку привел его во Вриндаван. Какое-то время Билвамангала провел у Говардхана, где получил кратковременный даршан Шри Кришны и Шри Радхики, а затем пришел во Вриндаван и совершал бхаджан на Калия-дахе. Считается, что семьсот лет спустя он наделил своей трансцендентной силой Шри Валлабхачарью, чтобы тот положил начало такой линии ученической преемственности, как Пушти-марг. В Калия-даманаване состоялась лила ухода Шри Билвамангалы, а его самадхи-мандир находится на Гопинатха Базаре. В этом лесу находится также Калия-мардана-мандир.
 
 
6) Гопалван
Шри Гопалван расположен восточнее Калия-даманавана. Здесь находится Гопал-гхат, где Нанда Махараджа после того, как Кришна победил змея Калию, раздал брахманам множество коров. В этом лесу есть также Нава-гхат, Радха-вихари-мандир, храмы Мадана-мохана, Адвайта-ват, Банке-вихари, Ашта-сакхи-мандир, Шри Радха-валлабха, Югала-кишор и другие. Северо-восточная часть Гопалвана граничит с Сева-кунджем (Никунджаваном), описанным выше, где Радха-Кришна отдыхают каждую ночь.
 
 
7) Никунджаван
В этом лесу, который также называют Сева-кунджем, находятся четыре узких переулка (гали) - Дана-гали, Ман-гали, Гумана-гали и Кунджа-гали. В Сева-кундже Божественная Чета наслаждается Своими вечными играми, и парама-расика Кришна растирает утомленной Радхике лотосные стопы. Лалита-кунда и другие места в Никунджаване описывались ранее.
 
 
8) Нидхуван
Нидхуван - знаменитый лес северо-восточнее Никунджавана. Здесь расположена Вишакха-кунда, близ которой проявился Шри Банке-бихари. Об этом упоминалось выше.
 
 
9) Радхаван (Радха-баг)
На берегу Ямуны, в восточной части Вриндавана, находится Радхаван, сад Рахарани, где Лалита и другие сакхи после омовения расчесывали Шримати Радхике волосы и украшали Ее. До сих пор здесь можно увидеть деревья, на коре которых отчетливо видны имя Радхи, чакра и лик Господа Нрисимхи. Древние лианы между ними напоминают качели, а листья на деревьях кадамба имеют форму чаш, из которых Радха Кришна пили божественный напиток сома. И сейчас здесь раздается пение птиц и крики павлинов. Восточная сторона Радхавана покрыта мягким серебристым песком Ямуны, потому раньше этот лес распространялся до самого берега, Ямуна-пулины. Все пространство от Дхира-самиры до Радхавана находилось на берегу Ямуны, пока она не изменила русло, и было местом раса-лилы Кришны и гопи, известным как Шри Раса-пулина.
 
Здесь, в Радхаване, в тени высоких деревьев с густой пышной кроной, совершал свой бхаджан Шри Лалит-Кишори Дев, великий ачарья в линии Свами Харидаса, живший в середине XVIII века. До него традиционным местом бхаджана всех ачарий в линии Свами Харидаса был Нидхуван, однако Шри Лалит-Кишори Дев, непонятый своими духовными братьями, уединился на берегу Ямуны под высохшим деревом пипала. Под влиянием его бхаджана мертвое дерево ожило, и чтобы защитить дерево и своего гуру от диких животных, ученики оградили это место бамбуком (татией). С тех пор оно стало известно как Татия-стхан. Здесь до сих пор хранится изначальное изображение Свами Харидаса, сделанное художником императора Акбара, а также глиняный кувшин (карува), кривой посох (тери) и накидка (гудри), которыми он пользовался. Это центр всех последователей в линии Свами Харидаса, где регулярно проводят большие самаджи и служат садху.
 
 
10) Джхуланаван
В Джхуланаване, расположенном южнее Шри Радха-бага, сакхи качали на качелях Божественную Чету. Кришна по очереди сажал рядом с Собой Шримати Радхику, Лалиту, Вишакху и других сакхи и так сильно раскачивал качели, что ветер почти срывал с них одежды, а сами они от страха отчаянно хватались за Кришну. Гаудия-Госвами описали эту лилу в своих книгах.
 
11) Гахварван
Этот лес расположен южнее Джхуланавана, здесь находится знаменитый Пани-гхат. На этом гхате гопи по совету Кришны пересекли вышедшую из берегов Ямуну и направились в ашрам Махариши Дурвасы, где накормили великого мудреца пятьюдесятью шестью видами блюд.
 
12) Папарван
Лес Папарван, который лежит южнее Гахварвана, простирается до А талавана. Здесь находятся
Ади-Бадриван и Ади-Бадри-гхат, где Кришна дал гопи возможность получить даршан Божества Ади-Бадринатхи. Говорится, что именно в этом месте Шри Кришна Двайпаяна Вьясадева написал Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам». В Гималаях, в суровом и холодном Бадрикашраме, невозможно было явить такое полное расы произведение, как «Бхагаватам », описывающее сладостные лилы Шри Кришны. Даже сегодня здесь сохранился большой лес, состоящий из деревьев бер или бадри. Возможно также, что здесь Шри Вьясадева поведал раса-грантху «Шримад-Бхагаватам» Шукадеве Госвами.