jav-pop.net

Облако тегов

(См. начало: Священный Холм Говардхан: парикрама, часть 1)

 

Сурабхи-вана

Сурабхи-вана – в прошлом большой лес, окружавший Говинда кунду. Здесь на свежей травке паслись коровы Сурабхи.

Поблизости от Сурабхи-вана находится очень древний храм Мадана-мохан, к этому храму пастухи приводят на отдых свои стада.


Бхаджан-кутир Мадхавендры Пури

расположен на берегу Говинда-кунды.

«Однажды, Шри Мадхавендра Пури отправился во Вриндаван, и на своем пути он набрел на холм под названием Говардхан. Мадхавендра Пури практически полностью обезумел от экстатической любви к Богу, он перестал различать день и ночь. Иногда он вставал, иногда падал на землю. Он не различал, в чистом ли месте он находится. Обойдя вокруг холма, Мадхавендра Пури отправился принять омовение в Говинда-кунде…


... После он решил отдохнуть под деревом. В это время к нему подошел незнакомый мальчик-пастушок с кувшином молока, поставил его перед Мадхавендрой Пури, улыбнулся и сказал: «Пожалуйста, выпей молоко, которое я принес. Почему ты не просишь, чтобы тебе пожертвовали какую-нибудь пищу? Что за медитацию ты совершаешь?». Мадхавендра Пури был поражен красотой этого мальчика. Услышав его добрые слова, он забыл о голоде и жажде…


...Мадхавендра Пури сказал: «Кто ты? Откуда ты? И как ты узнал, что я не ем?" Мальчик ответил: "Господин, я пастушок, и живу я в этой деревне. У нас в деревне никто не голодает. «В этой деревне кто угодно может попросить пищу и поесть, когда захочет. Иногда люди пьют только молоко, но если даже кто-то не просит еду, я приношу ему ее. «Женщина, которая приходила сюда за водой, видела тебя, она дала Мне молоко, и прислала Меня к тебе». Мальчик продолжал: «Я скоро должен буду идти доить коров, но я вернусь, чтобы забрать кувшин». Сказав так, он исчез…


...На самом деле, его вдруг стало не видно, и сердце Мадхавендры Пури преисполнилось удивлением. Мадхавендра Пури выпил молоко, помыл кувшин и отставил его в сторону. Он вглядывался в тропинку, но мальчика все не было видно. Мадхавендра Пури потерял сон. Он сел и стал воспевать Харе Кришна Маха Мантру, на рассвете он вздремнул немного. Во сне Мадхавендра Пури увидел того самого мальчика. Мальчик подошел к нему и, протягивая ему руку, повел за собой в лес… Мальчик показал Мадхавендре Пури куст и сказал: «Я живу здесь, под этим кустом, и поэтому я очень страдаю от холода, дождей, ветра и жары…


...Пожалуйста, приведи людей из деревни, пусть они заберут Меня отсюда. А затем пусть построят Мне жилье на вершине холма». «Пожалуйста, построй храм на вершине того холма», - продолжил мальчик, и пригласи Меня в этот храм. Затем, омой Меня холодной водой, чтобы Мое тело очистилось». «Много дней я наблюдал за тобой, и удивлялся, когда же Мадхавендра Пури придет сюда, чтобы служить Мне?»…


... «Я принял твое служение благодаря твоей экстатической любви ко Мне. Так я появлюсь, и благодаря Моему присутствию все падшие души получат освобождение». «Меня зовут Гопал. Это я поднял холм Говардхан. Меня установил Ваджра, Я самый главный тут». «Во время нападения мусульман, священник, который служил Мне, спрятал Меня в этом кусте. После, испугавшись атаки, он убежал. С тех пор Я стою в этом кусте…


...Очень хорошо, что ты пришел. Пожалуйста, позаботься обо Мне, забери Меня отсюда». Сказав это, мальчик исчез. Затем Мадхавендра Пури проснулся и стал обдумывать свой сон. Он стал сокрушаться: «Я видел самого Господа Кришну, и не узнал Его! В приступе экстатической любви, он упал на землю. Некоторое время Мадхавендра Пури рыдал, но затем решил выполнить приказание Гопала. Так он пришел в себя».

Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 4.21-46


Гопала-праката стхали

(Шрингара стхали)

Это то самое место, где Шрила Мадхавендра Пури нашел красивое божество Гопала, сейчас это место называется Шри Натхджи. Изначально божество Гопала было установлено Враджанабхой 4800 лет назад, оно необыкновенное и красивое…


...После того, как Мадхавендра Пури покинул Вриндаван, двое брахманов из Бенгалии поклонялись Божеству. Позже, Рагхунатх дас Госвами, понял, что нужно найти преданного, который бы служил Гопалу. Он отдал божество Виттхале, сыну Валлабхачарье.

Внутри Гопала-праката стхали.


Бхаджан-шила за Гопала-праката-стхали Когда по ней ударяют, звук от удара в разных местах разный.


Из-за страха нападения, Шри Натхджи присоединился к Натхвару, которым правил Ранарадж Синг из Мевар в 17-м веке. Храм Натхджи в Натхдваре считается вторым самым богатым храмом Индии после храма Баладжи в Тирупати. Исконный храм, в котором Мадхавендра Пури поклонялся Шри Гопалу на вершине холма Говардхан. Он называется Храм Радж Гопал (на изображении это белое здание над Санкаршана-кундой). В настоящее время в храме поклоняются Говардхана-шиле.


Анийор

В древней деревне Анийор располагается Храм Господа Баларамы (Дауджи), также известный как Санкаршана Мандир. Божество здесь было установлено Ваджранабхой…


... Божество из черного камня, радом с Ним более маленькое божество Кришны, Его младшего брата…


...Когда Аурангзеб отправил войска, чтобы разрушить храмы Вриндавана, это божество спрятали неподалеку от Санкаршана-кунды. В Ади-пуране сказано, что любой, кто омывается в Санкаршана-кунде, освобождается от греха убийства коровы.


Индра-тила небольшой холм неподалеку от Говинда-кунды, откуда Господь Индра, Брахма и другие полубоги наблюдали за абхишекой Кришны. Холм окружен зданиями и сейчас он совсем невысокий.


Возле бхаджан-кутира Мадхавендры на Говинда кунде, есть храм с самопроявленным пратибху-мурти Господа Гопала. Поклонение ему осуществляют Госвами из Говиндаджи мандира из Джайпура.


Радха-Говинда Мандир

Божество этого храма на берегах Говинда-кунды, Шри Говиндадев, было установлено Ваджранабхой 5000 лет назад.

Нипа-кунда

Сразу за Радха-Говинда Мандиром находится небольшое озеро, под названием Нипа-кунда. Раньше, на берегах этой кунды росло много деревьев кадамба. На этих деревьях листья часто имеют форму чашек. Кришна обедал на берегах этой кунды с мальчиками-пастушками, они использовали листья деревьев кадамба вместо чашек…


...Однажды гопи шли по этой дороге, а Кришна преградил им путь, требуя заплатить ему налог. Гопи хотели пройти и решили припугнуть Кришну, пообещав пожаловаться на него царю Камсе. Кришна ответил, что он не боится, и что он может убить Камсу и выбросить его мертвое тело на холм Говардхан. Гопи рассмеялись и, оставив свои кувшины с молоком на земле, вернулись домой. Затем Кришна накормил мальчиков-пастушков маслом и йогуртом.


Храм Дока-дауджи.

Дауджи означает «старший брат». Однажды Баларама, старший брат Кришны, так пристально наблюдал за движениями Кришны во время раса-лилы, что его кожа потемнела. Это Божество известно под названием Дока, «тот, кто наблюдает», Дауджи…


... Слева отпечаток короны Господа Баларамы (мукут) на камне, известный как Баларама-мукут-шила.


На своем пути, по левой стороне дороги парикрамы, нам встретилось еще много интересных мест: Гаури-кунда, Парасаули и Шрингара мандир, но мы не смогли их посетить. Так что мы решили хотя бы просто упомянуть их, держа путь в Пунчари. Чуть дальше, по левой стороне дороги парикрамы, неподалеку от Санкаршана-кунды, расположена Гаури-кунда, где раньше был Храм Богини Гаури, супруги Шивы. Видагдха-мадхава-натака описывает увлекательнейшую лилу, которая произошла здесь…


...Однажды Абхиманью, муж Радхарани, решил отвезти Её в Мадхуру, подальше от Кришны. Он решил попросить благословения на это у Пурнамаси. Та ответила, что все, что он слышал, это просто слухи и убедила Абхиманью не ехать в Мадхуру, а возвращаться домой. Тогда Абхиманью попросил Пурнамаси вовлечь Радхарани в поклонение Гауридеви…


Его мать, Джатила, сказала ему, что Чандравали стала поклоняться Гауридеви и ее муж, Говардхана-малла, стал очень богатым. Радхарани тут же отправилась в храм Гауридеви, но Кришна преградил ей путь. После долгого спора, Радхарани заставила Кришну пойти и собрать цветов для Гауридеви. Тем временем Абхиманью прослышал, что Радха и Кришна вместе на Гаури-кунде. Надеясь застать их вдвоем, Абхиманью отправился туда, вместе со своей матерью, Джатилой. Тогда Кришна зашел в Храм и, одетый как богиня Гаури, стал перед божеством. Радхарани тоже зашла в храм и стала поклоняться Богине...


...Абхиманью ворвался в храм. Гауридеви (которая на самом деле была переодетым Кришной) сказала Абхиманью, что его ждет большая опасность. Дрожа от страха, Абхиманью спросил Богиню, что же это за несчастье, но богиня ответила, что об этом ему расскажет Вриндадеви. Вриндадеви сказала, что Камса хочет принести его голову в жертву Господу Шиве в течение двух дней. И Радхарани стала молиться Гауридеви, чтобы та спасла ее мужа. Богиня ответила, что не может дать такое благословение...


...Радхарани молила, говоря, что Она не сможет жить без своего господина (свами). Тогда Гаури ответила, что поможет ему, если Радхарани пообещает никогда не покидать Врадж и всегда служить ей. Абхиманью пообещал Гауридеви, что никогда не увезет Радхарани из Враджа, и что она всегда будет ей верно служить. И Джатила стала восхвалять Радхарани за то, что та спасла жизнь Абхиманью.


В двух километрах от нашей дороги, слева от деревни Анийор, мы проходили Парашаули. Парашаули – это место, где проходила васанти раса-лила Кришны и Его возлюбленных гопи. Этот раса-танец длился целую ночь Брахмы, но эта ночь пролетела как несколько мгновений. Луна в небе была потрясена этим танцем и не могла сдвинуться с места всю ночь. Поэтому это место также называют Чандра-саровара («Лунное озеро»).


В западной части саровары расположен Шрингара-Мандир, где Кришна лично украшал Радхарани. Также в этом месте находятся Cурадас-кутир и самадхи. Cурадас был поэтом с рождения. Он был слеп, но его стихи полны прекрасных описаний разных шрингар или очертаний Божества Шри Натхджи…


Однажды пуджари совсем не одел Шри Натхджи и Божество осталось полностью обнаженным. Он открыл алтарь и попросил Сурадаса написать стих, воспевающий Божество шрингара. Сурадас молчал некоторое время, а затем громко рассмеялся и, на удивление всем, пропел: «аи бхайа хари нангам нага (Сегодня Шри Хари не одет...)»


Наша Говардхана-парикрама продолжалась: вскоре после того, как улегся ветер, на нашем пути в Апсара-вану появилось новое препятствие - вода …


... но один местный мальчик помог нам найти путь к Апсара-кунде и Нава-кунде.


Пунчари – хвост Говардхана (на этот раз без водных препятствий).


Нава-кунда (Навала-кунда)

Навала означает «молодой» или «вечно молодой». Это озеро получило свое название в честь вечно молодого Шри Кришны. Однажды Радха и Кришна были поглощены экстазом танца раса, и тогда Кришна взглянул на прекрасную Радхарани, и просто превратился в это озеро. Радха посмотрела на трибанга-лалита форму Кришны и превратилась в Апсара-кунду. Воды этих кунд – это расплавленная Радха-Кришна према.


Эту кунду еще называют Пунчари-кунда, так как она находится непосредственно на Пунчари (хвосте) Холма Говардхан.


Нарасимха Мандир

У берегов Нава-кунды есть храм, где установлено божество Нарисимхадева, изготовленное из черного камня…


... По просьбе, пуджари может приподнять одежды Божества, чтобы стало видно, как разрывают демона Хираньякашипу. Прахлада Махарадж стоит рядом…


...С крыши Нарасимха Мандира открывается прекрасный вид на Апсара-вана, лес, окружающий хвост Говардхана со стороны Говинда-кунды.


Апсара-кунда

Когда полубоги омывали Господа Кришну, воды этой абхишеки образовали 108 кунд. Апсара-кунда образовалась, когда семь главных Апсар (божественных танцовщиц) совершали абхишеку Господа Кришны.


Шримати Радхарани - невероятно красивая апсара или трансцендентная девушка-служанка. Апсара кунда была названа в Её честь. Вечно молодой Нанданандана рядом с Ней, в форме Навала-кунды.


На берегу Апсара-кунды расположен Храм Апсара-бихари, Храм Дауджи и небольшой храм Апсара-ишвара (Шива-линга).


Говорят, что 24 главные воплощения Господа Вишну вечно пребывают на берегах этой кунды. Кришна приходил сюда, чтобы доставить удовольствие Своим друзьям пастушкам, проявлял здесь некоторые из этих форм и являл Свои игры…


...Однажды Он явил свою форму Двенадцатирукого Вишну гопи, а Субал принял форму Гаруды. В другой раз Он стал Варахой и начал рыть землю. Также Он превращался в Рамачандру, а мальчики-пастушки в обезьян.


Пунчари-ка Лаутха Баба
(Пунчарика-лата Баба)

Лаутха Баба – один из мальчиков-пастушков, друзей Кришны. Однажды он приготовил очень вкусный обед для Кришны и Баларамы. И вдруг, он увидел, как Кришна проезжает мимо на повозке Акруры, направляясь в Матхуру. Лаутха пригласил Кришну и Балараму отведать угощенье, но Кришна ответил: «Я скоро», пообещав вернуться на следующий день…


... С тех пор Лаутха Баба сидит на этом самом месте и с нетерпением вглядывается в дорогу. Он ждет, когда вернутся Кришна и Баларама. Он ничего не ест, он ждет Кришну, чтобы начать обед вместе. На первый взгляд, божество напоминает Ханумана и на самом деле Лаутха Баба неотличен от Ханумана.


Сутала-вана и Кадамба-вана

Раса-вана это еще одна раса-стхали, место, где проходила раса-лила. Во времена Бхактисиддханта Сарасвати, в этом месте был целый лес деревьев кадамба. В 1992 году некоторые из них были уже наполовину высохшими.


Кадамба символизирует Радхарани благодаря своим прекрасным цветам. Одно из имен Радхарани – Гандхарвика, так как Она источник всех видов ароматов. Обвораживающий аромат Её тела напоминает аромат цветов кадамба, и когда бы Кришна не увидел или не вдохнул аромат цветов кадамба, Он вспоминает Радхарани.


Дерево Тамала со своей темной корой напоминает Кришну. Гопи, находясь в настроении разлуки иногда обнимают дерево тамала, говоря: «О, это Кришна! Он пришел!» А иногда Кришна сам стоит там, он очень похож на дерево тамала, и Радхарани разговаривает с Ним, в своем настроении разлуки, спутав Кришну с деревом тамала.


Вокруг Враджа растет множество деревьев кадамба и тамала – они растут рядом – и бриджабаси склоняются перед ними и поклоняются им как Радхе и Кришне.


Некоторым деревьям около 5000 лет и они лично наблюдали проявленные игры Кришны. Мы можем молиться им, чтобы и мы также смогли наблюдать игры Кришны.


Пещера Рагхава Пандита
(Пещера Мани-кундали)

В этой пещере встречались Радха и Кришна и проводили свои сокровенные игры. Рагхава Пандит, один из спутников Махапрабху, устроил в этой пещере свой бхаджан-кутир и погрузился здесь в нирджана-бхаджан (уединенный бхаджан).


Рагхава Пандит не покидал Говардхан и Шрила Рупа Госвами предложил Шринивасу Ачарье и Нароттаме Тхакуру отправится во Враджа-мандала парикраму вместе с Рагхавой Пандитом.

Внутри его пещеры.


Наша перикрама продолжается по другую сторону Холма Говардхан...


...на нашем пути послушаем еще о Кришне…


Санатана Госвами совершал парикраму вокруг Говардхана каждый день, даже будучи уже в преклонном возрасте. Однажды в летнюю пору была сильная жара, он совершал парикраму, и земля у него под ногами была просто обжигающе горячей, и нигде не было тени. Вдруг, к нему подошел мальчик-пастушок, он поднял над Санатаной Госвами шаль желтого цвета, чтобы защитить его от солнца. Другим концом шали он стал обмахивать лицо Госвами...


...Благодаря этому мальчику, ему стало намного прохладнее, сам же мальчик обратился к нему: «Баба, в этом преклонном возрасте, вам нет нужды совершать парикраму вокруг Говардхана, подвергать себя таким истязаниям». Санатана ответил, что он не может отказаться от своих обетов…


...Поняв, что Санатана намерен продолжать, мальчик принес с Холма Говардхана камень, на котором была изображена палица и лотосные стопы Кришны и дал его Санатане: «Возьмите эту Говардхана-шилу, 7 раз совершив парикраму вокруг этой шилы, вы обретете то же благо, что и от совершения всей Говардхана-парикрамы…"


...Сказав так, мальчик отдал шилу Санатане и исчез. Этот был никто иной, как Гиридхари, тот, кто поднял Говардхан. Раньше шила Санатаны находилась в Храме Радха-Дамодар во Вриндаване, но сейчас она находится в Храме Радха-Дамодара в Джайпуре.


Пратибху-виграха этой шилы находится в Радха-Дамодар Мандире во Вриндаване. Любой может легко получить благо от совершения Говардхана парикрамы, обойдя четыре раза вокруг этой шилы или вокруг Радха-Дамодар Мандира.


Справа от нас находится храм Индра-пуджа, и отпечаток стопы Айвараты на камне. Кришна бродил по Говардхану, оценивая вред, нанесенный Вриндавану ливнями Индры…

...В этом месте Индра увидел Кришну. Он пал ниц перед Ним и принес Ему свои поклоны. Он пролил столько слёз, что из них образовалось целое озеро, под названием Индра-кунда на противоположной стороне тропы парикрамы.


Храм Дока-дауджи виден с обеих сторон Холма.


Сурабхи кунда

Эта кунда с ее нектарными водами находится слева от тропы парикрамы. Кунда образовалась благодаря божественной корове Сурабхи, которую Индра принес с Брахмалоки, чтобы умилостивить Кришну, после того, как осознал свою ошибку…


...Сурабхи, вымя которой было полно молока, подошла к Кришне и попросила Его простить Индру. Только тогда Кришна был удовлетворен…

...После, сгорая от желания получить даршан Шри Кришна лилы, Сурабхи осталась в этом месте в течение всей враджа-лилы. Махараджа Ваджранабха в ее честь построил в этом месте Сурабхи-кунду…


...Также как Индра был прощен, приняв омовение и совершив ачаман в Сурабхи-кунде, все наши апарадхи (оскорбления) будут прощены, если мы омоемся здесь…


... и Враджа-севика просто не может упустить такую возможность…


Недавно Сурабхи-кунду обновили.


Кадамба-вана…


...в тени деревьев отдыхают коровы.


Затем мы проходим мимо Рудра-кунды, она находится слева от нас, чуть поодаль дороги. Здесь Махадев (Шива) был так поглощен медитацией на Кришна лилы, что начал рыдать...


...Рудана значит «слёзы», и эту кунду иногда называют Рудана-кундой, так как ее источником были слезы Рудры.


Храм Шивы в этом месте называется Боле Баба Мандир.


Шива-линга в храме.


Здесь есть также еще одно, более крупное озеро, оно окружает Рудра-кунду, и носит название Хариджу-кунды, в честь одного из друзей Кришны. Говорят, что Кришна и Радха купаются здесь вместе.


Неподалеку находится Айравата-кунда, которая образовалась благодаря слону Индры Айравате. Он принес воды божественной Ганги, чтобы использовать их для омовения Шри Кришны в Говинда-кунде.


В окрестностях Джатипура множество самадхи.


Джатипур получил свое название в честь Мадхавендры Пури, санньяси (яти или джати), который жил тут. Именно здесь, в Джатипуре, он организовал абхишеку и фестиваль аннакута для Шри Натхджи.


Мукхаравинда

Вот еще одна Мукхаравинда или лотосный рот Говардхана. Эта необычная Мукхаравинда принадлежит Валлабха-сампрадае, как и храм Гопаладжи. Представители той же сампрадаи совершают поклонение Божеству Гопала, известному как Шри Натхджи в Натхдваре в Раджастане…


...Шестеро Госвами были в хороших отношениях со Шри Виттхалачарьей, сыном Валлабхачарьи, они передали служение Шри Валлабхачарье…


...Самадхи Виттхаланатха и бхаитака Валлабхачарьи (сиденье) находятся неподалеку.


Дандават-шила.

Говорится, что любой, кто 7 раз совершит парикраму дандаватами вокруг Говардхана-шилы, избавится от реакций за все оскорбления, которые он мог совершить во время парикрамы…


...Говорится также, что священники, совершающие поклонение в храмах, расположенных на вершине холма Говардхана приходят сюда, чтобы очиститься от оскорблений, которые они могли совершить, поднимаясь на священный холм. Обходя вокруг Говардхана, мы были вынуждены наступить на многие камни, так что мы были очень рады возможности обойти вокруг этой шилы.


Вилачу-кунда

Слева от нас, чуть вдали от дороги, находится Вилачу-кунда. Мы только что прошли ее. Однажды Шримати Радхарани потеряла здесь браслет, со Своей стопы…


...Она принялась его искать, и тут появился Кришна. Он спросил Ее игриво, не ищет ли Она Его флейту, которую Он потерял. Радхарани попросила Кришну не шутить, а лучше помочь Ей найти браслет…


...Но Кришна продолжал шутить и Радхарани разозлилась. Чтобы умилостивить Её, Кришна стал рыть землю руками. К удивлению Радхарани, кроме самых разнообразных драгоценностей, Он вырыл множество золотых и серебряных браслетов …


...Тут Кришна улыбнулся и спросил, какой же из них принадлежит Ей. Преисполненные великого счастья, Радха и Кришна обнялись.


Прекрасные тамал и кадамба на берегу Вилачу-кунды.


Чтобы добраться до Вилачу-кунды, нужно сойти с дороги парикрамы и пройти по полю…


Как раз между этим местом…


…и древним Храмом Лакшми-Нараяны.


По мере приближения к городу Говардхана…


…Гирирадж снова скрывается из виду.


Снова пройдя город Говардхан мы видим Манаси-гангу, на этот раз с другой стороны дороги парикрамы.


На противоположной стороне Манаси-ганги, слева от нас, мы проходим Сакхи-стхали (Кадамба-кханди), где раньше жила Чандравали и ее 64 сакхи. Вблизи от этой деревни находится Лилавати-кунда (Сакхи-кунда), вырытая подружками Чандравали. Радхарани и Чандравали всегда соперничают за внимание Кришны.


Из всех гопи знамениты восемь (ашта-сакхи). Из этих восьми, самые знаменитые Радхарани и Чандравали, а из них самая знаменитая и дорогая сердцу Шри Кришны – Радхарани.


Шрила Рупа Госвами объясняет, что Чандравали является как Рукмини в Дварака-лиле, соответственно гопи, возглавляемые Чандравали, становятся царицами во главе с Рукмини.


Обычным людям это соревнование гопи совсем непонятно. Однажды один бриджабаси принес Рагхунатху дасу Госвами, который совершал свой бхаджан на берегах Радха-кунды, пахту. Рагхунатха спросил его, где он ее взял, а бриджабаси весело ответил: «Я принес ее из сакхи-стхали». Услышав это, Рагхунатх разозлился и попросил бриджабаси уйти…


...Бриджабаси не мог понять причину такой ярости Рагхунатха. Дело в том, что Рагхунатха дас Госвами очень близкая служанка в группе гопи Радхарани (свапакша), и простое упоминание о месте, связанном с Чандравали (соперницей Радхарани) заставила его поступить так.


Уддхава-кунда

Эта кунда расположена на западе Кусума-саровары. В Шримад-Бхагаватам Махатмья, приводится цитата из Сканда-Пураны, где дается очень интересное описание этого места. Махараджа Ваджранабха обнаружил Уддхава-кунду во времена правления Сандильи и других риши. Уддхава постоянно пребывает здесь в форме травы и кустарников, чтобы постоянно купаться в пыли со стоп гопи.


Когда Господь Кришна исчез, Его царицы в Двараке сильно скорбели. Однажды, Ваджранабха пришел на это место вместе с ними, и они все вместе стали очень громко петь киртан. На звуки этой маха-санкиртаны один за другим стали появляться все парикары (спутники) Кришны. Все они присоединились к киртану, Арджуна начал танцевать и играть на мриданге…


...Вдруг, маха-бхагавата Уддхава появился из травы, он тоже стал танцевать. Разве мог Кришна не присутствовать на такой маха-санкиртане? Вместе с Радхарани и другими сакхи Он появился на какое-то время, а потом снова исчез. Вот так на этом месте Уддхава утешил цариц.


Считается, что Божества в храме на Уддхава-кунде были установлены пять тысяч лет назад Ваджранабхой.


На горизонте видны башни храмов Кусума-саровары, которые расположены на другой стороне дороги Говардхана-парикрамы, это значит, что наша парикрама подходит к концу.


Совершающие парикраму продолжают свой путь, пока не достигнут Шри Радха-кунды, где и заканчивается наше путешествие вокруг Говардхана.


«Джая Радха-Мадхава, кунджа бихари,
Гопиджана-валлабха гиривара-дхари…»


Радха-кунда это самое сокровенное место Шримати Радхарани, именно здесь, в рощах вокруг Её священного озера, Она наслаждается самыми сокровенными любовными играми со Шри Кришной.


Шьяма-кунда (чуть дальше) и Радха-кунда это глаза Говардхана. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что тот, кто под покровительством гопи совершит омовение в священных водах Радха-кунды хотя бы раз в жизни, получит благословение Господа Кришны достичь того же настроения экстатической любви, в котором пребывает Шримати Радхарани. Для того, чтобы по-настоящему войти в Радха-кунду, нужно преодолеть телесную концепцию и полностью очиститься от оскорблений.


Священные воды не примут легкомысленного отношения или материального сознания. В некоторых случаях лучше просто капнуть три капли на голову, ведь это не отлично от омовения. Некоторые жители Радха-кунды просто сидят поблизости и при помощи лоты (чашки) омывают себя водой, не осмеливаясь прикоснуться стопами к священным водам кунды.


Радха-кунда считается жидкой формой (према сварупа) Шримати Радхарани. По-настоящему получить даршан Радха-кунды это все равно, что получить даршан Самой Шримати Радхарани.

Места и игры Радха-кунды описаны в отдельных статьях. Их бесспорно стоит прочитать…


«Вокруг этого чудесного места растут самые разные деревья - кадамба, целые ряды деревьев кампака, молодая асока, множество деревьев манго, пуннага, бакула, лаванга, стелющиеся малати. Это самое лучшее место, где два озера, Радхи и Мадхавы, встречаются на одном берегу. Позвольте мне принять прибежище тут, в излюбленном месте любовных игр».

(Враджа-виласа-става 52,
Рагхунатх дас Госвами)


«Пусть же ароматная Радха-кунда, на берегах которой, Царица Радха и Ее приближенные развлекаются с Господом Кришной, месяцем Враджа, станет моим прибежищем».

(Рагхунатх дас Госвами)


«Пусть же ароматная Радха-кунда, где страстная божественная чета ежедневно проводит свои игры со Своими, исполненными любви спутниками, в прекрасной воде, источающей аромат цветов лотоса, станет моим прибежищем».

(Рагхунатх дас Госвами)


«Пусть же левая рука Шри Кришны, чьи глаза подобны лепесткам цветов лотоса, всегда защищает тебя. Своей левой рукой Он поднял холм Говардхан, как игрушку».

Бхакти-расамрита-синдху 2.1.62


«Друзья мои, этот Гирирадж первый среди слуг Шри Хари, он купается в милости, ведь его всегда касаются лотосные стопы Шри Баларамы и Шри Кришны. Гирирадж доставляет удовольствие Шри Кришне, Балараме, мальчикам-пастушкам и коровам давая им воду из своих чистых саровар, сочную травку, фрукты, коренья и разные минералы, такие как гаирика».

Шримад-Бхагаватам 10.21.18