jav-pop.net

Облако тегов

Джая Джаганнатха!Джаганнатха Пури – город в штате Орисса, построенный вокруг храма Господа Джаганнатха. Это одна из четырех главных священных дхам (святых мест) в Индии.
 
Говорится, что находиться в Пури – это все равно, что находиться на Вайкунтхе (планете духовного мира), спать в Пури – все равно, что делать поклон в храме, а любая еда в Пури является прасадом (милостью) Господа. Джаганнатха Пури – место, связанное с жизнью Господа Чайтаньи Махапрабху (1486-1534), где он провел последние 16 лет своей жизни.

Джая Джаганнатха!
В этом месте каждое утро на рассвете совершает омовение Панча-таттва.

Храм Господа Джаганнатхи

Другое имя Господа Джаганнатхи – Пурушоттама, а Джаганнатха Пури иначе зовется Нилачала, Шри или Пурушоттама Кшетра. Ныне существующий храм возведен царем Анангой Бхимой. По свидетельству историков он был построен приблизительно две тысячи лет назад. Задолго до этого существовал храм, возведенный царем Индрадьюмной. Во времена Шри Чайтанйи Махапрабху небольших зданий вокруг храма и высокой площадки перед ним еще не существовало. Диск Сударшана на вершине купола является отличительным знаком храмов Кришны или Вишну, тогда как трезубец характерен для храмов Господа Шивы.

Другие названия Джаганнатха Пури:
•    Джаганнатх Дхам: обитель Джаганнатха.
•    Нилачала или Нилагири: синяя гора. Нила значит синий, а ачала или гири – гора.
•    Санкха Кшетра: санкха означает раковина, кшетра – святое место. Если смотреть сверху, город Пури имеет форму раковины.
•    Пурушоттама Кшетра: Пуруша-уттама – верховная личность, Джаганнатх. Кшетра – место.
•    Яманика Тиртха: приходящий в Джаганнатха Пури, получает мокшу или освобождение.
•    Шри Кшетра: Шри значит богатый. Кшетра значит святое место. Пури – самое богатое место на земле.
•    Мартья Вайкунтха: это “Духовный мир на земле”.
•    Уччиста Кшетра: только в этом святом месте можно есть то, что осталось после других, поскольку здесь нет кастовых предрассудков.
•    Удияна Питха: это дом предков всех орийцев.
•    Враума Кшетра: Враума была династией королей, правивших Ориссой много лет назад.

Господь Джаганнатха пришел для поклонения, удовлетворенный преданностью царя Индрадьюмны, который совершил тысячу жертвоприношений коня (ашвамедха-ягья), а Господь Брахма установил Божество в храме. Храм Джаганнатха был открыт и Божества были установлены на симхасане (постаменте) 15 крор и 34 лагха (153 400 000 лет) тому назад (эти сведения приводятся в “Сканда пуране”).

•    Высота современного храма Джаганнатха 65,5 метров над уровнем дороги.
•    Длина и ширина стены, окружающей храм 203 м х 195 м.
•    В храме ворот четверо основных ворот: на востоке Львиные ворота; на западе Тигровые Ворота; на юге Лошадиные Ворота; на севере Слоновьи Ворота.
•    В храме 5.000 поваров, но они готовят по очереди. Ежедневно в храме готовят прасад около 150 поваров.
 
Джая Джаганнатха!
 
Джая Джаганнатха!

Джая Джаганнатха!

Джая Джаганнатха!
 
Джая Джаганнатха!

Флаг на вершине храма называется Патита Павана, что значит спаситель падших.

Джая Джаганнатха!

Ежедневный распорядок в храме Джаганнатха:
1. Открытие дверей.
2. Арати (предложение ламп).
3. Переодевание божеств.
4. Купание божеств.
5. Даршан божеств, когда преданные могут подойти близко к ним, чтобы посмотреть.
6. Предложение божествам завтрака, известное как баллаба-бхога.
7. Предложение божествам обеда.
8. Переодевание божеств.
9. Предложение легкого ужина.
10. Переодевание божеств.
11. Ужин.
12. Последнее украшение божеств (обычно это наиболее искусно сделанная и красивая одежда дня).
13. Укладывание божеств ко сну.

Фестиваль Ратха ятра (Праздник колесниц)

С Господом Джаганнатхой связан фестиваль Ратха-ятра. Этот фестиваль происходит ежегодно в июне-июле и собирает сотни тысяч паломников. Фестиваль проводится специально для того, чтобы все люди, в том числе и не имеющие права войти в храм, могли увидеть Господа. Божества Джаганнатха, Баладева и Субхадры переносят на огромные колесницы и везут в храм Гундича, где они находятся неделю, а затем возвращают назад. Каждый, кто увидит колесницу Господа, немедленно проникнется любовью к Кришне (хотя изменения в сознании человека будут происходить постепенно).

Во время фестиваля Ратха-ятры Джаганнатха, Баладева и Субхадра на колесницах направляются к храму Гундича, остается в нем на неделю, а затем возвращается в собственный храм. Говорят, что жену царя Индрадьюмны, основавшего храм Джаганнатхи, звали Гундича. Название храма Гундича упоминается в писаниях. Храм в Гундиче также носит название Сундарачала, а храм Джаганнатхи также называется Нилачала. Храм в Гундиче расположен в 3 километрах к северо-востоку от храма Джаганнатхи на храмовой дороге.

Ратха ятру начали проводить в эпоху Сварочиша Ману (Он второй по счету из 14, приходящих в день Брахмы, первым был Сваямбхува Ману, а сейчас мы живем в эпоху Вайвасвата Ману) и этот праздник отмечается по сей день. Упоминается, что Ратха-ятра будет проводиться в течении всей второй половины жизни Господа Брахмы.

Считается, что те, кто оставляет свое тело в присутствии Господа Джаганнатха получают освобождение или отправляются в духовный мир. В связи с этим ежегодно известны случаи, когда некоторые индусы бросаются под колеса едущих колесниц, а это верная смерть.

Ратха ятра или “Праздник колесниц” олицетворяет сокровенное желание Господа Джаганатха увидеть свою вечную возлюбленную Шри Радху, разлука с которой кажется ему невыносимой.

Колесницы, на которых едут Божества называются:
•    Джаганнатх едет на Нандигхоше. Нанди значит ананда, или блаженство, гхоша значит “шум”. Звук колес движущейся колесницы Джаганнатха подобен грому, и говорят, что если их услышишь хотя бы раз, то обретешь блаженство.
•    Балабхадра едет на Таладхвадже. Тала значит ритм, а дхваджа – символ, знак отличия. Сказано, что ритмы произошли от космического танца Господа Шивы. Говорят, что ритм, создаваемый огромной движущейся колесницей Балабхадры, производит столь же мощный и блаженный звук.
•    Субхадра едет в Девадалане, или Дарпадалане. Далана значит “сокрушающий”, “разрушающий”. Таким образом, Субхадра – это богиня, избавляющая нас от дарпы, или гордыни. Перед тем, как приблизиться к Верховной Личности Бога, Господу Джаганнатхе, мы должны подойти сначала к Субхадре, или самим избавиться от гордыни.
 
Джая Джаганнатха!
 
Джая Джаганнатха!

Джая Джаганнатха!

На каждой колеснице присутствуют деревянные лошади.

На колеснице Джаганнатха:
•    Санкха – чистота.
•    Света – честность.
•    Харидакша – одинаковое отношение ко всем.
•    Балатака – постоянная готовность.

На колеснице Балабхадры:
•    Тивра – сила.
•    Гхора – постоянство.
•    Диргха – вечность.
•    Срама – работа.

На колеснице Субхадры:
•    Рочика – привлекательность.
•    Мочика – спасение.
•    Джита – победа.
•    Апараджита – то, что находится за пределами мысли.

Колесница Джаганнатха в высоту 13,7 м, колесница Балабхадры – 14,3 м, Субхадры – 13,1 м. Цвета Божеств: Бог может быть любого цвета, какого Он сам захочет. Черный представляет непостижимость, белый – просветление, желтый – доброту. Верховный Господь приходит различного цвета в различных воплощениях, чтобы привлечь к Себе мысли обусловленных душ этого мира.

Джая Джаганнатха!
 
Возничими трех колесниц являются:
1.    Матали, украшающий, возничий Джаганнатха.
2.    Дарука, который заботится обо всех, отвечает за колесницу Балабхадры.
3.    Арджуна, всегда готовый сражаться за справедливость, отвечает за колесницу Субхадры.

Для постройки каждой колесницы используется:
•    Колесницы Балабхадры – 763 деревянных частей
•    Колесницы Джаганнатха – 832 деревянных частей
•    Колесницы Субхадры – 593 деревянных частей

Флаги на каждой из колесниц:
•    Флаг Балабхадры – Унмани, что значит “подымать”
•    Флаг Джаганнатха – Трилока-мохини, что значит “привлекать народ со всех мест”
•    Флаг Субхадры – Надамбика, что значит “пробуждать понимание Бога во всех, кто его видит”

Сами колесницы после Ратха Ятры разбираются и дерево используется для приготовления пищи в специальной кухне господа Джаганнатха. Об этой кухне отдельный разговор.

Храмовая кухня Джаганнатха

Храмовая кухня Господа Джаганнатха считается самой большой кухней в мире, где обслуживают всех без оговорок и предварительной записи.

Махапрасад берет свое начало в далеком прошлом и связан с Джаганнатхом в его изначальной форме Нила-Мадхавы.  Однако также и сегодня вкус махапрасада нельзя воспроизвести за пределами храма.

Преданные внутри храма по опыту знают, что когда повара несут бхогу (пищу для предложения) из кухни в храм, у него нет васаны (сладкого аромата). Но после предложения, когда они несут его из храма на Ананда-базар, чтобы продавать, запах у него божественно сладкий.

В процессе пуджи и предложения прасада его благословляют все Боги и Богини и конечно же сам Господь Джаганнатх. Когда предлагается пища, лишь трем священникам, совершающим пуджу, разрешается находиться внутри. Чувствуется, что Господь Джаганнатх действительно “ест свою пищу” в это время.

Огонь на кухне называется Вайшнава-агни, потому что это огонь на кухне Господа Джаганнатхи, и используется он для служения самому Вишну. Его никогда не гасят. Древесные угли тлеют день и ночь благодаря одному служителю, которого называют Акханда Мекапа. Быть служителем Господа Джаганнатхи в храме считается большим благом. Когда человек умирает, родственники берут огонь с самой храмовой кухни, чтобы сжечь тело в крематории. Этот человек считается непосредственно членом семьи Господа.

Махапрасад – сокровенная часть каждодневной жизни общины служителей. Его едят и раздают во время рождения ребенка, во время каждой священной церемонии на протяжении всей его жизни и во время смерти.

В более широком смысле, все, чего касались и чем пользовались Божества храма Джаганнатхи, считается махапрасадом – использованные листья туласи, использованная вода для омовения божеств, называемая падука, одежда и еда.

Если кто-то болен, то учтите, что махапрасад обладает целебным свойством. Говорится, что если есть махапрасад каждый день, то никогда не будешь болеть в течение всей жизни.

Поскольку еда в храмовой кухне должна быть приготовлена в такой чистоте и с глубокой преданность, как повара, так и едоки ощущают сильное духовное воздействие. Глиняные горшки ставят в специальные земляные печи – их пять – друг на друга. Однако еда в верхнем горшке готова самой первой, а не последней.

Говорится, что если повар был в чем-то  нечист, то горшки бьются по дороге в храм или пища портится во время приготовления и должна быть забракована. Чтобы готовить для Бога, нужно иметь чистое тело и чистые помыслы.

Также считается, что если Мать Лакшми недовольна тем, что приготовили повара, на территории храма мистическим путем появится собака, обычно тогда, когда пищу несут Божествам. Поскольку никаким собакам в храм входить не позволяется, то говорят, что эта собака – Кутама Чанди, тантрическая богиня, отвечающая за чистоту пищи. Если собаку увидят, всю еду надлежит закопать и приготовить снова.

Наба-калебар-ятра (смена тела Божествами)

Наба-калебар-ятра проводится каждые двенадцать лет при наличии особой конфигурации планет. Как и во время ежегодного Праздника Колесниц, потомки изначальных служителей Джаганнатхи отвечают и заведуют ритуалами превращения. Потомки семей Вишвабасу, Видьяпати и Дайитапати будут служить Ему в это время, с той лишь разницей, что это длится два месяца вместо одного.

Поскольку Божество Джаганнатха должно быть сделано из дерева, во время Наба-калебар-ятры (смена тела Божеством) священники в первую очередь должны определить подходящее дерево. Нельзя использовать обычное дерево, нужное ищется в соответствии с определенными признаками.

В манускрипте “Ниладри-Маходая”, написанном на пальмовом листе, говорится, что священное дерево будут находить в особой деревне каждые 12 лет. Для вырезания божеств подходит лишь дерево Ним. Его санскритское название – дару.

Отличительные признаки Божественного Нима:

Джая Джаганнатха!
 
•    Неподалеку должен находиться храм Шивы. Шива – это один из значительных полубогов Вселенной, Он почти равен Верховному господу Вишну, его (Шивы) имя означает Всеблагой.
•    Возле храма должен находиться пруд или другой водоем, который необходим для ритуального омовения, а также используется во время совершаемых церемоний.
•    Возле нима должны расти три другие очень редкие дерева. Листья, ветви, кора и корни этих деревьев обладают могущественным божественным влиянием.

Эти деревья:
1.    Варуна. Если вы сидите под ветвями этого дерева, то даже если вы окружены тысячей змей, они на вас не нападут. Говорится, что это дерево обладает способностью полностью разрушать гнев и гордыню. В наше время люди часто носят с собой кусок коры варуны, если им предстоит встреча с агрессивным человеком.
2.    Сахада. Это дерево дает возможность забыть себя. Говорится, что один из великих мудрецов Пури, Нигамананда, сидел под этим особым деревом и достиг просвещения.
3.    Вилва. Говорится, что это дерево обладает способностью вылечить любую болезнь, даже болезни сердца, рак и проказу. Излечение достигается посредством жевания его листьев.

Все эти три дерева встречаются очень редко, в то время как ним – дерево очень распространенное.

Отличительные признаки Божественного Нима:
•    У Божественного нима должно быть лишь три или четыре ветви.
•    Если какие-либо птицы свили на этом дереве гнездо, оно считается нечистым и непригодным.
•    Под этим деревом должна быть проведена хома (огненное жертвоприношение) перед тем, как его срубят.
•    Дерево можно срубить только золотым топором из храма.
•    В правильности выбора дерева можно удостовериться по специальным благоприятным знакам на его коре.

На его стволе должны быть четко видны четыре оружия Господа Вишну:

Джая Джаганнатха!
 
1.    Шанкха – раковина.
2.    Диск.
3.    Гада – булава.
4.    Падма – цветок лотоса.

Когда дерево найдено, там проводится огненное жертвоприношение, чтобы пригласить всех Богов и Богинь прийти и дать свои благословения в благоприятное время. На следующий день после проведения огненного жертвоприношения можно начинать действительно рубить дерево. Пати Махапатра коснется дерева, которое должно быть использовано для Господа Джаганнатхи, золотым топором. Затем Дайитапати коснется его серебряным топором. Наконец, главный резчик по дереву из семьи Махарана коснется его железным топором.

Во время срубания дерева будут произноситься 108 имен Бога. Это будут различные имена Господа Нарасимхи. Он спасает преданных от всех проблем, молитва Ему гарантирует, что все закончится хорошо.

Джая Джаганнатха!
 
Затем весь неотесанный ствол привозится в храм. Его кладут на деревянную повозку, сделанную по этому случаю в храме Джаганнатхи, и Дайитапати с помощью других членов группы тащат его в храм.

Бревна хранятся внутри храма в месте, известном под названием Койли Вайкунтха. Койли означает “погребение”, а Вайкунтха – “место где нет тревог”. Это место, где будут похоронены старые Божества и сделаны новые. Оно находится вблизи Слоновьих Врат с северной стороны храма.

Три старейших резчика по дереву будут главным скульпторами Господа Джаганнатхи. Три другие изваяют Субхадру и еще три Балабхадру, а также Сударшана чакру. Помогать им будут еще 50 резчиков. В течение этого 21 дня, пока делаются новые божества, никому не позволяется заходить в это место, даже главному священнику храма. Там очень мощная дверь и толстые наружные стены. Плотники запирают дверь изнутри и целый день работают, несмотря на палящее солнце над головой. Резчикам по дереву нельзя ни есть, ни пить воду внутри этого священного места, поэтому они выходят во двор храма, чтобы поесть и поспать ночью. В течение этого 21-го дня они не покидают храма.

Когда новые Божества изготовлены, их перенесут во внутреннее храмовое святилище и поставят перед старыми божествами, лицом к лицу. В это время никто не может войти на даршан, даже храмовые священники. Трех новых божеств несут внутрь только потомки семьи Дайитапати. Как только они внутри и в безопасности, там могут оставаться лишь трое старейших членов Дайитапати. В это время не предлагают ни пуджи, ни еды.

Сама церемония Наба-калебар-ятра происходит за три дня до великого Праздника Колесниц.
•    У трех Дайитапати должны быть завязаны глаза.
•    Перед тем, как начать перенос, они должны обвязать свои руки кусками одежды Господа Джаганнатха.
•    Они не должны бриться, начиная с первого дня поисковой процессии.
•    Трое членов семьи Дайитапати постятся и медитируют целый день внутри храма.

После полуночи четыре самых старших и старейших члена семьи Дайитапати заходят в алтарь. Их глаза завязаны. Обмотанными тканью руками они забирают у старого Божества то, что называется набхи-брахмой и перекладывают его в новое Божество.

Похоже, что в Ориссе у каждого ученого и бхакты есть свое мнение по поводу набхи-брахмы. Согласно наиболее популярным мнениям набхи-брахма это:
•    Особый голубой сапфир с выгравированной на нем Вишну-янтрой.
•    Кусок изначального Божества Господа Джаганнатхи.
•    Шалаграма-шила, подаренная королем Непала.
•    Зуб Господа Будды.
•    Кусочек пупка Господа Кришны, оставшийся после его ухода из этого мира 5000 лет назад.

Говорится, что если кому-либо, кроме этой избранной группы, случится увидеть что-нибудь из этой церемонии, с крыши ли дома или еще как-то, он обязательно умрет. По этой причине правительство Ориссы приказывает полностью гасить свет в течение этой ночи во всем Пури.

Джая Джаганнатха!