jav-pop.net

Облако тегов

Господь Чайтанья наносит поражение КазиВсем Своим преданным Господь Чайтанья повелел ежедневно совершать санкиртану, каждый в своем доме. Почти все жители Навадвипы были вайшнавами. Они с радостью выполнили повеление Господа. В каждом доме звучали слова:

ХАРАЕ НАМА КРИШНА ЯДАВАЯ НАМАХ
ГОПАЛА ГОВИНДА РАМА ШРИ-МАДХУСУДАНА

А после этой известной молитвы вайшнавы запевали Харе Кришна маха-мантру. Так началось всеобщее движение санкиртаны Господа Чайтаньи. В Навадвипе не было слышно никакого иного звука, кроме возгласов: "Хари! Хари!" под мерные удары мриданги и звон караталов. Город утопал в океане любви к Кришне.

В те далекие времена Бенгалией правил мусульманский шах Наваб Хуссейн Шах. Он, как в последствие и его сын, славился своей жестокостью. Многих индусов он заставлял принимать мусульманство. Обряд обращения был до смешного прост: достаточно было трижды брызнуть на тело индуса водой, чтобы его уже считали мусульманином. Тех же, кто не хотел отказываться от своей веры, преследовали. Им было запрещено проводить свои религиозные обряды: служить алтарю, петь ведические гимны, совершать жертвоприношения полубогам и Господу Вишну. В Навадвипе тоже жило немало мусульман, а самим городом управлял наместник Хуссейн Шаха, которого звали Чхан Кази.

Чайтанья-чаритамрита, Явление Господа ЧайтаньиВ доме великого преданного Адвайта Ачарьи всегда собиралось много вайшнавов. Он был истинным мудрецом, и вайшнавы с радостью слушали его. Адвайта Ачарья читал Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам и говорил о науке преданного служения Господу Кришне. Он объяснял, что преданное служение намного выше всех других видов йоги и мудрее иных наук. Все священные писания утверждают важность преданного служения Господу Кришне.

- Поэтому преданные все силы отдают только служению Кришне, не тратя понапрасну время на что-либо еще, - говорил он. Вайшнавы очень любили эти встречи в доме Адвайта Ачарьи. Здесь говорили только о Кришне, служили алтарю и непрерывно пели Харе Кришна маха-мантру. Все были счастливы, лица светились улыбками. Но сам Адвайта Ачарья не чувствовал той безмятежной радости, которая переполняла его гостей. Какая-то печаль тревожила его.

Он смотрел на счастливых преданных, собравшихся у него в доме, и думал о том, как их мало на земле. Большинство людей, живя без сознания Кришны, лишены истинного счастья. Весь мир пойман в ловушку майи. В погоне за материальным счастьем люди не замечают, что радости их мимолетны, а страдания очень часты. Их жизнь проходит в тяжелом бесполезном труде. Когда наступает смерть, они расстаются со всем, что имели. Не зная, зачем данажизнь, люди теряют свои лучшие качества. Они не помнят о Кришне, и в этом причина их бед.

Сердце Адвайта Ачарьи было исполнено сострадания. Он все время думал о том, как спасти мир из когтей майи. "Только Кришна поможет им. Если Он придет на землю и одарит их преданным служением, они обретут освобождение", - думал он.

И со всей решимостью Адвайта Ачарья стал призывать Кришну снизойти на землю. Он поклонялся Верховной Личности Бога, предлагая Ему листья туласи и воду из Ганги. Громко плача, он молил Кришну явиться.

Многократный зов Адвайта Ачарьи привлек внимание Господа, и Кришна решил снизойти. Но прежде Он послал в этот мир Своих преданных, чтобы они подготовили приход Господа и приняли участие в Его духовных играх.

Гундича-марджана - праздник очищения сердца и ума

Праздник Гундича-марджана, или очищение храма Гундичи. Этот трансцендентный «великий почин» предшествует популярнейшему индуистскому празднику Ратха-ятра (Шествие Колесниц). С точки зрения философии, Гундича-марджана – это очищение не только храма перед приходом туда Господа Вселенной, но, прежде всего, очищение сердца и ума, чтобы принять милость Всевышнего.

Вот как об этом рассказывается в «Чайтанья-чаритамрите».

Приближался великий праздник колесниц Господа Джаганнатхи, и Шри Чайтанья пригласил к Себе управляющего храмом Сарвабхауму Бхаттачарью и Каши Мишру. Когда они собрались, Господь сказал:
- Накануне Ратха-ятры Я хочу выразить почтение Господу Джаганнатхе, убрав храм Гундича. Храм Гундича стоит в двух милях к северо-востоку от храма Джаганнатхи. Во время праздника Ратха-ятры Господь Джаганнатха торжественно шествует сюда из Своего храма и остается на целую неделю, а потом возвращается обратно. Храм Гундича очень древний, его воздвиг еще великий царь Индрадьюмна, и предание гласит, что жену его тоже звали Гундича.

Юность Господа ЧайтаньиВся слава Господу Шри Чайтанье Махапрабху! По Его беспричинной милости даже самый невежественный грубиян может стать благовоспитанным человеком, если будет повторять святое имя Господа. Такова безграничная мощь Господа Чайтаньи.

Вся слава Господу Нитьянанде! Вся слава Адвайте Ачарье! Вся слава преданным Господа Чайтаньи!

Теперь настал черед поведать о поре юности Шри Гаурасундары. Когда пришло это благодатное время, Господь засиял, словно солнце. Нарядные одежды облегали Его стройное тело, изящные драгоценности сверкали на груди и руках. На шее была цветочная гирлянда. Далеко был слышен запах сандала, которым Он смазывал тело. Прекрасный, Он блистал Своими безграничными познаниями. Господь Чайтанья выходил победителем из всех ученых состязаний. Разбивая ложную гордость ученых пандитов, Он указывал им путь истинного освобождения. Танцуя и воспевая святое имя, Он щедро дарил людям Свою милость, пробуждая в них дремлющую любовь к Кришне. Как прекрасен был Шри Гаурахари, сверкавший словно бесценный бриллиант в Своих юношеских играх!

Иногда Он казался сумасшедшим в Своей великой любви к Кришне. Глядя на то, как Он поет святые имена Кришны в полном самозабвении, люди думали, что у Него произошло полное нарушение воздушных потоков в теле. От этого, согласно Аюр-веде, может помутиться разум.

Даже в Своей школе изучения санскрита Он объяснял грамматику, рассказывая о Кришне. Вместе с сухими правилами Он давал ученикам совершенное знание. Кому-то это казалось безумием, но Господь показывал, что все в жизни можно связать с именем Кришны, даже скучное обучение в школе.

 
В этой главе вы узнаете об играх Господа Чайтаньи, которые Он совершал в отрочестве. В Индии детей такого возраста - от 11 до 15 лет - называют "каишора". Поэтому игры Господа Чайтаньи в отрочестве называют "каишора-лила".

Нектарная милость Господа Шри Чайтаньи Махапрабху льется как великая река, затопляя собой всю вселенную. И как река несет с высоты гор свои воды в низину, так и Господь Чайтанья нисходит до самых падших.

Благословенно отрочество Господа Чайтаньи! Богиня учености, Сарасвати, поклонялась Ему, даруя победи над самыми знаменитыми учеными. А богиня удачи, Лакшмидеви, служила Ему дома как жена.

Когда Господу исполнилось одиннадцать лет, Он стал обучать учеников. Весть об этом разнеслась далеко за пределами Навадвипы, и к Шри Чайтанье нескончаемой вереницей потянулись юноши, жаждущие знаний. Всех Господь изумлял Своей ученостью. Как глубоко и красиво Он толковал ведические писания! Теперь Его имя стало Нимаи Пандит в знак всеобщего уважения.

В те времена ученые любили проводить диспуты, состязаясь в толковании священных писаний. Но если Нимаи Пандит принимал в них участие, Он всегда оставался неизменным победителем. Правда, благодаря Его мягкому и смиренному нраву, ни один из побежденных - даже если это был прославленный Пандит - не чувствовал горечи поражения.

Отдыхая от философских диспутов, Господь возвращался домой и вел себя, как обыкновенный мальчишка. Он любил порезвиться в Ганге, плескался и нырял, проказничая в воде.

Пауганда-лила Господа ЧайтаньиВ этой главе вы услышите рассказ об играх Господа Чайтаньи, которые проходили в возрасте от пяти до десяти лет. Детей такого возраста в Индии называют "пауганда", отсюда и название игр Господа -  пауганда-лила. Господь Чайтанья так милостив ко всем, что даже самый последний грешник и неверующий материалист могут стать преданными Господа. Это совсем нетрудно. Просто предложите его лотосным стопам цветы или немного фруктов.

Итак, Господь Чайтанья начал Свое обучение. Сначала Он брал уроки у двух учителей - Вишну и Сударшаны. Когда же мальчик немного подрос, отец поручил Его заботам Гангадаса Пандита. Гангадас обучал Нимаи грамматике санскрита. Обучение проходило на самом высоком уровне. Все Веды записаны на санскрите, и хорошее знание этого языка было необходимо для того, чтобы глубоко и правильно понимать их смысл. Тому, кто хорошо знал санскрит, были открыты все священные писания. Санскрит сложен, и обычно на изучение всех правил грамматики уходит не менее двенадцати лет. Но Нимаи запоминал их сразу и очень точно. Ему достаточно было только один раз выслушать объяснения Своего учителя. Более того, грамматику санскрита Он сразу увязывал со смыслом священного писания, и духовные знания сами укладывались в Его сердце.

Прошло немного времени, и Нимаи Сам стал толковать учебник грамматики под названием Панджи-тика. Он делал это столь блестяще, что без труда одерживал победы над учениками, намного старше Его по возрасту.

Хотя Нимаи был еще ребенком, беседы с Ним были весьма поучительны. Так однажды Он подошел к Шачидеви, почтительно поклонился ей и спросил:
- Мама, ты окажешь Мне милость, о которой Я тебя попрошу?
- Конечно, мой дорогой, - ответила Шачимата. - Я дам Тебе все, о чем бы Ты ни попросил.

Чайтанья-чаритамрита, Кришнадаса Кавираджа отправляется во ВриндавануВ давние времена, почти пятьсот лет назад, жил на свете великий преданный Господа Кришны по имени Кришнадаса Кавираджа. Его дом стоял в небольшой индийской деревне Джхаматапура. Тот, кто будет в Индии, сможет побывать в этих местах. Надо только сесть на поезд и сойти на маленькой станции Салара. А там до деревни уже недалеко.

Кришнадаса жил вместе со своим братом, и оба они были вайшнавами. В их доме постоянно собирались преданные Господа, чтобы вместе воспевать святое имя Бога. Их санкиртан длился днем и ночью.

Однажды не это собрание пригласили великого преданного Господа Нитьянанды. Звали его Менакетана Рамадаса. Он был необыкновенной и возвышенной личностью, целиком охваченной чувством любви к Богу. Как только Минакетана Рамадаса появился во внутреннем дворе дома, все вайшнавы поклонились ему в ноги, приветствуя этого великого преданного.

Беспредельная радость переполняла его. В упоении он подходил к собравшимся и поднимал за плечи кого-нибудь из вайшнавов, склонившихся в почтительном поклоне. Иного он легко ударял своей флейтой, а иному доставался мягкий шлепок.

Невозможно было без слез смотреть в лицо Минакетаны Рамадасы. Слезы великой любви к Богу потоками лились у него из глаз. Вдруг сыпь экстаза, словно распускающиеся цветы кадамба, появлялась у него на теле. Он то замирал в неподвижности, то вдруг начинал трепетать от духовных переживаний. Всякий раз, когда он звал Нитьянанду по имени, он повергал людей в полное изумление. Им никогда прежде не доводилось видеть что-либо подобное.

Среди вайшнавов, собравшихся в этот раз на киртан, был один почтенный брахман. Звали его Шри Гунарнава Мишра. Он совершал служение Божествам. Появление Минакетаны в доме ничуть не потревожило его. Брахман даже не шелохнулся, чтобы выразить гостю свое почтение. Шри Рамадаса заметил это и сказал: "Я вижу здесь второго Ромахаршана Суту, который увидя Господа Балараму, не захотел подняться и поприветствовать Его".

Все поняли, о чем говорил Минакетана. Отказавшись принять участие в великой битве на поле Курукшетра, Господь Баларама отправился в паломничество по святым местам. Так Он дошел до леса Наймишаранья и посетил собрание великих мудрецов. Их возглавлял брахман Ромахаршана Сута. Сидя на вьяса-асане, он отвечал на разные духовные вопросы. Увидя Господа Балараму, все мудрецы и подвижники тут же поднялись со своих мест, чтобы поприветствовать Его. Но Ромахаршана Сута остался неподвижным, словно не заметил присутствия Господа. Охваченный гордостью, он оскорбил Господа Балараму, за что был справедливо наказан.

Чайтанья-чаритамрита, Господь Чайтанья обращает майавади в преданныхГосподь Чайтанья Махапрабху - это самое милостивое воплощение Господа Кришны. Он всегда преисполнен истинного сострадания к падшим душам, которые томятся в клетке материального мира. Он пришел для того, чтобы даровать им избавления людей от майи. Он показывал им путь к счастью, освобождение. Господь Чайтанья находил множество способов, одаривая мир чистой любовью к Богу. Даже самые последние из людей - млеччхи и яваны - обретали эту милость, идя за Господом Чайтаньей в Его движении санкиртаны.

Однако, находились и такие, кто старался избежать встреч с Господом Чайтаньей. Это были последователи знаменитого философа Шанкарачарьи. Они думали, что Бог - это не личность, а нечто вообще. У Него нет имени, нет лица, нет тела, нет чувств и желаний. У Него нет дома, друзей и родителей. Он не может любить, а значит, и Его любить невозможно. А еще они думали, что если будут долго рассуждать о Боге и думать о Нем, то смогут слиться с Богом в одно, и сами в один прекрасный день станут Богом. В этом была их самая большая ошибка. Таких философов называют майавади. Вот эти-то майавади и не хотели встречаться с Господом Чайтаньей. Но встретиться им все-таки пришлось, и об этом Кришнадаса рассказывает удивительную историю.

Господь Чайтанья шел во Вриндавану. Путь Его лежал через древний город Варанаси, в котором жили философы майавади, принявшие санньясу (1). В Варанаси их было очень много. Когда они увидели, что Господь Чайтанья поет святые имена Кришны и танцует, охваченный любовью к Нему, они стали смеяться и громко обсуждать между собой поведение Господа.

- Посмотрите только! Вот идет санньяси, который совсем не интересуется Ведантой (2)! Все время Он занят лишь тем, что поет и танцует! - удивлялись одни.

- Наверно, этот Чайтанья Махапрабху просто не умеет читать! Поэтому Он и не знает Своих истинных обязанностей. Похоже, что у Него совсем нет разума. Он не владеет Собой, вот и бродит повсюду со Своими песнями и танцами! - говорили другие.

- И окружают Его такие же глупцы, как и Он Сам! - поддакивали третьи.

Шри Чайтанйа МахапрабхуЗимой 1486 года, во время лунного затмения, счастливые жители Навадвипы (Майапур), маленького селения в Западной Бенгалии, узнали о рождении Вишвамбхара Мишры, позднее ставшего известным под именем Шри Чайтанйи. Профессиональные комментаторы отмечали, что Его рождение в "зимнее время" глубоко символично. Система йоги, предложенная Шри Чайтанйей Махапрабху, уделяющая наибольшее внимание пению и танцам, как естественному состоянию души в общении с Господом, особенно рекомендуется писаниями для нынешнего века Кали, который сравнивают с "зимой" в последовательно сменяющих друг друга "временах года" - четырех йугах, описанных в санскритской ведической литературе древней Индии.

Шастры предсказывали, что инкарнация Абсолютной Истины (аватара) низойдет на Землю, дабы обучать людей воспеванию духовной звуковой вибрации, мантра-медитации, как науке йоги. Совместное воспевание носит название санкиртана, а уединенная медитация и негромкое чтение на четках называется джапа. Обе эти формы воспевания (киртан) были предложены Шри Чайтанйей Махапрабху и систематически разъяснялись шестью Госвами Вриндавана.

В соответствии с предсказаниями писаний, которые не только предвещали осуществление миссии санкиртаны Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, но даже описали Его рождение и некоторые из непостижимых деяний, близкие последователи Шри Чайтанйи постепенно признали Его объединенным проявлением Радхи и Кришны. Наиболее авторитетные биографы Шри Чайтанйи, например, Вриндавандас Тхакур, Шри Мурари Гупта, Лочандас Тхакур и особенно Шрила Кришнадас Кавирадж, отмечали, что женское (Шримати Радхарани) и мужское (Шри Кришна) проявления Господа танцевали вместе, объединившись в тело Чайтаний Махапрабху. При содействии шести Госвами Он объяснял людям сладость этого танца.

Однако ранее Шри Чайтанйа Махапрабху играл роль ученого необычайной мудрости, это было очень важно. Он и Его последователи предвидели, что воспевание и танцы могут быть со временем осмеяны, как обычная сентиментальность или даже истерия, и неправильно истолкованы людьми. Но пример Шри Чайтанйи в образе известного ученого, а также Его последователей Госвами, положил конец этим необоснованным спекуляциям. Те, кто нашел время изучить деятельность Шри Чайтанйи и шести Госвами, убедились в том, что эти личности отнюдь не принадлежали к разряду сентименталистов. Проявления преданности непостижимы с позиций здравого смысла, поэтому обвинения со стороны "фундаменталистов" или "фанатиков" не стоит принимать в расчет.

Известно, что слава Шри Чайтанйи, как выдающегося ученого, постепенно донеслась до Его родного селения в Восточной Бенгалии (на территории нынешней Бангладеш), где и получила основное развитие начатая им миссия санкиртаны. Именно здесь Он впервые раскрыл свою истинную цель - распространение движения санкиртаны, как особой милости, дарованной Господом людям нынешнего века. Эта милость пролилась на Тапана Мишру (ученого, искавшего Шри Чайтанйю, чтобы задать Ему вопрос о конечной цели жизни). Мишра был первым, кто услышал из уст Учителя, что предписанным процессом йоги для современной эпохи является воспевание святых имен Кришны. Этот процесс, по утверждению Шри Чайтанйи, одновременно является средством и конечной целью духовной жизни.

Шрила Прабхупада объясняет трансцендентное положение Господа Шри Чайтаньи МахапрабхуСлово чайтанья означает «жизненная сила», чарита означает «характер, качество» и амрита означает «вечное». Как живые существа мы можем передвигаться, но стол не может, потому что в нем нет жизненной силы. Движение и активность могут быть признаками или симптомами жизненной силы. В действительности можно сказать, что не может быть никакой активности без жизненной силы. Также  жизненная сила присутствует в материальном состоянии. Это состояние не амрита, вечное. Слова чайтанья-чаритамрита, следовательно, могут быть переведены как «качества жизненной силы в вечности».

Но как эта жизненная сила демонстрирует вечность? Она не демонстрируется человеком или каким-нибудь существом в материальной вселенной, никто из нас не вечен в этих телах. Мы обладаем жизненной силой, проявляем активность, и мы бессмертны по природе и строению, но материальное состояние, в которое мы помещены, не позволяет проявиться нашей вечности. Это утверждается в Катха Упанишад, что вечность и жизненная сила принадлежит и нам и Господу. И хотя это правда, что и мы и Господь вечны, есть различие. Как живое существо, мы действуем, но имеем склонность к падению в материальный мир. У Господа нет такой склонности. Будучи всемогущим, Он никогда не попадает под контроль материальной природы. В действительности, материальная природа сама – одна из Его невообразимых энергий.

Аналогия может помочь нам понять различие между нами и Господом. С земли мы можем видеть только облака в небе, но если взлететь над облаками мы можем увидеть, как сияет солнце. С неба небоскребы и города кажутся крохотными; также с позиции Господа все материальное творение незначительно. Склонность живого существа – падать с высоты, откуда все видно. Однако у Господа нет такой склонности. Верховная Личность Бога не впадает в иллюзию (майу), также как солнце не падает за облака. Философы-имперсоналисты (майавади) утверждают, что и Господь и живое существо попадают под контроль майи, когда они попадают в этот материальный мир. Это – ошибка в их философии.

Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху не должен считаться одним из нас. Он – Сам Кришна, высшее живое существо и поэтому Он никогда не попадает в когти майи. Кришна, Его экспансии и даже Его чистые преданные никогда не попадают в когти иллюзии. Господь Чайтанья пришел на землю просто, что бы проповедовать Кришна-бхакти, любовь к Кришне. Он как учитель, который видя ученика действующего неправильно, берет в руки карандаш и пишет, говоря: «Пиши так: А, Б, В». Из этого мы не должны делать глупых выводов, что учитель не знает азбуки. Так же, хотя Господь Чайтанья приходит в облике преданного, мы не должны ошибочно думать, что Он обычный человек; мы должны всегда помнить, что Господь Чайтанья – это Сам Кришна (Господь), который учит нас как стать сознающим Кришну, и мы должны смотреть на Него в этом свете.

В Бхагавад-Гите (18.66) Господь Кришна говорит: «Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». Мы говорим: «О, предаться? Но у меня столько обязанностей»! И майа, иллюзия, говорит нам: «Не делай этого, или ты не будешь в моих когтях. Просто будь в моих когтях и я ударю тебя».