jav-pop.net

Облако тегов

 
На главной странице английской версии сайта Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page) в рубрике «On this day…» сообщалось, что великий святой, проповедник и ачарья в нашей цепи ученической преемственности Шрила Бхактивинода Тхакур оставил этот мир 100 лет назад.  Благодаря этой информации 15 миллионов регулярных посетителей этого сайта смогли познакомиться с историей отца гаудиа-вайшнавов. «Бхактивинода Тхакур - индийский вайшнавский философ и духовный реформатор», - так его назвала Википедия.
 
 
Материальная сторона жизни Бхактивинода Тхакур характеризовала его как успешного богатого чиновника и интеллектуала, ставшего на путь Сознания Кришны, но на самом деле Бхактивинода Тхакур явился из духовного царства, чтобы продолжить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Какими бы ни были внешние обстоятельства жизни Тхакура, его ни в коем случае не следует считать одной из обусловленных душ этого мира, ибо он принадлежит к ближайшему окружению Кришны на Голоке Вриндаване, высшей планете духовного неба и является одним из представителей цепи ученической преемственности, которая связывает преданных с Кришной.
 
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны, отвечая на письмо одного из своих учеников, подчеркивает важность правильного понимания жизни Бхактивиноды Тхакура.
 
«Ты пишешь: «В книге, полученной из Индии, я прочитал, что Шрила Бхактивинода Тхакур был послан из духовного мира Самим Господом Чайтаньей. Это правда? Можно ли вообще доверять тому, что написано в этой книге? Один из моих духовных братьев сказал мне, что Шрила Бхактивинода в свое время был имперсоналистом. Так ли это?» Да. Все это правда. Возьмем, например, Арджуну. Он тоже вечный спутник Кришны. Господь Кришна говорит в четвертой главе «Бхагавад-гиты», что Арджуна много раз приходил вместе с Ним в материальный мир, однако Кришна помнит об этом, а Арджуна нет. Кришна подобен солнцу, а майя - тьме. Там, где присутствует Кришна, не может быть майи. И все же, хотя Арджуна вечно сопровождает Кришну в качестве Его друга, на поле битвы Курукшетра он оказался во власти иллюзии. Именно для того, чтобы рассеять иллюзию Арджуны, Кришна поведал ему «Бхагавад-гиту ». Суть сказанного в том, что иногда даже такие освобожденные души, как Арджуна, по воле Бога играют роль обусловленных душ. Подобным образом, Бхактивинода Тхакур, прежде чем явить свое истинное лицо, некоторое время общался с имперсоналистами. В этом нет никакого противоречия. Например, Господь Будда проповедовал философию пустоты, хотя и был воплощением Кришны. Кришна и Его преданные иногда действуют в соответствии с требованиями времени, обстоятельствами и особенностями людей» [Мадхусудане, 20.11.68].
 
Бхактивинода Тхакур автор более ста книг, необычайно глубоко объясняющих философию Господа Чайтаньи. Песни и стихи Тхакура, в которых он описал свои экстатические эмоции и прозрения, по утверждению ачарьев-вайшнавов, тождественны гимнам Вед и выражают высочайшую любовь к Богу. Бхактивинода Тхакур беспрерывно служил Господу, проповедуя учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Именно он  возродил начатое Господом Чайтаньей духовное движение и был самым выдающимся философом в истории гаудия-вайшнавизма со времен Шрилы Баладевы Видьябхушаны - автора «Говинда-бхашьи», признанного комментария на «Веданта-сутру». Литературный труд и духовная мудрость Шрилы Бхактивиноды достойны шести Госвами Вриндавана, главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому Тхакура по праву называют «седьмым Госвами».
 
Бхактивинода Тхакур утверждал, что учение Господа Чайтаньи благодаря своей силе и истинности, а также глубокой философии  способно объединить все противоборствующие учения и религии, ибо вселенская религия всех душ - это преданное служение Верховному Господу. Он мечтал, чтобы учение Чайтаньи Махапрабху распространилось по всему миру. В 1885 году Шрила Бхактивинода пишет в журнале «Саджджана-тошани»: «Шриман Махапрабху низошел со Своим окружением не для того, чтобы спасти горстку людей в Индии. Проповедуя вечную дхарму, Он намеревался освободить из оков материи все живые существа во вселенной. Господь Чайтанья Сам говорит об этом в «Чайтанья-бхагавате»: «Мое Имя будет звучать в городах и деревнях всех стран мира». Все существующие религии, достигнув наивысшей ступени своего развития, неминуемо станут единой дхармой совместного пения Святого Имени. Да будет благословен тот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, взяв в руки флаги, литавры, мриданги и караталы, поднимут в своих городах волну харинама-киртаны. Когда же придет этот день? Когда с возгласами «Слава, слава Шачинандане!» светлокожие вайшнавы обнимутся со своими бенгальским братьями и скажут им: «Примите нас, дорогие братья, ибо мы нашли прибежище в бескрайнем океане любви к Господу Чайтанье!? Скоро ли настанет этот день? День, когда святая, непогрешимая любовь к Богу, которую испытывают вайшнавы, станет единственной религией всех душ, а все малые религия подобно рекам впадут в безбрежный, всеохватывающий океан вайшнавизма. Когда же настанет этот день?»
 
Бхактивинода Тхакур предсказал появление проповедника, который объедет весь мир, распространяя послание Господа Чайтаньи. Хотя именно Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему земному шару, сам он всегда считал это заслугой своего духовного учителя, как явствует из комментария к третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (22.19): «Около ста лет назад Тхакур Бхактивинода, подобно Кардаме Муни, мечтал о сыне, который станет повсюду проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи. Вняв его молитвам, Господь послал ему сына - Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу, который, действуя через своих истинных учеников, проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру». Таким образом, Международное общество сознания Кришны своим возникновением обязано Шриле Бхактивиноде Тхакуру.
 
Бхактивинода Тхакур жил в самый критический для Индии период завоевания этой страны англичанами. Англичане по своему невежеству презирали  культурное наследие  Индии и пытались насадить свою систему образования.
 
Религиозный шовинизм в то время также принимал крайние формы. Например, английский исследователь доктор Титлер считал, что «жизнеописания Будды и Кришны представляют собой не более чем искаженные подобия христианства», а другой англичанин историк Джеймс Милл, открыто называл вайшнавизм «религией дикарей». Излишне говорить о том, как препятствовало возрождению вайшнавизма такое отношение к индийской культуре и религии.
 
Впоследствии ситуацию осложнили индийские интеллектуалы, которые, получив образование в английских школах, не задумываясь повторяли критические суждения своих учителей. Они считали Веды и Пураны собраниями увлекательных мифов, не имеющих отношения к реальности, и думали, что если в индийской философии и есть какой-то смысл, то его нужно искать в Упанишадах, которые проще трактовать в свете философии имперсонализма. Некоторые индийские реформаторы даже пытались объединить индуизм с христианством. Тем самым они надеялись сделать ведическую философию более понятной и доступной для современных мыслителей. Подобная тенденция ясно прослеживается в идеях Раммохана Рая, известного бенгальского философа-эклектика, который многое позаимствовал из христианства и западных философских школ. Он создал собственное учение, брахмоизм, и проповедовал так называемый рационалистический подход к толкованию священных Вед. При этом он отвергал учение гаудия-вайшнавов и критически отзывался о Чайтанье Махапрабху. Как сказал о Раммохане Рае один из его соотечественников, «он хотел упразднить индуизм и распространить более чистые и высокие религиозные и нравственные идеалы». Разумеется, все рассуждения Раммохана Рая о «более чистых и высоких идеалах» были всего лишь казуистикой и не имели никакой духовной ценности. Несмотря на это, идеи Раммохана Рая и других подобных «философов» приобрели популярность среди бенгальской молодежи, которая слепо подражала английскому образу жизни.
 
Но самым серьезным препятствием, с которым столкнулся Бхактивинода Тхакур, были многочисленные группы сахаджиев, или псевдо-вайшнавов, которые появились уже после Чайтаньи Махапрабху. Хотя с тех пор прошло всего несколько веков, непогрешимое учение Господа Чайтаньи было предано забвению, и лишь немногочисленные отшельники следовали ему, но, к сожалению, они никому не проповедовали. Поэтому большинство людей считало сахаджиев, которые придерживались сомнительных убеждений и обычаев, представителями ортодоксального учения гаудия-вайшнавов. Одни сахаджии выдавали свою чувственность за чистую, божественную любовь. Другие пытались совместить гаудия-вайшнавизм с исламом. Третьи совершали колдовские ритуалы, курили марихуану, предавались разврату и обманывали простодушных людей, прикрываясь непогрешимым учением Господа Чайтаньи. Более того, одно из издательств публиковало многочисленные сочинения сахаджиев. Эти книги, напечатанные мелким шрифтом на дешевой бумаге, снискали большую популярность среди простодушных селян. В результате число групп сахаджиев стало быстро расти. В то же время Шрила Бхактивинода, несмотря на все свои старания, в течение восьми лет не мог найти ни одного, даже рукописного, экземпляра «Чайтанья-чаритамриты», поскольку вайшнавская литература в то время почти не издавалась.
 
Бхактивинода Тхакур вел нелегкую борьбу за возрождение чистой, подлинной философии гаудия-вайшнавов и его усилия увенчались небывалым успехом. Несмотря на все препятствия, ему удалось возродить начатое Господом Чайтаньей духовное движение. Немаловажную роль в этом сыграла публицистическая работа Тхакура и, в первую очередь, издание популярного в то время журнала «Саджджана-тошани», а также философских трудов шестерых Госвами и их последователей. Д-р Рамаканта Чакраварти пишет: «Вайшнавская журналистика, да и сама организация гаудия-вайшнавов в Бенгалии своим появлением обязаны энергичному помощнику мирового судьи Кедаранатхе Датте Бхактивиноде». Успеху Бхактивиноды Тхакура во многом способствовало и то, что он сумел организовать проповедь учения гаудия-вайшнавов в деревнях, обнаружил истинное место рождения Господа Чайтаньи, ставшее с тех пор главным местом паломничества в Бенгалии, а также воспитал и обучил многочисленных учеников.
 
Сын Бхактивиноды Тхакура Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур продолжил дело отца и расширил движение гаудия-вайшнавов по всей Индии и даже другим странам Азии и Европы. Его ученик Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада распространил послание Господа Чайтаньи по всей планете и основал более ста храмов, сельскохозяйственных общин, школ и институтов. Он претворил в жизнь наставления своего гуру и самые заветные мечты его отца - Бхактивиноды Тхакура.
 
Книги :