jav-pop.net

Облако тегов

Вопросы и ответы:

«Воспевание Святых Имен - суть духовной жизни»

— Как-то на классе «Бхагаватам» мы выясняли, являются ли эмоции во время джапы критерием духовного продвижения? Мнения разделились. Скажите, пожалуйста, что об этом говорят священные писания? 

— В «Чайтанье-чаритамрите» говорится, что правильное воспевание святого имени сопровождается глубокими эмоциями. В «Бхагаватам» тоже сказано, что если слезы не текут во время джапы, то цель не достигнута. Мы должны научиться плакать по Кришне. 

Бхактисиддханта Сарасвати прокомментировал это так: сами по себе слезы не критерий, критерий — непривязанность к чувственным наслаждениям. Если человек не привязан к чувственным наслаждениям и плачет, воспевая святое имя, он духовно продвигается.

— Как же тогда определить, привязан ли человек к чувственным наслаждениям? 
— Не надо демонстрировать свои эмоции всем. Например, никто не видит, как Махараджи плачут во время джапы. Они, конечно, плачут, только этого никто не видит. Человек не должен думать, что вот, на пятом кругу он зарыдает, это будет надуманно. Слезы приходят сами собой. Это нормально. Но мы не должны при этом думать, что мы продвинуты. Самоконтроль должен быть, а слезы будут, только показывать их никому не надо. 

Так отличаются духовные эмоции от сахаджии. Человек может плакать и при этом нарушать принципы. Главный критерий — непривязанность к чувственным наслаждениям. Поэтому ачарьи говорят, что нельзя давать святое имя 
тому, кто не дает обет соблюдать четыре принципа. Надо поставить условие: соблюдать принципы, а потом дать святое имя. Человек может первый раз прийти в храм и заплакать на киртане, но это ведь не критерий продвижения. Святое имя вызывает такие эмоции. 

— Какие существуют приемы, помогающие внимательно читать джапу? 
— Когда Шрила Прабхупада начитывал мантру на четках ученикам, было видно, как он полмантры активно вращает бусину, а полмантры просто держит ее статично. Это помогает сконцентрироваться, это механика, помогающая внимательно слушать. Также можно попеременно акцентировать внимание на разных словах мантры. Сначала выделять интонацией «Харе», потом «Кришна», потом «Рама».

— Некоторые преданные рассказывают, что во время джапы им приходят различные 
видения. Как это можно объяснить? 

— Шрила Прабхупада не обсуждал такие вещи. Это может быть, это наши отношения с Богом, но активно обсуждать это, считая духовным продвижением, не нужно. Можно этим поделиться — это должно вдохновлять на дальнейшее воспевание.