jav-pop.net

Облако тегов

Гопал Бхатта Госвами - биографияПриступая к написанию "Чайтанйа-чаритамриты", Шрила Кришнадас Кавирадж испросил благословения всех авторитетных преданных Вриндавана. К их числу принадлежал и Шри Гопал Бхатта Госвами (1503-1578). Однако в обмен на данное им благословение он обратился к Шриле Кришнадасу Кавираджу с просьбой - не упоминать его имени в "Чайтанйа-чаритамрите". Результатом подобной скромности явился тот факт, что имя Гопалы Бхатты Госвами лишь считанное число раз встречается в этом многотомном произведении , и сведений об этом Госвами сохранилось немного. Некоторая биографическая информация о нем может быть извлечена из "Бхакти-ратнакары", а также собрана по крупицам из жизнеописания Шри Чайтанйи.

Как свидетельствует "Чайтанйа-чаритамрита" Кришнадаса Кавираджа, путешествие Шри Чайтанйи по Южной Индии началось летом 1510 года. Много дней спустя он пришел в Шри Рангам, маленький городок на берегу реки Кавери в районе Танджоре (в десяти милях западнее Кумбхаконама). Шри Рангам был широко известен, как один из важнейших во всей Индии центров поклонения Кришне, точнее - Лакшми и Нарайане, экспансии Божественной пары Радхи и Кришны. Главным храмом Шри Рангама считался самый большой в Индии храм Вишну (Нарайаны), и паломники приходили за сотни миль, чтобы увидеть Ранганатха Свами, Божество Нарайаны в центральной алтарной.

В этом городке Шри Чайтанйа повстречался с Вйенкатой Бхаттой и его братьями, Прабодханандой Сарасвати и Тирумаллой Бхаттой. Они были разносторонне образованными брахманами и радушно приняли странствующего саннйаси Шри Чайтанйю, пригласив Его остановиться в их доме. Тогда же Шри Чайтанйа увидел семилетнего сына Вйенкаты, Гопала Бхатту, ставшего впоследствии Гопалой Бхаттой Госвами.

Три брата и маленький Гопал Бхатта жили возле храма Ранганатхи и, как подобает брахманам, служили его Божеству, естественным образом принадлежа к Шри (Рамануджа) сампрадайе, одной из четырех истинных ветвей ученической преемственности. Они отдавали предпочтение аишварйа-форме Господа, поклоняясь Его великолепию и величию.

Их искренняя и благоговейная привязанность к проявлению Всевышнего в форме обладающего всеми богатствами Лакшми-Нарайаны отличалась такой чистотой, что Шри Чайтанйа был чрезвычайно доволен ими (прабхура тушта хаила мана) , хотя обучал поклонению Радхе и Кришне. Но даже будучи удовлетворенным высоким уровнем их преданности, Шри Чайтанйа не мог не помочь братьям увидеть Веды в истинном свете, как утверждающие верховенство Кришны в Его изначальном положении.

Однажды Он в шутку сказал Вйекате: "Лакшми, почитаемая тобой богиня удачи, всегда пребывает на груди Нарайаны, и, без сомнения, это самая благочестивая женщина во всем творении. Однако, я поклоняюсь  Господу Шри Кришне, мальчику, ухаживающему за коровами".

"Тогда ответь Мне, - продолжал Шри Чайтанйа, - почему же верная жена Лакшми мечтает общаться с Моим Господином? Ради этого она даже отказала себе в трансцендентных наслаждениях на Вайкунтхе (в царстве Господа) и длительное время исполняла обеты и регулирующие принципы, подвергая себя суровым аскезам".

Вйенката Бхатта ответил на это, что Кришна и Нарайана - суть одно, и потому желание Лакшми близко общаться с Кришной, не должно вызывать удивление. В конце концов, Кришна - это тот же Нарайана, только в другой одежде. И что за беда, если она пожелает мужа в каком-то другом его проявлении? Ведь в сущности это одна и та же личность, а, значит, в умонастроении Лакшми нет ничего предосудительного. И все же Вйенката был вынужден признать, что Кришна представляет собой высшее проявление Господа. "Хотя между формами Нарайаны и Кришны принципиального отличия не существует, - сказал Вйенката, - Кришна обладает особой трансцендентной притягательностью - возможностью вступать с Ним в супружескую расу (взаимоотношения), а потому Он превосходит Нарайану".

Шри Чайтанйа ответил: "Понимаю, что в этом нет вины Лакшми, и все же Богиня Удачи не может принять участия в танце раса. Он предназначен лишь для самых близких преданных Господа. Так говорят писания".

Вйенката Бхатта с легкой досадой произнес: "Я - обычный человек и легко впадаю в беспокойство, мой интеллект ограничен, и ум не в силах охватить бездонный океан развлечений Господа. Для меня осталось непонятным, почему доступ в танец раса закрыт для Лакшми".

Впоследствии, признав божественную природу Шри Чайтанйи, Вйенката Бхатта просил раскрыть ему эту тайну. В конце концов, Вйенката Бхатта был обыкновенным человеком и потому мог стать объектом дезинформации или чьей-то некомпетентной интерпретации. Понимая, что Шри Чайтанйа является Верховной Божественной Личностью, т.е. обладает всей полнотой знаний эзотерической науки, Вйенката Бхатта обратился к Нему за разъяснением.

На его вопрос Шри Чайтанйа дал такой ответ: "Господь Кришна обладает характерной особенностью. Чарующим вкусом расы супружеской любви Он привлекает сердце каждого. Эти взаимоотношения достигают своего расцвета во Врадже, высочайшей обители Господа, и проявляются здесь в нескольких изначальных расах, таких, как слуги и господина, дружеской, родительской привязанности и, наконец, супружеской любви. На этом уровне божественная природа Кришны становится уже неважной. Здесь
царствует только невыразимо сладостный обмен".

"Лишь те, кто следует по стопам обитателей Враджа, - продолжал Шри Чайтанйа, - достигнут Господа в Его высшем и изначальном проявлении. Здесь Он зовется Враджендра-нандана, или "сын Нанды Махараджи" и покоряется спонтанной любви Своих самых близких преданных. Наиболее возвышенные из них - гопи (девушки-пастушки), чья любовь к Кришне свободна от условностей и лишена корысти. Чтобы стать участницей танца раса, необходимо следовать по их стопам".

"Но Богиня Удачи, - сказал в заключение Шри Чайтанйа, - хочет наслаждаться общением с Кришной, сохраняя в то же время свою духовную форму Лакшми. С трансцендентной точки зрения эта форма величественна и обладает всеми богатствами и могуществом, присущими Господу. Однако, в своем поклонении Кришне Лакшми не следует по стопам гопи. А потому за все богатства и могущество мира ей не купить права на участие в такой сокровенной игре Господа".

В конце концов Шри Чайтанйа достиг цели, показав Вйенкате Бхатте превосходство любви над силой, наслаждения - над богатством, и Кришны - над Нарайаной. Эти беседы склонили на сторону философии Чайтанйи не только Вйенкату Бхатту и обоих его братьев, но и маленького Гопалу Бхатту Госвами, постоянно присутствовавшего на их дискуссиях. Диалоги отца со Шри Чайтанйей оказали существенное влияние на будущее Гопалы Бхатты, способствуя углубленному и основанному на писаниях пониманию вопроса: почему аишварйа (величественный) образ Господа уступает Его мадхурйа-форме (образу возлюбленного).

Как утверждают Веды, жителей Враджа не привлекает величественная форма Кришны, Его аишварйа-рупа. Она предназначается лишь поклоняющимся Вишну (Нарайане), как это делают, например, в Шри Рангаме. Достигая совершенства, такие личности после смерти отправляются на бесчисленные планеты Вайкунтхи и поклоняются Господину их сердца с благоговением и почтительностью, ибо привержены именно такому способу поклонения.

Однако, слова "благоговение и почитание" чужды обитателям Враджа. Они являются возлюбленными Господа, участвуя в особом обмене, который устраняет дистанцию, созданную условностями и формализмом. Их цель - небесная Враджа, где мадхурйа-рупа Господа - Кришна, Божественный любовник, развлекается с ними всеми видами интимных взаимоотношений. Их сближение с Господом столь сильно, что жители Враджи забывают о Его верховенстве, и это только углубляет взаимный обмен. А потому аишварйа-форма Кришны считается занимающей более низкое положение, ибо подчеркивает величие и отстраненность Господа, не принимая во внимание его веселый нрав и личные качества. Тогда как в мадхурйа-рупе на передний план выходит любовный обмен с Господом, а Его Божественная природа утрачивает свое значение.

Подобные соображения в той или иной форме встречаются во всей ведической литературе. Так, например, в десятой песни "Шримад-Бхагаватам", в эпизоде, где заботливая мать Йашода подозревает, что Кришна ел глину. Заглянув Ему в рот, она увидела там все мироздание и была охвачена страхом. Естественная материнская любовь сменилась сначала испугом, затем благоговением и трепетом, ибо она осознала божественную сущность своего удивительного сына. Однако Кришна позаботился о том, чтобы Йашода как можно скорее забыла увиденное, и она снова наслаждалась им, точно обычным ребенком. Милостью Кришны, как поясняет "Бхагаватам", сердце матери Йашоды вновь переполнилось горячей любовью к Нему.

Другой пример можно отыскать в одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты", где Арджуна молит Кришну: "Я хочу видеть твое безграничное космическое проявление (аишварйа-рупу)". Исполняя просьбу друга, Шри Кришна предстал перед ним в своей Вселенской форме, увидев которую Арджуна задрожал от страха. Но на смену страху пришла печаль, когда он осознал, что дружеские чувства к Кришне покинули его. Когда же в ответ на мольбу Арджуны Кришна вернул свой двурукий облик, Арджуна вновь ощутил дружескую привязанность к Нему и был способен продолжать их отношения. Явив Вселенскую форму, Кришна затем предстал в своем могущественном образе Нарайаны, как одном из проявлений Его изначального облика. Но даже это не удовлетворило Арджуну. И лишь когда Кришна вернул Свою двурукую с тремя изгибами форму Шйамасундары, Арджуна успокоился настолько, чтобы вновь наслаждаться своей дружбой с Ним.

Анализируя эти эпизоды из "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиты", Дэвид Л. Хаберман, писатель и профессор религиоведения колледжа Вильяма заявляет: "Эмоциональная связь с Господом становится возможной только в том случае, когда Он скрывает Свой вызывающий благоговейный страх образ под привлекательным обликом человека. В этом заключена отличительная особенность взаимоотношений Кришны с участниками Его игр, жителями Враджи. Кришна предстает перед ними в чарующей и максимально доступной для них человеческой форме под названием мадхурйа-рупа, как никакая иная способствующей развитию привязанности и любви. Эта особенность Кришны ведет преданных к сближению с Ним без колебаний и сомнений".

Далее Хаберман разделяет мнение Шри Чайтанйи и Вйенкаты Бхатты, пришедших к обоюдному соглашению, что форма мадхурйа превосходит форму аишварйа. Хаберман в этой связи заключает следующее: "Проявление величественной формы (аишварйа-рупа) делает невозможным существование близких эмоциональных взаимоотношений между Кришной и Его преданными, тогда как сокрытие ее под привлекательным обликом человека (мадхурйа-рупа) порождает эту привязанность. Гаудийа-вайшнавы, разрабатывая тему различия между двумя формами, доводят ее до уровня доктрины и продолжают анализировать многообразные специфические образы, упоминаемые в "Бхагават-пуране", в соответствии со степенью их осмысления. Те, кто осознал только дорогую для них человеческую форму Кришны, желают видеть Его принадлежащим исключительно себе (мамата), что дает им возможность установить близкие отношения с Ним".

Толкование Рагануга Бхакти Садханы, т.е. пути следования по стопам жителей Враджа, которое в своем тезисе пытался дать Хаберман, детально разработано Рупой Госвами. Следует хотя бы упомянуть, что значение садханы (регламентированной деятельности) очень велико, и в качестве ее наиболее важной формы Рупа Госвами рекомендовал Ваидхи Бхакти Садхану, т.е. следование правилам и регуляциям писаний под руководством истинного духовного учителя. Далее, получив благословение гуру, человек может идти путем преданных Враджи, развивая спонтанную (рагануга) любовь к Господу. Этот постепенный процесс рекомендован и детально разработан шестью Госвами Вриндавана. Однако, преждевременное обращение к Рагануга Бхакти Садхане чревато риском падения.

Шри Чайтанйа Махапрабху разъяснил Вйенкате Бхатте, почему Лакшми лишена возможности принимать участие в танце раса. Занимая высокое положение в трансцендентном мире, она, однако, не способна следовать по стопам гопи, пребывающих на высочайшем духовном уровне. Сказанное должно послужить предостережением для тех, кто пытается подражать гопи, как это делают, например, Пракрита-сахаджийи (дешевые имитаторы). Коль скоро даже самой Лакшми закрыт доступ в эти игры, простым людям гораздо предпочтительнее придерживаться метода Ваидхи Бхакти Садханы. Это куда надежнее, чем одним прыжком пытаться достичь Рагануга Бхакти. Прогресс должен быть постепенным - через Ваидхи Бхакти Садхану к следованию по пути преданных Враджи, хотя теология Госвами специально не подчеркивает этого момента. Конечно, может быть и так, что личность, наделенная лолйам (духовной "жадностью"), без промедления и естественным образом ступит на путь спонтанной рагануги, главным образом потому, что этот особый путь "не зависит" от предшествующей квалификации. Однако, подобный прецедент чрезвычайно редок, и в существующую эпоху, лучше отдавать предпочтение Ваидхи Бхакти Садхане, чем любому другому методу духовного совершенствования. Но как бы там ни было, лила (игра) Шри Чайтанйи разворачивалась, и Он убедил оппонентов, что Лакшми не готова идти по святым стопам гопи Враджа.

Используя логику и опираясь в своей аргументации на цитаты из священных писаний, Шри Чайтанйа доказал Вйенкате, что концепция Кришны превосходит концепцию Нарайаны. Тогда два брата и юный Гопал Бхатта обратились в сторонников школы Гаудийа-вайшнавов Господа Чайтанйи.

Проведя четыре месяца сезона дождей (Чатурмасйа) в беседах с Вйенкатой Бхаттой, когда мальчику Гопалу Бхатте было дозволено прислуживать им, Шри Чайтанйа собрался продолжить свое путешествие по Южной Индии. Услышав, что Махапрабху намерен оставить их, Вйенката Бхатта лишился чувств, а маленький Гопал залился слезами. Чтобы успокоить хозяев дома, Шри Чайтанйа согласился задержаться еще на несколько дней.

В это период Гопалу Бхатте приснился сон, больше походивший на проявление духовного видения. Движимый неодолимым желанием увидеть Господа до того, как Он принял на себя суровые аскезы саннйаси, Гопал Бхатта удостоился счастья созерцать внутренним взором всю Его жизнь в Навадвипе и, милостью Шри Чайтанйи, стал полноправным участником происходивших событий. Чайтанйа Махапрабху в этом "сне" поведал Гопалу Бхатте, что, в действительности, Он неотличен от Шйамасундары, называемом также Враджендра-нанданой, изначальной двурукой формы Кришны, играющего на свирели. Он доказал это свое утверждение, представ перед Гопалой Бхаттой в двуруком облике Кришны, а затем вновь приняв внешность Шри Чайтанйи.

В состоянии, похожем на дремоту, Гопал Бхатта услышал слова Шри Чайтанйи, обращенные к нему: "Ты встретишь двух личностей, подобных драгоценным каменьям, Рупу и Санатана. Я наделю их своим менталитетом (мано-вритти), чтобы дать возможность распространять Мое учение. Благодаря этим двум ученикам, как никому другому, Мои наставления достигнут каждого города и деревни".

Пробудившись, Гопал Бхатта направился прямо к Шри Чайтанйе, намереваясь служить Ему, но Шри Чайтанйа сказал следующее: "Оставайся здесь и служи своим родителям. Когда они оставят этот мир, иди во Вриндаван и присоединяйся к Рупе и Санатану. Всегда занимай себя слушанием о славе Кришны и ее воспеванием". С этими словами Шри Чайтанйа покинул Шри Рангам. Гопал Бхатта ни на миг не забывал обращенных к нему наставлений и духовного "сновидения", в котором Шри Чайтанйа столь милостиво позволил ему войти в Навадвипа-лилу и явил Свою божественную природу.

Несколькими годами позже Гопал Бхатта принял в качестве духовного учителя своего дядю Прабодханаду Сарасвати, который обучал племянника поэзии, риторике, санскритской грамматике и Веданте. Но памятование о Шри Чайтанйе вдохновляло Гопала Бхатту на протяжении целой жизни и давало ему силы сокрушать в философских спорах всех оппонентов теистического учения Гаудийа-вайшнавов. В "Бхакти-ратнакаре" говорится, что сочетание глубоких знаний, полученных от Прабодхананды Сарасвати, с вдохновляющим примером Шри Чайтанйи и Его наставлений, сделали Гопала Бхатту широко известным своей ученостью и преданностью. Когда слава его стала беспримерной, Госвами решил выполнить наказ, данный Шри Чайтанйе, и отправился во Вриндаван. Придя в это священное место, он с большой любовью был встречен Рупой и Санатаном Госвами.

Тем временем, пребывающий в Джаганнатха Пури Шри Чайтанйа решил узнать, действительно ли знаменитый Гопал Бхатта уже прибыл во Вриндаван. Легенды и слухи распространяются быстро, но Махапрабху решил получить подтверждение. Из Своей "штаб-квартиры" в Пури Он отправил письмо Рупе и Санатану, живущим во Вриндаване, задав им вопрос о Гопале Бхатте.

Посыльный с ответом от Рупы и Санатаны вскоре вернулся в Пури. "Да, он там! Все жители Вриндавана, в том числе Локанатх, Бхугарба, Кашишвар Пандит, Парамананда и Кришнадас, получают огромное удовольствие от общения с Гопалой Бхаттой, который рассказывает им о Твоем пребывании в Шри Рангаме и путешествии по Южной Индии. Мы относимся к нему, как к родному брату. Сразу по прибытии во Вриндаван он принял отреченный порядок жизни".

В том же письме Рупа Госвами рассказал об увиденном им сне: Божество Говиндадев, которому он поклонялся, просило, чтобы Гопал Бхатта стал Его пуджари ("жрецом"). Из истории известно, что Гопал Бхатта Госвами в течение определенного времени действительно служил Говиндадеву, но в конце концов стал поклоняться собственному Божеству по имени Шри Радха-Раман. Более того, в Его честь он построил величественный храм, Радха-Раман мандир, который в наши дни считается одним из важнейших храмов Гаудийа-вайшнавов за пределами Бенгалии. Однако в тот момент, когда Рупа и Санатан отправляли письмо в Пури, Божество Радха-Раман (и храм) еще не было установлено.

Получив письмо от Рупы и Санатаны, Шри Чайтанйа с удовольствием поделился его содержанием с преданными из Пури - Нитйанандой Прабху, Адвайтой Ачарйей, Харидасом Тхакуром и Гададхаром Пандитом. Он стал перечислять замечательные качества Гопала Бхатты и рассказал о четырех месяцах, проведенных в его семье в Шри Рангаме.

Переполненный радостью, Шри Чайтанйа тотчас же отправил посыльного с письмом к Рупе и Санатану Госвами. Вместе с письмом Он просил передать посылку для Гопала Бхатты, включающую в себя Его набедренную повязку и другие личные вещи. Подобные предметы, по традиции, считаются объектом поклонения преданных. Один из посланных Шри Чайтанйей подарков был особенным - маленькое черное деревянное сиденье, двенадцати дюймов высотой и десяти шириной, которым пользовался Сам Махапрабху. Этому сиденью до сих пор поклоняются в храме Шри Радха-Раман.

Когда письмо и посылка от Шри Чайтанйи достигли Вриндавана, всех садху, особенно Рупу и Санатана, охватил экстаз. Гопал Бхатта был глубоко благодарен за присланные вещи и хранил эти священные параферналии до конца своей жизни. Кроме того, письмо содержало специальные наставления, предназначенные для Гопала Бхатты: "Избегай зависимости от стабильности и постоянного места жительства. Проводи большую часть времени в общении с Рупой и Санатаном Госвами, создавая трансцендентную литературу и вдумчиво изучая ведическое наследие".

Приняв эти напутствия на вооружение, Гопал Бхатта создал "Сат-крийа-сара-дипику", классическое произведение о принципах учения Гаудийа-вайшнавов. Затем он отредактировал "Хари-бхакти-вилас" Санатана Госвами. Кроме того, Гопал Бхатта написал предисловие к "Сат-сандарбхе" Дживы Госвами и комментарий на "Кришна-карнамриту" Билвамангала Тхакура.

Однако, самым значительным вкладом в литературу Гаудийа-вайшнавов, характеризующую правила и ритуалы, необходимые для постепенного духовного прогресса, явился краткий обзор этих специальных тем, сделанный Гопалой Бхаттой в его сочинениях. Книга "Сат-крийа-сара-дипика", что приблизительно переводится, как "Светильник, освещающий суть духовных ритуалов", касается, прежде всего, вопросов семейной жизни. Очень подробно она разъясняет десять самскар или духовных обрядов, начиная с
церемонии бракосочетания, зачатия ребенка, процедуры пострижения волос и заканчивая изучением священных писаний. Этой своей работой Гопал Бхатта Госвами предпринял попытку оказать помощь людям, снабдив их полезным руководством по ведению семейной жизни и постепенному прогрессу в духовном осознании, как собственному, так и будущих поколений.

Далее он создает произведение под названием "Самскара Дипика", описывающее правила поведения саннйаси или принявших обет отречения. В нем подробно разъясняются значения имен саннйаси-вайшнавов и основанные на шастрах ритуалы, при помощи которых человек официально принимает статус странника, живущего подаянием. И "Сат-крийа-сара-дипика", и "Самскара Дипика" развивают тему огненного жертвоприношения и инициации, как она представлена в ведической традиции.

Но авторство наиболее важного произведения "Хари-бхакти-вилас", имеющего отношение к Гопалу Бхатте Госвами, обычно приписывается Санатану Госвами, по крайней мере в его первоначальном виде. Говорят, что позднее Гопал Бхатта создал сокращенный вариант книги и написал комментарии к сочинению Санатана Госвами под названием "Диг-даршини-тика". По другой версии замысел "Хари-бхакти-вилас" принадлежал Гопалу Бхатте, но осуществление его начал Санатан Госвами. По указанной причине установить подлинное авторство не представляется возможным, и это многотомное произведение неразрывно связано с именами двух Госвами.

Исторические свидетельства в отношении имени составителя следует признать недостоверными. Так в самой "Хари-бхакти-вилас" утверждается, что Шри Гопал Бхатта написал эту книгу, желая доставить удовольствие Рагхунатхе Дасу, Рупе и Санатану. Однако, в сочинениях Дживы Госвами и Кришнадаса Кавираджа автором работы однозначно признается Санатан Госвами. Нарахари Чакраварти в "Бхакти-ратнакаре" заявляет, что "Хари-бхакти-вилас" в действительности создал Санатан, но приписал ее
авторство своему более молодому современнику. И все же имя Гопала Бхатты нельзя сбросить со счетов.

В конце концов вайшнавские историки наших дней пришли к заключению, что это произведение является плодом сотрудничества. Шриман Манохардас в своей "Анурагавалли" также утверждает, что первоначальный текст трактата был написан Санатаной, а Гопал Бхатта добавил к нему пояснительные тезисы (т.е. цитаты из писаний). Отдельные историки высказывают мнение, что Санатан Госвами своим сочинением хотел выразить уважение ортодоксальным брахманам, поскольку некоторые из них относились к нему с недоверием, памятуя об его близком общении с мусульманами (Санатан и сам по названной причине не посещал храм Джаганнатхи. Из этих соображений он позволил Гопалу Бхатте, рожденному в Южной Индии в стопроцентной индуистской семье, "издать" свою книгу под его именем.

Так или иначе, но по сложившемуся общепринятому мнению, "Хари-бхакти-вилас" создана совместными усилиями двух Госвами. Как говорил Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада: "Сущность "Хари-бхакти-вилас" Санатаны Госвами, в сжатой форме изложенная Шрилой Гопалой Бхаттой Госвами, получила название Вайшнава-Смрити."

"Хари-бхакти-вилас", называемая Вайшнава-Смрити, играет важную роль в обучении и практической деятельности Гаудийа-вайшнавов. Эта книга, состоящая из двенадцати глав (вилас), ведет читателя по пути бхакти, оберегая от ловушек и опасностей. Гопал Бхатта Госвами предлагает читателям основные правила и регуляции, позволяющие достичь высот вайшнавского этикета, сопровождая свои наставления глубоким научным анализом. Необходимо, однако, отметить, что "Хари-бхакти-вилас" изначально предназначалась для Индии, и ее использование требует определенных оговорок в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Не следует только забывать, что эти оговорки допустимы лишь с позволения ачарйи из цепи ученической преемственности. Таков был наказ Гопала Бхатты.

Имя Гопала Бхатты, олицетворяющего писания примером собственной жизни, прославилось по всей Индии, где его стали называть младшим братом Рупы и Санатаны. Во Вриндаване авторитет Госвами, как учителя процесса бхакти, еще более возрос после его поездки в Непал к реке Гандаки. Там он разыскал двенадцать шил (священных камней, считавшихся инкарнациями Кришны) и привез их во Вриндаван.

Посещение Непала и возвращение назад были очень утомительными, т.к. в эти дни предписывались только пешие путешествия. Но Гопал Бхатта был настроен решительно. Однако, вернувшись во Вриндаван, он почувствовал, что не способен поклоняться священным камням, и вновь отправился в Непал на берег реки Гандаки.
 
Gopala Bhatta2
Воспевая особые мантры, Гопал Бхатта бережно опустил шилы в воды священной реки, как вдруг камни "выпрыгнули" назад, прямо в его руки. Три раза он пытался положить их в реку, но мистический феномен повторялся. Тогда Госвами понял, что это знак Кришны - вернуть шилы во Вриндаван и поклоняться им. Так он и поступил. Вскоре Гопал Бхатта стал прозываться во Вриндаване "Госвами, поклоняющимся двенадцати удивительным шилам". До конца жизни он хранил их в полотняном мешочке, висящем на шее.

В 1542 году, через восемь лет после ухода Шри Чайтанйи, Гопал Бхатта почувствовал необходимость поклоняться "своему" Божеству, как делал это Рупа Госвами, поклоняясь Говиндаджи. Эта потребность стала особенно ощутимой, когда один богатый торговец подарил ему драгоценности, украшения и красивую одежду для Божеств. Поскольку шилы не имели человекоподобной формы, Гопал Бхатта полагал, что эти украшения не могут быть использованы в поклонении им. Тогда он сложил все дары перед шилами и воззвал к Господу с горячей молитвой, прося надлежащих наставлений. Однако, в это вечер Гопал Бхатта их не получил.
Гопал Бхатта Госвами - биографияНо утром следующего дня Госвами обнаружил, что одна из шил, под названием Дамодара, приняла форму несказанно прекрасного Божества Кришны, исполнив тем самым его пожелания. Рухнув наземь, он от всего сердца вознес Господу смиренные молитвы и воспел Ему славу. Услышав о чудесном событии, Рупа, Санатан и многие другие авторитетные вайшнавы поспешили к священному месту, где Гопал Бхатта "признавался Гоподу в любви". В присутствии их он нарек Божество Шри Радха-Раманадев.
 
Гопал Бхатта Госвами - биография
Как объясняют местные предания, Божество получило такое имя (которое означает "Кришна, доставляющий наслаждение Радхарани") по той простой причине, что место Его проявления находилось неподалеку от места для танца раса, где Кришна своим уходом усиливал любовь и привязанность к Нему, переживаемые Радхарани.

Гопал Бхатта Госвами - биография
Гопал Бхатта Госвами - биография
Этому Божеству поклоняются по сей день, хотя современный храм Радха-Раман во Вриндаване больше гордится впечатляющей оградой, со временем построенной сразу за северной стеной Нидхивана. Первоначальное здание храма неоднократно перестраивалось, последняя реконструкция была проведена в 1826 году Шахом Кунданом Лалом и его братом Шахом Пхунданом. Хотя высота Шри Радха-Раманадева не превышает двенадцати дюймов, паломники со всех концов Индии идут полюбоваться Его ослепительной красотой. Небольшой размер служит составной частью Его неповторимого облика. Кроме того, из всех Божеств, принадлежащих Госвами, только Радха-Раман до сих пор сохранился во Вриндаване. Причина тому также кроется в Его величине: попечители храма решили, что воины-мусульмане, уничтожавшие всех "индуистских идолов", не заметят маленькое Божество. Они оказались правы; мусульмане не тронули Радха-Раманадеву. Может показаться удивительным, но в храме нет Божества Радхарани, однако, слева от Радха-Раманы лежит небольшая серебряная корона, подтверждающая Ее присутствие.

Однажды, несколько лет спустя после явления Радха-Раманадева, поклоняющийся Ему Гопал Бхатта испытал острое чувство тоски по Шри Чайтанйе, переживая умонастроение любви в разлуке. Помня о том, что некогда он обещал отцу поклоняться Шри Чайтанйе Махапрабху, Гопал Бхатта уже не чувствовал удовлетворения, поклоняясь Радха-Раману. Хотя в конечном счете Божество не отличалось от Шри Чайтанйи, но, по мнению Гопала Бхатты, Оно являлось проявлением "Кришны, играющего на свирели".

Гопал Бхатта Госвами - биография
Стоило только подобным чувствам посетить Гопалу Бхатту Госвами, как Божество предстало перед ним в образе Шри Чайтанйи Махапрабху. Слезы хлынули из глаз Гопала Бхатты, как река Ганга, когда в очередной раз он осознал, что Шри Чайтанйа есть Сам Кришна, сейчас пребывающий в образе Радха-Раманадева. Это знание он всегда хранил в сердце и делился им с окружающими.

Гопал Бхатта Госвами - биография
Гопал Бхатта Госвами пришел в этот мир, как один из величайших авторитетов вайшнавов-чайтанистов, и начал свою деятельность под руководством выдающихся личностей своего времени - Шриниваса Ачарйи и Гопинатха Пуджари, позднее став главным жрецом храма Радха-Раман и сделав это служение миссией своей жизни. Желая превратить заботу о Божестве Радха-Раман в передаваемую по наследству обязанность своей семьи, он столкнулся с серьезной проблемой: Гопал Бхатта сохранял целибат на протяжении всей жизни! Тогда он обратился к младшему брату Шри Дамодаре Дасу с просьбой вступить в брак и произвести потомство. Преемственность слуг Радха-Рамана, происходящих из семьи Гопалы Бхатты, не прерывается до сих пор.

Гопал Бхатта Госвами - биография
Как было поведано выше, Гопал Бхатта Госвами являлся инкарнацией Ананги Манджари, младшей сестры Радхарани, хотя кое-кто высказывает мнение, что Госвами есть инкарнация Гуны Манджари.

Гопал Бхатта Госвами - биография
Напряженная исследовательская деятельность и совершенное знание писаний снискали ему славу одного из выдающихся теологов Индии, а любовь и преданность Шри Чайтанйе и Радха-Раманадеву возвысили Гопалу Бхатта до статуса святого. Сегодня он известен, как один из шести Госвами Вриндавана, и почтительные последователи в память об его достойной подражания жизни регулярно посещают самадхи Гопала Бхатты в Радха-Раман мандире.

Самадхи Гопал Бхатта Госвами:

Гопал Бхатта Госвами - биография
Гопал Бхатта Госвами - биография
Гопал Бхатта Госвами - биография
Гопал Бхатта Госвами - биография
Гопал Бхатта Госвами - биография
 

Отрывок из книги Стивена Роузена «ШЕСТЬ ГОСВАМИ ВРИНДАВАНА».