jav-pop.net

Облако тегов

lecture-on-cc-adi-80-85

Киев, 02-03 мая 2000 г
«Верховный Господь всегда защищает вайшнава»

Текст 80

куладхидевата мора—мадана-мохаиа
йанра севака—рагхунатха, рупа, санатана

Я считаю Мадана-мохана своим семейным Божеством, которому поклоняются Рагхунатха дас Госвами, Шри Рупа Госвами и Санатана Госвами.

Текст 81

вриндавана-дасера пада-падма кари' дхйана
танра джна лана ликxu йахате калйана

Я вознес молитвы к лотосным столам Шрилы Вриндавана даса Тхакура и, получив от него разрешение и повинуясь его указанию, попытался написать это произведение, которое содержит в себе все благословения.

Текст 82

чайтанйа-лилате 'вйаса'- вриндавапа-даса
танра крипа вина анйе на хайа пракаша

Шрила Вриндаван дас Тхакур был уполномочен описывать развлечения Господа Чайтаньи. Поэтому без его милости описывать эти развлечения невозможно.

Текст 83

муркха, нича, кшудра муни вишайа-лаласа
ваишнаваджна-бале кари етака сахаса

Я глупый, низкорожденный и ничтожный, всегда жажду материального наслаждения. Однако приказ вайшнава окрылил меня вдохновением, и я начинаю писать это трансцендентное произведение.

Текст 84

шри-рупа-рагхунатха-счаранера эи бала
йатра смрите сиддха хайа ванчхита-сакала

Лотосные стопы Шри Рупы Госвами и Рагхунатхи даса Госвами - источник моей силы. Tот, кто помнит об их лотосных стопах, может осуществить все свои желания.

Текст 85

шри-рупа-рагхунатха-паде йара аша
чайтанйа чаритамрита кахе кришнадаса

Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, всегда желая их милости я, Кришнадас, следуя по их стонам, излагаю «Шри Чайтанья-чаритамриту».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами

Девятая глава Ади-лилы «Чайтаньи-чаритамриты» называется «Древо желаний преданного служения». Во введении к этой главе Шрила Прабхупада пишет: «Шрила Бхактивинода Тхакур приводит краткий обзор девятой главы «Чайтанья-чаритамриты» и своей «Амрита-праваха-бхашье». Кришнадас Кавирадж раскрывает в девятой главе метафорический образ древа желаний бхакти. Садовником он называет Господа Чайтанью Махапрабху, известного как Вишвамбхара, - главного из тех, кто заботится об этом дереве. Верховный наслаждающийся вкушал плоды этого дерева Сам и раздавал их другим. Семя этого дерева посадили в Навадвипе, городе, о котором родился Господь Чайтанья. Потом дерево пересадили и Пурушоттама-кшетру (Джаганнатха Пури), а еще позже во Вриндаван.

Шрила Мадхавендра Пури был первым побегом этого дерева, вторым был его ученик Шри Ишвара Пури. В этой метафоре Шри Чайтанья Махапрабху - это и все дерево целиком, и его ствол. Парамананда Пури и другие восемь великих саньяси - это разросшиеся корни дерева. Главный ствол разветвляется на две большие ветви: Адвайту Прабху и Шри Нитьянанду Прабху, а эти большие ветви в свою очередь тоже делятся на более мелкие ветви. Весь мир находится под сенью этого дерева, и плоды его нужно раздать всем. Так дерево Господа Чайтаньи Махапрабху опьяняет весь мир. Следует заметить, что это образное сравнение призвано объяснить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами прибег в девятой главе к метафоре,

Сравнив Господа Чайтаныо с садовником, который ухаживает за деревом бхакти, наслаждается, вкушая его плоды, и раздает эти плоды другим.

Ади-лила, 9.1-11

Текст 1

там шримат кришна-чайтанйа
девам ванде джагад-гурум
йасйашукампайа швапи
махабдхим сантарет сукхам

Я предлагаю почтительные поклоны духовному учителю всего мира, Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, по чьей милости даже собака не в состоянии переплыть океан.

Текст 2

джайа джайа шри-кришна-чаитанйа гаурачандра
джайа джайадваита джайа джайа нитйананда

Слава, слава Шри Кришне Чайтанье, известному как Гаурахари! Слава, слава Адвайте Ачарье и Нитьянанде Прабху!

Текст 3

джайа джайа шривасади гаура-бхакта-гана
сарвабхишта-пурти-хету йапхара смарана

Слава, слава преданным Господа Чайтаньн, возглавляемым Шривасом Тхакуром! Я помню их лотосные стопы, чтобы все мои желания исполнились.

Текст 4

шри-рупа, санатаиа, бхатта рагхунатха
шри-джива, гопала-бхатта, даса-рагхупатха

Я также помню о шести Госвамн: Рупе, Санатане, Бхатте Рагхунатхе, Шри Дживе, Гопале Бхатте и дасе Рагхунатхе.

Текст 5

есаба-прасаде ликхи чайтанйа-лила-гуна
джани ва на джани, кари апана-шодхана

По милости всех этих вайшнавов и гуру я пытаюсь описывать развлечения и качества Господа Чайтаньи Махапрабху. Знаю я все, что нужно или нет - я пишу эту книгу, чтобы очиститься.

Комментарий Шрилы Прабхупады

Такова суть трансцендентного творчества. Нужно получить полномочия от смиренного и чистого вайшнава. Писать трансцендентные произведения следует ради собственного очищения, а не ради славы. Преданный лично общается с Господом, когда пишет о Нем. Не следует лелеять тщеславные мечты: «Я стану выдающимся автором, прославлюсь как великий писатель». Это материальные желания. Нужно писать ради того, чтобы очиститься. Напечатают эти произведения или нет - неважно. Если преданный пишет искренне, все его желания сбудутся. А получит ли он признание, как выдающийся писатель, это неважно. Не следует приступать к написанию трансцендентных произведений ради материальной славы и имени.

Текст 6

мала-карах свайам кришна-
премамара-тарух свайам
дата бхокта тат-пхаланам
йас там чаитапйам ашрайе

Я вручаю себя Верховной Личности Бога Шри Чайтанье Махапрабху, Он и древо трансцендентной любви к Кришне, и его садовник, Он и наслаждается его плодами, и раздает их другим.

Текст 7

прабху кахе, амии вишвамбхара нама дхари
нама сартхана хайа, йади преме вишва бхари

Господь Чайтанья думал: «Меня зовут Вишвамбхара, что значит „тот, кто поддерживает всю вселенную". Можно будет сказать, что так оно и есть, если Я наполню весь мир любовью к Богу».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами

Господь Чайтанья говорит здесь о том, каков истинный, полный смысл, заложенный в слове вишвамбхара. Вишвамбхара означает «тот, кто поддерживает вселенную». Он поддерживает и материальный, и духовный мир. Все сущее покоится на Его энергиях: нитйо нитйанам четанаш четананам («Катха Упанишад», 2.2.13). Однако в этом стихе раскрыто более глубокое понимание имени «Вишвамбхара». Оно означает, что Господь не просто поддерживает инертную материю и живые существа, запутавшиеся в сетях майи, но и наполняет всю вселенную любовью к Кришне. Таково желание Господа. Он хочет поддерживать мир, затопленный любовью к Богу. У Господа тоже есть желания, и они полностью духовны. Господь Чайтанья очень хотел даровать любовь к Богу всем. Вот почему Кришнадас Кавирадж называет Господа Чайтанью садовником древа любви к Богу. Господь Чайтанья посадил семя этого дерева, поливал его, защищал, растил, а когда оно, наконец, выросло и дало плоды, он вкушал их и наслаждался ими. Одна из причин, по которой Господь Чайтанья явился в этот мир - и об этом говорится в первой части Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты» - заключалась в том, что Он хотел распространить чистую любовь к Богу, которую испытывают вечные жители Враджа-дхамы. Сначала семя этой любви проросло в сердце Мадхавендры Пури, который первым проявил любовь к Богу в расе супружеской любви.

Текст 8

эта чинти' лаила прабху малакара-дхарма
навадвипе врамбхила пхалодйана-карма

Поразмыслив, таким образом, он приступил к роли садовника и разбил в Навадвипе сад.

Текст 9

шри-чаитанйа малакара притхиеите апи'
бхакти-калпатару ропила синчи' иччха-пани

Так Господь принес на землю древо желаний преданного служения и стал за ним ухаживать. Он посадил семя этого дерева и стал орошать его водой своего желания.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами

Шрила Прабхупада часто сравнивает преданное служение с лианой. Господь Чайтанья в Своих наставлениях Рупе Госвами называет эту лиану бхакти-лата-биджа, и в этой главе Он расскажет, как ее нужно поливать и как эта лиана растет, когда преданный воспевает святые имена и слушает о Господе. Господь также объясняет, как семя со временем превращается и растение преданности, поднимается все выше и выше, достигает внешних оболочек вселенной, пересекает Вираджу, достигает Вайкунтх, потом Голоки Вриндаваны и оказывается, наконец, у лотосных стоп Кришны, где обретает плоды любви к Богу.

Господь облек Свою речь в метафору, чтобы нам было легче понять, как следует развивать любовь к Богу, воспевая Его святые имена и слушая о Нем.

Шрила Прабхупада объяснял, что садовнику, малакаре, ничто не мешает

Вкушать плоды древа, которое он вырастил. Господь Чайтанья тоже садовник, и Он может наслаждаться плодами любви с древа преданного служения, но Он хочет, чтобы эти плоды были также и у других - это доставило бы Ему удовольствие.

Исполнению этого желания мешают сорняки, которые растут в сердцах живых существ. Их называют кути-нати, джива-химса, лабха, пуджа и пратиштха.

Кути-нати означает «двуличность»; второе значение этого слова «критиканство». Господь Чайтанья употребляет это слово в первом значении. Джива-химса означает «зависть», лобха - «стремление к выгоде», пуджа - «тщеславие», пратиштха - «стремление к почету». Таковы качества, сдерживающие рост лианы преданности.

Господь хотел даровать плоды любви к Богу всем живым существам, потому что это доставило бы Ему радость. Все живые существа созданы только для того, чтобы доставлять Ему наслаждение, и ни для чего другого. Но в сердцах обусловленных живых существ, кроме семени бхакти-лата-биджи, есть также семена материальных желаний, и они препятствуют росту лианы преданности. Поэтому Господь Чайтанья предостерегает: необходимо внимательно следить за тем, какие семена мы поливаем.

Текст 10

джайа шри мадхавапури кришна-према-пура
бхашпи-калпатарура тенхо пратхама анкура

Слава, слава Шри Мадхавендре Пури, сокровищнице всего преданного служения Кришне! Он - древо желаний преданного служения, именно в его сердце оно впервые принесло плоды.

Комментарий Шрилы Прабхупады

Шри Мадхавендра Пури, которого называют также Шри Мадхава Пури, принадлежал к ученической последовательности Мадхвачарьи и был очень известным санньяси. Шри Чайтанья Махапрабху принадлежал к третьему поколению учеников Мадхавендры Пури. В ученической последовательности от Мадхвачарьи Господу поклонялись, осуществляя многочисленные ритуалы, но там почти не было любви к Богу. Шри Мадхавендра Пури был в этой ученической преемственности первым, кто проявлял любовь к Богу. Именно ему принадлежит стих айи дина-дайардра-натха - «О самая милостивая Личность Бога» В этом стихе находилось семя любви к Верховному Господу, которое прорастил Чайтанья Махапрабху.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами

Мадхавендра Пури был первым ачарьей в нашей сампрадае, который проявлял все качества человека, который любит Бога и испытывает разлуку с Ним. После Лакшмипати и до Мадхавендры Пури никто не проявлял эти признаки в полной мере. Никто из последователей Мадхвачарьи не изучал и не описывал качества обитателей Вриндавана - в этой сампрадае отдавали предпочтение соблюдению ритуалов. Хотя Мадхвачарья и был великим ачарьей, его последователи предпочитали следовать ритуалам. Строго соблюдая правила и предписания, следуя шастрам, совершая ритуалы, можно достичь только Вайкунтх. Об этом говорится также в Ади-лиле «Чайтанья-чаритамриты». Именно на Вайкунтхи попадают приверженцы ритуальных церемоний. Те же, кто хотят попасть на Голоку Вриндавану, должны следовать по стопам Мадхавендры Пури, Ишвары Пури, Господа Чайтаньи и Рупы Госвами.

Кришнадас Кавирадж подробно рассказывает в «Чайтанья-чаритамрите» о том, какую экстатическую любовь к Богу проявлял Мадхавендра Пури. Шрила Прабхупада в комментарии к стиху, который мы только что прочли, упоминает строки из его поэмы: aйи дина-дайардра-натха, в которых Мадхавендра Пури выражает чувства гопи, настроение, которое они испытывали в разлуке с Кришной. Эти же строки Мадхавендра Пури повторял, оставляя этот мир. Именно их услышал Рамачандра Пури его ученик, и, не поняв настроение своего духовного учителя, стал его критиковать. Этот стих полностью понимали только Шримати Радхарани, Господь Чайтанья и Мадхавендра Пури. Никто больше не мог понять его в полной мере. После того, как Кришна покинул Вриндаван и отправился в Матхуру, Шримати Радхарани испытывала боль разлуки с Ним, и когда Она разговаривала с Уддхавой, это чувство владело Ею. Тому, кто чувствует боль разлуки, кажется, что он несчастен и покинут. Шримати Радхарани охватил экстаз. Ей казалось, что Кришна пренебрег Ею. Эти чувства относятся к проявлению наивысшего экстаза любви к Богу. Мадхавендра Пури в своей поэме выражал похожие чувства. В ней описаны эмоции, которые испытывает преданный Господа в супружеской любви. Потом это семя проросло в сердце Ишвары Пури, и он тоже проявлял подобные признаки любви к Господу.

Ишвара Пури смиренно служил Мадхавендре Пури, своему духовному учителю. Когда тот стал стар, немощен, и почти не мог двигаться, Ишвара Пури каждый день ухаживал за ним, омывал стопы и убирал испражнения. Он был очень предан Мадхавендре Пури, и поэтому тот одарил его благословениями и дал ему семя любви к Богу, которое впоследствии принесло ему плод любви к Богу. Господь Чайтанья принял инициацию у Ишвары Пури. Получилось так, что Господь сначала дал семя любви к Богу Мадхавендре Пури, потом от Мадхавендры Пури его получил Ишвара Пури, а потом это семя от Ишвары Пури вернулось к Господу Чайтанье, и Он насладился плодами, которые дало древо любви к Богу, выросшее

из этого семени. Так следует понимать ту истину, что Господь вкусил плоды дерева, которое Сам же посадил.

Кроме Ишвары Пури у Мадхавендры Пури были и другие прославленные ученики, например: Адвайта Ачарья, Господь Нитьянанда. Вриндаван дас Тхакур рассказывает в «Чайтанья-Бхагавате», как Господь Нитьянанда, путешествуя по святым местам, впервые встретил Мадхавендру Пури. Господь Нитьянанда заметил признаки любви к Богу в Мадхавендре Пури сразу же, как только его увидел. Они обнялись, стали плакать и кататься по земле в экстазе. Господь Нитьянанда понял, что такие глубокие чувства может проявлять только Мадхавендра Пури. Он принял его Своим духовным учителем.

Что касается Адвайты Ачарьи, то он получил от Мадхавендры Пури Харе Кришна маха мантру. Первая их встреча произошла в Удупи, Адвайта Ачарья, который был известен, в то время как Камалакша, посетил эту деревню, путешествуя по местам паломничества. В Удупи жили все последователи Мадхавендры Пури. Когда они увидели признаки экстатической любви к Богу, которые проявлял Адвайта Ачарья, то поняли, что Он - возвышенная душа. Увидев среди них Мадхавендру Пури, Адвайта Ачарья сказал: «Я посетил все места паломничества только для того, чтобы, наконец, увидеть человека, который проявляет такую возвышенную любовь к Богу, как ты». Он принял Мадхавендру Пури своим учителем и попросил о наставлениях. Мадхавендра Пури был очень доволен Адвайтой Ачарьей, принял его своим учеником и стал обучать его «Шримад-Бхагаватам» с комментариями Мадхвачарьи. Адвайта Ачарья прослушал всю книгу и запомнил ее с начала до конца. Все, кому стало об этом известно, удивлялись Его поразительной памяти.

Однажды Адвайта Ачарья, выслушав наставления Мадхавендры Пури, обратился к нему с вопросом: «Я искал любовь к Богу по всему миру, но не видел, чтобы люди проявляли ее. Будь так добр, скажи мне, может ли живое существо проявлять такую любовь? Я вижу повсюду лишь признаки Кали-юги: никто не повторяет святые имена Кришны, и никто не любит Господа. Возможно ли сделать так, чтобы люди все же обрели эту любовь?» «Я вижу, что Ты возвышенная душа, - отвечал Мадхавендра Пури, - потому что заботишься о благополучии всех живых существ».

И Мадхавендра Пури рассказал Адвайте Ачарье, что Господь появится в этом мире как Гауранга, и что только Он в силах дать преданное служение всем живым существам. Затем Мадхавендра Пури прочел Адвайте Ачарье стих из «Ананта-самхиты», в котором говорится о явлении в этот мир Господа Чайтаньи. Услышав этот стих, Адвайта Ачарья очень воодушевился. Мадхавендра Пури также прочитал Ему другие стихи, в которых говорилось о том, что Господь явится в Навадвипе и будет распространять любовь к Богу падшим душам этого века. Услышав эти стихи, Адвайта Ачарья стал повторять имя Гауранга, и не мог остановиться в течение трех часов. Потом Он сказал, что готов нарушить даже ведические предписания для того, чтобы получить возможность встретиться с Господом Чайтаньей и обрести прибежище у Его лотосных стоп.

Порой может показаться, что поведение преданных, чье служение Господу спонтанно, противоречит ведическим предписаниям. Например, Адвайта Ачарья ради того, чтобы увидеть Господа Гаурангу, был готов нарушить ведические предписания.

Второй раз Мадхавендра Пури встретился с Адвайтой Ачарьей, когда зашел в Шантипур к нему в гости, по пути в Джаганнадха Пури, куда он отправился за сандаловой пастой для Гопала. Адвайта Ачарья помнил их первую встречу и знал, насколько возвышенным преданным был Мадхавендра Пури. Поэтому Он с радостью принял его в своем доме и попросил дать ему наставления.

Мадхавендра Пури посоветовал Адвайте Ачарье нарисовать изображение Шримати Радхарани и поклоняться ему, чтобы служить Господу в настроении обитателей Вриндавана. Он также сказал Адвайте Ачарье, что Ему следует жениться: «Ты должен стать домохозяином. Женись, и пусть Твои потомки распространяют славу преданного служения». «Но, поклоняясь Божествам дома, можно совершить множество оскорблений» - возразил Адвайта Ачарья. «Не бойся, - ответил Мадхавендра Пури, - поклоняйся Божествам, как я Тебя учил, и никто из твоих потомков до четырнадцатого колена не совершит ни одного оскорбления». Тогда же Мадхавендра Пури дал Адвайте Ачарье посвящение в Харе Кришна маха-мантру. Вскоре после этого Мадхавендра Пури ушел из Шантипура, чтобы продолжить свое путешествие в Джаганнадха Пури за сандаловой пастой для Гопала. Адвайта Ачарья очень не хотел расставаться с ним.

Он упал к его стопам и стал умолять его остаться, но Мадхавендра Пури объяснил Ему, что должен уйти, чтобы выполнить поручение, которое дал ему Господь.

Текст 11

шрц-ишварапури-рупе анкура пушта хайла
алане чаитанйа-мали скандха упаджила

Следующим, в ком семя преданного служения проросло и дало плоды, был Ишвара Пури. Стволом древа преданного служения стал Сам Чайтанья Махапрабху.

Комментарий Шрилы Прабхупады

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в своей «Анубхашье»: «Шри Ишвара Пури жил в Кумара-хатте, в том месте, где сейчас находится железнодорожная станция Камарахатта. Рядом с ней находится также станция Халисахара Восточной железнодорожной линии, начинающейся в восточном районе Калькутты».

Ишвара Пури родился в брахманической семье. Он был любимым учеником Мадхавендры Пури. В конце «Чайтанья-чаритамриты» (Антья-лила, 8.28-31) Кришнадас Кавирадж говорит:

ишвара-пури госани каре шри-пада севана
сва-хасте карена мала-мутради марджана
нирантapa кришна-нама карайа смарана
кришна-нама кришна-лила шунайа анукшана
тушта хана пури танре каила алингана
вара дила кришне томара ха-ука према-дхана
сей хойте ишвара-пури премера сагара

«На склоне лет Мадхавендра Пури ослаб настолько, что не мог ходить, и Ишвара Пури преданно служил ему, убирая за ним мочу и испражнения. Постоянно повторяя Харе Кришна маха-мантру и помогая Мадхавендре Пури помнить об играх Господа Кришны, Ишвара Пури служил своему духовному учителю лучше других его учеников. Поэтому Мадхавендра Пури был очень доволен им и благословил его, сказав: «Сынок, я могу лишь молить Кришну, чтобы Он пролил на тебя Свою милость». Так Ишвара Пури по милости своего духовного учителя, Шри Мадхавендры Пури, стал великим преданным в океане любви к Верховному Господу».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит в «Гурв-аштаке»: йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гантих куто 'пи - «Кришна дарует Свои благословения по милости духовного учителя. Без милости духовного учителя духовное продвижение невозможно». На примере Ишвары Пури можно видеть, как по милости духовного учителя преданный достигает совершенства.

Верховный Господь всегда защищает вайшнава, и если в старости вайшнав становится немощен, то для учеников это дает возможность служить ему. Ишвара Пури удовлетворил своего духовного учителя служением, и по его милости стал настолько возвышенным преданным, что Сам Господь Чайтанья Махапрабху принял его Своим духовным учителем.

Шрила Ишвара Пури был духовным учителем Шри Чайтаньи Махапрабху. Незадолго до их встречи Ишвара Пури побывал в Навадвипе, где несколько месяцев прожил в доме Гопинатхи Ачарьи. Тогда-то Господь Чайтанья и познакомился с ним. Известно, что Ишвара Пури служил Господу, читая Ему свою книгу «Кришна-лиламрита». Об атом рассказано в «Чайтанья-Бхагавате» (Ади-кханда, 11).