jav-pop.net

Облако тегов

ЕС Шрила Ниранджана Свами, Нектар проповеди"На прошлой неделе я несколько раз рассказывал преданным в Будапеште о проповеди в университетах, которой я занимался в ранние 80-е, когда был президентом храма в Бостоне. Для меня этот опыт послужил глубоким напоминанием о том, что если у нас есть вера в то, что мы делаем, то Кришна может даже, казалось бы, невыгодную ситуацию превратить в благоприятную.

С 1979 по 1983 годы я был президентом храма в Бостоне. Во время первого года или двух этого моего служения я был больше вовлечён в менеджмент, чем того хотел, особенно когда мне пришлось иметь дело с продажей пятиэтажного здания по соседству с нашим храмом на Коммонуэлс авеню, которая оказалось одной из самых перспективных и престижных районов во всех Соединённых Штатах. Кроме того, мне также приходилось иметь дело с приобретением и управлением другой собственностью для проживания домохозяев в 48 километрах за городом, там было 28 комнат, жилое здание на большом участке земли, которое было пристройкой к бостонскому храму.

После того, как все эти дела были улажены, и я получил возможность более стабильно заниматься своим служением, я начал искать возможности для публичной проповеди, которые бы хорошо дополняли моё служение президента храма. Я не хотел весь день сидеть в храме и заниматься менеджментом, а Бостон был (и остаётся) сокровищницей возможностей для проповеди в более чем сотне университетов и аспирантур, разбросанных по всему Бостону и его окрестностям. Даже в то время, каждый год с сентября по май в любое время в Бостоне находилось, по меньшей мере, 250 000 студентов.

Шрила Прабхупада сам проповедовал в нескольких всемирно известных университетах Бостона, - Гарварде, Массачусетском технологическом институте (МТИ), университете Брандейса и многих других. Он также говорил и много раз писал о важности проповеди в университетах Бостона, в том числе в письмах к моему бывшему президенту храма Траи Прабху. Вот один из множества примеров, показывающих заинтересованность Шрилы Прабхупады в университетах Бостона (из письма Шачисуте дасу от 19 августа 1968 года):

"Центр в Бостоне также очень важен, потому что там учатся множество студентов, и Бостон является центром образования, и там особенно много университетов, так что если ты направишь свою энергию и сможешь организовать всё так, чтобы студенческое сообщество поняло нашу философию, это будет великим служением".

Так как наш храм находится прямо в сердце Бостона, не было ничего необычного в том, что мы получали телефонные звонки и письма от профессоров, интересующихся, сможет ли лектор из нашего храма прийти и представить сознание Кришны их студентам. Это означает, что даже без особых дополнительных усилий у меня была возможность проповеди в университетских аудиториях, возможно один или даже два раза в неделю, вплоть до конца семестра. И даже ещё более обычным делом было получать полную аудиторию студентов вместе с учителем, которые приходили в храм в заранее оговоренный день, чтобы выслушать небольшое введение в сознание Кришны, увидеть церемонию арати и попробовать немного прасада.

Однако так как я искал больше возможностей для внешней проповеди и больше сосредотачивался на лекциях студентам, мы решили напечатать брошюру со списком нескольких возможных лекторов по различным религиозным, философским и социальным темам. Мы назвали себя "Гильдией лекторов ИСККОН", разослали эти брошюры по почте вместе с сопроводительным письмом руководителям всех кафедр философии, социологии, религии, антропологии и т.д. в главных университетах Бостона, предлагая наши услуги по проведение лекций для их студентов по одной или нескольким из этих тем.

Однажды в храм позвонила студентка из "Бостонского государственного педагогического университета", и сказала, что делает презентацию о нас для лекции по "санитарному просвещению", и её профессор разрешил ей пригласить меня для того, чтобы следить за её презентацией и после ответить на вопросы о нашей философии и образе жизни. Она назвала время и место, где мы могли бы встретиться в университете, и я согласился прийти, рассказав, что ей можно ожидать от моей презентации.

Обычно, когда бы я ни проводил подобные презентации перед аудиторией слушателей, я брал с собой по меньшей мере одного преданного, но обычного нескольких. Я начинал презентацию с краткого объяснения воспевания, мы проводили небольшой киртан, и затем я делал свою вводную презентацию о сознании Кришны. Мы всегда брали с собой прасад для распространения среди студентов после презентации. Обычно прасад распространяли преданные, которые сопровождали меня, в то время как я продолжал отвечать на вопросы студентов после презентации. Я объяснил всё это этой студентке, и она, казалось, была довольна тем, что мы могли ей предложить.

В назначенный день мы с моим духовным братом Мукта Вандйей дасом подготовили все параферналии и прасад для нашей обычной презентации, и пошли в университет - который находился не так далеко от храма - чтобы встретиться со студенткой перед зданием в назначенное время. Когда мы пришли, она уже ждала нас и сказала, что все уже наверху в аудитории, включая её профессора, и что все они ждут нас. Мы прошли по лестнице в аудиторию, ожидая обычный тёплый приём, несколько вводных слов от профессора, разъясняющих студентам кто мы и почему мы здесь, и затем просьбу профессора к своим студентам внимательно слушать нашу презентацию, поскольку она была очень связана с тем предметом, который они изучали.

Однако, войдя в аудиторию, я был удивлён, когда увидел, что в передней части аудитории была низкая платформа, на которой стоял ряд из четырёх или пяти парт, за которыми сидели четверо студентов. Было и ещё кое-что немного необычное: профессор, который хоть и находился в самом конце аудитории когда мы вошли, так и не заметил нашего присутствия. Нас с Мукта Вандйей Прабху провели и усадили в первый ряд и сказали, что сначала будут говорить студенты, а я смогу сказать позже. Студентка, которая встретила нас, села за одну из парт на платформе, профессор сказал им начать, и первый студент начал свою презентацию.

Даже не отметив наше присутствие, первый студент начал с обобщения своей темы - "Опасности сект", и затем продолжил детальный отчёт о своём исследовании, включавшем столько статистических данных, сколько он смог найти, по многим сектам, которые существовали в Соединённых Штатах в то время. После его выступления каждый последующий студент из пяти выступающих (включая встретившую нас студентку) говорил об одном из различных аспектов опасностей сект, включая способы заманивания, внушения, ритуалы, историю каждой секты, типичное поведение "зазомбированных" членов, и в особенности, почему секты так опасны в жизни Америки в то время. Конечно, сидеть там, и слушать всё это было немного пугающе. Мы с Мукта Вандйей Прабху изредка обменивались взглядами, читали мысли друг друга, и думали, должны ли мы мириться со всем эти ли просто уйти. Но посчитав, что мне должны были дать возможность сказать своё слово в конце их презентации, я терпел до конца.

Наконец, меня представили аудитории, и мне сказали, что следующая часть их презентации будет заключаться в том, что мне позволят ответить на вопросы студентов, касающиеся исследований этой группы из 5 студентов. Затем меня пригласили выйти вперёд перед аудиторией, чтобы ответить на вопросы студентов. Конечно, тогда я до конца понял, что нас обвели вокруг пальца, и что меня приглашали не дать презентацию, а как "образец сектанта", для того, чтобы "препарировать" меня перед всей аудиторией после того, как они услышали об опасности, которую я представляю для общества и для всех них. Но я уже знал, что собираюсь сказать, так как у меня было достаточно времени мысленно подготовить свою речь, пока члены группы студентов делились результатами своих исследований.

Приняв приглашения, я тут же встал и начал говорить: "Перед тем, как мы ответим на вопросы, касающиеся сегодняшней темы, я сначала должен объяснить в соответствии со свидетельствами из академических кругов, в чём разница между сектой и религией". Не успели ещё эти слова слететь с моих уст, как профессор, всё это время сидевший в конце аудитории, тут же оживился, встал и запротестовал: "Мы приглашали вас сюда не ради ваших презентаций! Вы здесь, чтобы ответить на вопросы студентов, вот и всё. И теперь, пожалуйста, ответьте на первый вопрос".

Я его не слушал. Я продолжил говорить, стараясь насколько возможно убедить разум студентов, что их ввели в заблуждение, не дав никакого ясного объяснения, ни в контексте предыдущей презентации, ни в контексте их исследований (намекая на не совсем верную "заботу" их профессора), того, в чём разница между сектой и религией. Профессор продолжал протестовать против моей речи. К тому времени он уже повысил голос и даже немного покраснел, разозлённый моим неповиновением. А я просто продолжал свою презентацию. Я в особенности запомнил, что молился Шриле Прабхупаде, чтобы он дал мне слова, чтобы эти люди услышали его чистое послание.

К этому времени профессор уже казалось был готов физически удалить меня из аудитории, но вдруг одна из студенток, сидящих в левой половине аудитории, встала, обернулась к концу аудитории, ударила рукой по парте, и громко, но с уважением, сказала своему преподавателю: "Я протестую против того, как Вы обращаетесь с этим джентльменом! Неужели нет способа позволить ему продолжить свою речь?". Я остановился и ждал его ответа. Тишина. Однако вместо этого ещё один студент встал, повернулся лицом к профессору, и тоже сказал, что он против того, как со мной обращаются. Не говоря ни слова, в следующие 30 секунд по меньшей мере ещё 10 студентов покинули свои места, некоторые даже повысили голос в знак протеста, и я снова и снова слышал: "Дайте ему сказать! Дайте ему сказать! Дайте ему сказать!" Мы с Мукта Вандйей Прабху переглянулись, улыбнулись друг другу и поняли, что эти студенты возьмут контроль над ситуацией.

Неожиданно, профессор уступил. Студентов просто было больше. Конечно, он был профессором, и он мог легко использовать своё положение, чтобы подавить студенческое "восстание". Но я почувствовал, что он понял, что если он сделает это, то станет чрезвычайно непопулярным в глазах своих студентов, а это было лишь начало семестра, что означало, что он будет иметь дело с этими же студентами ещё много недель, пока у них не начнётся другой предмет. Конечно, это могло быть лишь внешней причиной, и здесь должны были быть также и внутренние причины. Так или иначе, по любой из причин, Кришна, Который находился в сердцах студентов, и который даже пожелал находиться в сердце этого профессора, устроил всё для прославления Его чистого преданного. Я воспользовался сдержанным молчанием профессора как возможностью продолжить свою речь, и постепенно начал говорить о Шриле Прабхупаде и качествах истинного святого и учителя.

Я говорил около получаса, и почувствовал, что завоевал полное внимание практически всей аудитории (конечно, за исключением профессора). К концу моей речи время занятия практически истекло. Хотя формально уже не было времени на вопросы и ответы, как только студентам сказали, что занятие окончено, большинство из них с шумом ринулись к нам, прося книги, брошюры и всё, что мы можем дать им с собой. За считанные минуты две коробки книг, которые мы принесли, опустели, весь прасад разошёлся, и мы с Мукта Вандйей Прабху попали в осаду вопросов любопытных студентов, которые хотели больше узнать о нашей философии. Даже студентка, которая пригласила нас на лекцию, извинилась за поведение их профессора (который тут же ушёл). Она даже уведомила нас, что профессор, который ведёт ещё один курс "Санитарного просвещения" в зале напротив, услышал часть нашей презентации, и спрашивает, смогу ли я завтра рассказать об этом же. Я спросил её, будет ли там что-то подобное, но на этот раз она заверила меня, что вся презентация будет моей.

Мы поблагодарили студентов за их интерес, и оставили их со всеми книгами, которые принесли с собой. На следующий день мы с Мукта Вандйей Прабху приготовились к нашей обычной проповеднической презентации в аудитории. Мы взяли с собой караталы, мридангу, книги и прасад, но на этот раз у самых дверей нас поприветствовали, профессор с уважением представил нас, и у нас была полностью пленённая аудитория с самого начала до самого конца, и даже во время киртана большинство студентов пели вместе с нами.

Кажется, они поняли, что в конечном счёте, мы были не так уж и опасны. Мы закончили словами, что воспевание Харе Кришна - это настоящее "санитарное просвещение", и что оно "благоприятно для их здоровья". (Игра слов - "санитарное" в данном случае звучит как "health", что также означает "здоровье" - прим. переводчика).