jav-pop.net

Облако тегов

Александр Хакимов (ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху), «Осознание высшей цели»Лекция по БГ 18.63, Екатеринбург, 20 апреля 2009 г., продолжение ответов на вопросы

«Осознание высшей цели»

Вопрос: В здоровом деле - здоровый дух. На самом деле одно из двух (все смеются). Вы это продолжили. Объясните, пожалуйста, как дальше и о здоровом духе, то есть что такое здоровый дух.

Ответ: «В здоровом теле - здоровый дух» – это часть пословицы, да, а вторую часть скрыли на долгое время. То есть многие считают, что всё зависит от состояния тела в нашей жизни, от его здоровья и состояния тела. И как следствие – здоровый дух. То есть тело и дух одно и то же. А в Гите говорится – нет, тело и душа разные вещи. Даже находясь в физическом теле, дух может жить вообще по другим законам. И нужно сделать выбор, по каким законам будем жить – по законам материального тела или по законам души. На самом деле одно из двух нужно выбрать. Вот о чем речь идет.

И Прабхупада объясняет здесь, как нужно сделать правильный выбор. Говорит – у вас есть машина. Он часто сравнивает машину и водителя как тело и душу. То есть тело – машина, янтра, биологическая машина. И там есть сознание, душа. У вас есть хорошая машина, прекрасная. Человеческое тело – это Мерседес бенс, наверное, не меньше. И вы очень привязаны к этой машине. Вы ее моете, протираете, заправляете, смазываете, всё делаете необходимое, души не чаете. Но при этом вы настолько увлечены, что забываете поесть сами. Такой пример.

То есть вы лично не получаете пищи, как водитель. И очень быстро придет время, говорит Прабхупада, что вам будут неинтересны ни машина, ни ваша деятельность, потому что вы просто будете голодны. Будет трудно поддерживать эту машину, потому что у вас самих сил будет меньше становиться. Но если вы сами сначала может поесть, вам нетрудно заботиться о машине. Так какой выбор нужно сделать?

Почему нам сейчас так трудно выполнять свои семейные обязанности? Так трудно работать, мы быстро устаем. Мы постоянно с вами болеем. Сейчас врачи-психологи уже говорят – это проблема в сознании человека, это не просто болезни, которые убивают всё человечество, это проблема сознания, деградации сознания. Мы сделали неправильный выбор. Вот об этом речь.

Вопрос: Вы сегодня в лекции сказали, что человека, который освободился от желаний и больше ни о чем не скорбит, можно назвать счастливым. А справедливо ли это в отношении буддистов?

Ответ: Да, для любого человека, справедливо. Есть разные уровни счастья, это уже другая тема, материальное счастье, духовное счастье и счастье трансцендентной деятельности. То есть мир – это платформа материального счастья, начало всего. Затем можно испытать духовное счастье, еще выше, а затем счастье трансцендентной деятельности. Поэтому буддисты тоже могут испытать определенное счастье, кто угодно. Если он получает знания какие-то, человек обретает мир в сердце.

Вопрос: Если человек сознает, что еще не достиг мира в сердце, как ему проповедовать? Как он может или должен проповедовать? И может ли человек сейчас умиротвориться без проповеди, без участия в миссии?

Ответ: Невозможно. Вот тут нужно дать пример, чтобы было ярко и понятно, что же это за время, в которое мы живем. Вы сейчас похоже недооцениваете ситуацию. Многие не понимают, что мы живем в Кали-юге. Например, есть рыболовные суда, сейнеры, они выходят в открытый океан, рейсы, по полгода в море. Есть опытная команда, и есть новички, вообще впервые вышли в рейс. Любой новичок, который впервые вышел в рейс в открытый океан, он переживет шок, когда увидит шторм.

Этого нельзя описать словами, нужно увидеть. Даже если вам расскажут, это большая разница с тем, что вы увидите. Потому что там волны многоэтажные, 5-6-7 этажей волна идет. Это гора поднимающейся воды и судно вот так вверх носом поднимается, и оно деформируется, скрежещет, металл этот, кажется, что сейчас просто развалится, лопнет что-то. Поднимается вверх, потом падает, почти как свободное падение вниз, эти волны поднимаются вверх, кажется, сейчас накроет его целиком – и накрывает. Это такой ад вообще.

И новичок, который вышел впервые в этот рейс, он просто цепляется за какую-то мачту мертвой хваткой и ничего делать не может. Он просто молиться начинает. Либо его там тошнит, выворачивает всего, в общем, страшное состояние. Это продолжается час, два, эта паника, это серьезный психический стресс. В трюме находиться невозможно, там болтает страшно и потом он начинает замечать, что команда вся работает при этом. Команда работает, есть ежедневные обязанности, они что-то делают, нужно продолжать как то жить. Он включается в эту деятельность и забывает о шторме. Вот он мир наступил.

Кали-юга сейчас сравнивается с этим штормом. Вы не сможете умиротвориться просто живя в Кали-югу, даже если вы хорошо устроены, пока не займетесь какой-то позитивной деятельностью. Деятельность в преданном служении - должна быть какая-то активная занятость, позитивная занятость, полезная деятельность, тогда речь может идти об умиротворении. Просто умиротвориться, вот так живя сейчас в этом мире нельзя. Много беспокойств.

Вопрос: Как можно привлечь близких людей, мать, жену в Сознание Кришны, убедить их, ведь их любишь и хочешь дать им это прекрасное знание.

Ответ: Постепенно. Мы, конечно, знаем, что это вкусный торт, мы уже попробовали, и мы берем хороший кусок для матери, для жены, побольше, и сразу пытаемся впихнуть его. «Попробуй! Да ешь, тебе говорят! Ешь, глотай! Хорошая вещь!» Но в таком ключе это невозможно принять. Это делают все неофиты, новички, они сразу всех пытаются сделать чистыми преданными – детей, жену, мать. Такой террор устраивают. Бедные родственники, мне их жалко вообще.

Такое понимание людей-новичков, что все должны принять сейчас же, потому что я же всё понял, всё понятно, а они, еще не понимают. Вот это раздражение означает, что он еще неофит. Вообще люди странно понимают Сознание Кришны, новички, они же довольно категоричный народ, прямой, простодушный. Один человек получил Сознание Кришны по письму, то есть написал письмо по адресу, в книгах были адреса. Где-то на крайнем сервер живет человек. Ему прислали книги, в конце концов стал спрашивать, что нужно делать, как практиковать.

Ему написали – «нужно принимать холодный душ каждое утро и повторять 16 кругов Харе Кришна мантры». Он стал так и делать полгода. Он становился под душ холодный и повторял 16 кругов мантры (все хохочут). Через полгода написал – «а можно не под душем? Очень холодно 16 кругов». Я не знаю, как он вообще выжил, этот человек, но как люди иногда понимают нас – это уму непостижимо. Не будьте никогда фанатиками, имейте здравый смысл. Самое важное – применять знание согласно месту, времени и обстоятельствам. Иначе это много преданности и никакого разума называется.

То есть терпеливо нужно, терпеливым быть. Собственный пример, терпение, не сразу всё люди понимают. Сначала они будут раздражаться, как так, раньше всё ели вместе, а сейчас ты не ешь, ты нашу посуду обжигаешь на огне, нашими ложками не пользуешься, ты брезгуешь. То есть у них стандарты чистоты разные, но нужно быть терпеливым, любящим, и постепенно, постепенно родственники все меняются. Опыт, мой опыт. Сначала смеются, ты с ума похоже сошел, дорогой, потом бунт не на жизнь а на смерть, а потом понимают, что всё прекрасно.

Вопрос: Как избавиться от гнева и раздражения и почему это происходит, где искать причину?

Ответ: Гнев? Естественно, это одна из гун материальной природы, мы знаем какая это гунна, она есть в каждом человеке. В человеке есть три гуны все одновременно. В этом его уникальное как бы положение. В нем есть и добродетель, и страсть и невежество. И они вращаются, взаимодействуют, в движении находятся. Иногда мы в просветленном сознании, иногда мы в страсти, иногда мы впадаем в гнев, неудовлетворение, невежество. Это наша природа, человек сложный. Когда приходит гнев, обычно это форма огня, описывается, если говорить технически, огонь гнева, он гасится водой. Если чувствуете, что гнев уже поднимается, скоро ноги затопают, глаза нальются кровью, кулаки сжимаются – то идите примите холодный душ, может помочь, по-ведически.

Мужчины, которые живут дома, они обычно весь гнев изливают на жену. Природа такова. Это громоотвод. Там без причины вообще. Просто вот что-то шаркнула не так, или сказала не так, или посмотрела не так, или что-то – и мужчина – «а-а-а-а!» - начинает доказывать, что он тут главный.

Когда вы чувствуете что вот так в семье, значит вам недостаточно деятельности в семье, недостаточно занятости, вы слишком привязаны значит к дому, это признак, что слишком становитесь требовательны, вам нужно больше быть занятым позитивной деятельностью. Домой вы приходите умиротворенный, всё вам кажется хорошо, оказывается всё нормально. То есть нужна активная деятельность позитивная для мужчины. Мужчина, который сидит дома и постоянно критикует свою жену, недовольный – это не мужчина. В доме хозяйка женщина должна быть, а мужчина просто пользуется этим хозяйством. Он конечно главный в этом смысле, но вообще хозяйка женщина, она там всё устраивает необходимое, поэтому вмешиваться в дела жены постоянно не очень хорошо.

Дело в том, что жена или муж в доме ведут себя абсолютно по-разному и отношения к дому у них совершенно разное. Поэтому мужчина будет смотреть близко на жену и думать - «что она вообще делает? Зачем она всё это делает? Для чего? Всё уже нормально, чего она переставляет? Чего она хочет перекрасить вообще?» Если он постоянно будет сидеть дома и наблюдать что хочет делать жена, он будет постоянно раздражен, потому что в его понятии уже всё есть, дом есть, зачем что-то еще делать.

То есть мужчина приносит деньги, большие, тысячу долларов заработал. Всё, деньги есть, в его понимании деньги есть. В понимании жены, она смотрит – денег нет. Это разве деньги? Она уже знает что купить, денег нет, уже не хватает. Она их только увидела - и уже ей не хватает денег. Это абсолютно разная психология. Поэтому если мужчина сидит постоянно дома и смотрит на жену, то это будет перерастать в раздражение и гнев.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о культуре уважения, о том, как это Важно (с большой буквы) в обществе.

Ответ: Похоже, здесь общество нуждается в наставлениях уважать другу друга. Значит ли это, что мы не уважаем здесь другу друга? Или недостаточно уважаем? Мы знаем традицию Урала, Екатеринбурга, здесь люди любят бороться, сражаться, это их природа здесь. Уральскую природу еще никто не мог победить. Даже Гитлеру это не удалось, а что я могу сделать сейчас? (смеется).

Уважение… Причина в том, что у нас есть разные мнения и всё, достаточно чтобы потом сражаться. Уважение означает, что мы не концентрируемся на этих различиях. А концентрируемся на главном – на нашей цели. Вот источник уважения. Это позиция уважения. Это не просто сентименты – «я вас уважаю. О, Харе Кришна! Хотя я вас знать не знаю, но я вас уважаю». Это сентименты, какие-то внешние проявления уважения мы можем показать, что мы уважаем друг друга, конечно же.

Но истинное уважение – когда у нас есть одна цель и мы пытаемся достичь ее вместе. То есть у вас возвышенная цель, у меня возвышенная цель, у вас тоже возвышенная цель – это уважение. Потому что я вижу – у вас возвышенные цели, у нас у всех возвышенные цели. Это и есть уважение. Вот главная причина, почему мы можем уважать друг друга. Это позиция. Не просто проявление каких-то чувств, этикета внешнего, но это правильная позиция, глубокая позиция, что у нас есть одна цель. В этой единой цели мы должны забыть эти различия, кто слабее, кто сильнее, кто умнее, кто глупее, кто богаче, кто беднее и так далее. Потому что все только общими усилиями могут достичь такой высокой цели.

Помните историю про птиц, знаете ее? Охотник олицетворяет майю в этой истории. Он делает ловушку на птиц. А птицы – это живые существа. Они разные. Есть большекрылые, есть совсем маленькие, много. И он раскидывает эту сеть под деревом и разбрасывает корм, чтобы привлечь их. И нас привлекают плоды, да, мы прилетаем в то место, где какие-то плоды можно получить, где есть какая-то наша пища, наши желания. Они сели и клюют, там много всего, и в этом процессе они не замечают, что они разные. Они увлечены, но сеть бах – и захлопывается. Охотник за всем этим. Он захлопнул сеть, она автомат, захлопнулась. И птицы поняли – это ловушка, мы погибли. Вот уже идет охотник, он радуется хорошей добыче. Тут много всяких птиц – лебеди, вороны, орлы, воробьи, сороки, мы такие все разные.

И кто-то заплакал, запричитал – «конец, какое несчастье». Но кто-то, одна мудрая ворона, сказала, – «знаете, а мы ведь можем все спастись». «Почему, как?». «Если мы все вместе будем махать крыльями, если забудем об этих различиях, и все вместе будем махать крыльями, мы можем вместе с этой сетью улететь». «О-о-о, действительно, нас так много, у нас такие потенциальные возможности. Ну, давайте попробуем, по команде, нужно синхронно, одновременно». И на «раз-два-три» все начали махать крыльями, и сеть полетела вместе с птицами. Охотник был потрясен, такого в жизни никогда не было, «чтобы такое сотрудничество, такого никогда не было в моей практике, похоже я потерял сеть».

Потом подумал, посмотрел внимательно – «нет-нет-нет, птицы все разные, смотрите, они сейчас начнут ссориться, сейчас найдут различия и снова упадут на землю». И он побежал за этой сетью и ожидал. И так оно и случилось. Первыми начали вороны – «а кто такие вообще эти воробьи? Какой от них толк? Только мешаются под ногами». То есть этот спор возникает знаете почему? Потому что мы хотим получить бòльшие плоды, чем другие. «Я достоин большего, потому что я много работаю. Я главный претендент получить плод. Что эти воробьи тут летают?».

Итак, все начали спорить кто же больше. Орлы сказали – «вороны, помолчите. Мы вообще несем всё, а вы кто тут? Молчали бы лучше». Итак, все стали сравнивать друг друга. Воробьи сказали, – «мы не нужны? Ну, мы не будем работать тогда, хорошо». А вороны сказали, – «мы тоже не нужны? Мы то же работать не будем». Все стали сидеть на сети. И там несчастные эти орлы и лебеди тоже стали спорить, и в конце концов сеть стала падать.

«А, я же говорил», – сказал охотник, – «они будут ссориться, потому что они разные, они найдут противоречия и потеряют уважение». Они упали на землю. «Ну, теперь нам всем конец». «Нет!», – сказала ворона, – «давайте снова, давайте забудем все различия, давайте простим друг друга». «Давайте!». Снова взмахнули крыльями и улетели. Вот такие примеры, то есть уважение. У нас есть одна высшая цель. Мы все разные, у всех есть недостатки, но у нас есть высшая цель. Это может помочь нам, осознание высшей цели.