jav-pop.net

Облако тегов

Александр Хакимов (ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху), «Стать серьезным – это обрести твердую веру»Лекция по БГ 18.63, Екатеринбург, 20 апреля 2009 г., ответы на вопросы

«Стать серьезным – это обрести твердую веру»

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху отвечает на задаваемые вопросы:

Вопрос: Как стать серьезным в Сознании Кришны? Слово «серьезным» подчеркнуто.

Ответ: Мы о чем сегодня говорили? Мы только об этом и говорили всю лекцию, а вы снова спрашиваете как стать серьезным. Серьезным значит мирным стать. Пока мы сражаемся, мы все еще несерьезны. Потому что в смысле друг с другом сражаемся. Если мы с майей сражаемся, то хорошо. Стать серьезным… это означает, что нужно воспринимать всерьез Сознание Кришны.

Какой пример привести? Вот люди могут встретиться, что-то обсуждать, говорить, шутить, веселиться, наслаждаться общением. Вдруг речь зашла о больших деньгах. И все стали серьезными сразу. Ну, поняли что такое серьезность? Это что-то такое очень важное для нас, без чего мы жить не можем. Пример денег помогает нам понять, потому что без денег мы жить не можем, каждый сейчас знает это, это не нужно объяснять. Поэтому мы очень серьезны, мы понимаем – «если не будет денег, мои шутки прекратятся, веселье, наслаждения, и вкусы».

Точно так же как человек верит в деньги, он должен верить в Сознание Кришны, в Бога. Не меньше, а даже еще больше. В Бога нужно больше верить. Это значит стать серьезным. Это вопрос веры. Без веры успех не достигается. В состоянии сомнений человек не может быть счастлив ни сейчас, ни в следующей жизни. Сомнения – это означает несчастье. Люди не знают, так или так или так, они не уверены, они всегда сомневаются. И в результате сомневаются и в процессе сомневаются, и друг в друге сомневаются. «Всё, мы любим друг друга, женимся, а если не получится – разведемся». Это называется браком сейчас. Они делают, но сомнения присутствуют одновременно во всём, что они делают. Это несчастье. Стать серьезным – это обрести твердую веру.

Вопрос: Вы говорили, чтобы развиваться, нужно продолжать изучать Бхагавад-Гиту, разные взгляды и из-за этого разногласия…
ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху: Из-за чего разногласия? По-разному практиковать Сознание Кришны?
Вопрос: Да, одни говорят, что надо больше воспевать, другие – что надо больше книги читать.

Ответ: Верно. И это причина разногласий? Оказывается можно найти везде причины для разногласий. Ведь ничего плохого не говорится – нужно больше воспевать, больше читать, нужно всё это делать, да и всё. Зачем спорить? Делайте насколько возможно в ваших силах, что вы сможет делать, то и делайте. Нет никаких разногласий. То есть Прабхупада дает золотой стандарт – 16 кругов мантры, 4 принципа, 2 часа в день читать книги, еще 2 часа в день проводить киртан, еще 2 часа на нама-хатту, еще час или два на принятие прасада, 6 часов сна и снова – джапа, мангала-арати, прасад, киртан, лекция… когда работать? То есть жизнь брахмачария, человек полностью живет в храме, посвятил себя полностью духовному, монастырь.

Это просто золотой стандарт. Это то, с чего начинается наша жизнь в обучении и заканчивается этим. Всё, в старости у вас будет много времени для этого. И во время обучения тоже достаточно времени для духовной жизни. Но в середине вы будете заняты еще плодотворной деятельностью, поддержанием семьи, много очень важных вещей надо делать в социальном мире, в мире культуры, в мире политики, в мире экономики, мы вкладываем свою энергию в общество.

Поэтому здесь вы уже применяете ситуацию согласно времени, месту и обстоятельствам, сколько вы можете. Есть минимальный стандарт, который вы не опускаете, конечно, остальное регулируете самостоятельно. Тут нет причин для разногласий. Самостоятельно нужно регулировать. Сколько читать книг, сколько кругов мантры, 16 или не 16 – вы решаете. Конечно, если получаете посвящение, должны 16 читать, если обет даете. Если обеты не даете – вы решаете, можете 1 круг мантры повторять, можете 2 круга мантры, какая разница, это ваш обет. Тут нет причин для разногласий. Почему люди должны спорить, если они разное количество кругов мантры повторяют? Но если хотите посвящение, то нужно конечно же каждый день16 кругов маха-мантру воспевать, тут нет разговора.

Вопрос: Как следует понимать фразу «время собирать камни и время разбрасывать камни» с точки зрения Вед?

Ответ: Нужно понять смысл этого утверждения. Кто это сказал, кому и в каком моменте времени, то есть эта фраза была сказана в той, соответствующей культуре. Для чего они собирали камни и разбрасывали камни? Это пример был того времени. Какая была деятельность, связанная с камнями? Надо разобраться, тогда я пойму, о чем идет речь. Так же как в Коране много примеров, связанных с верблюдами. Если вы не знаете верблюда, то вы не понимаете о чем идет речь. Нужно сначала познакомиться с верблюдами, с той культурой, потом поймете, почему там такие примеры приводятся.

Поэтому нужно понять, что здесь имеется в виду. Камни, которые нужно разбрасывать или собирать. Я могу только догадываться. Например, в одном месте я был и там всякий год, когда сходит снег, наступает весна, и перед пахотой земли нужно всем выезжать в поле и собирать камни, потому что каждый год камни вылазят наружу из земли. Каждый год их собирают в огромном количестве, но каждый год они поднимаются из почвы изнутри и выходят наружу. И люди все идут собирать камни. Это пример того, как вот можно связать, но я не знаю, с чем это было связано в то время – собирать и разбрасывать камни, поэтому нужно знать точно.

Вопрос: Иисус Христос своим воскрешением победил зло. Так объясняет церковь. А зло никуда не исчезло. Как это понять?

Ответ: Оно и не должно исчезнуть никуда. Оно должно быть побеждено, но не исчезнуть. Ни в коем случае нельзя чтобы зло исчезло. Ему нужно найти свое место. Сейчас я объясню, что имею в виду. Зло на своем месте не приносит вреда. Оно должно быть изолировано культурой. Есть тюрьмы для злых людей и там они безвредны как бы для нашего общества, они изолированы. Это грубый физический пример. Зло – это невежество.

Если обобщить философски – это просто невежество, это проявление злодеяний, когда человек не знает что творит. И если человек чего-то не знает, но хочет учиться – он безвредный, видите? Вот так добро побеждает зло. Когда зло учится у добра – это уже не вредно, это уже никому не приносит несчастья. То есть ребенок, если его не обучить, он принесет много несчастий. Это известно – и себе несчастья в своей жизни принесет, и другим. Не получит образования, воспитания - ничего хорошего не получится. Потому что это зло, оно проявится, когда он вырастет. Его природный эгоизм станет великим злом. Пока он ребенок, это не видно, потому что желания еще не созрели в нем. Но это зло.

Но как мы к нему относимся? Мы любим его, мы обучаем его, его можно обучать, никаких проблем, видите, зло на своем месте находится. И даже в этом смысле оно может иметь положительную роль – нам интересен процесс передачи знания, в этом есть радость, есть счастье. Не знаете чего-то – учитесь, никакого зла не будет. Но если я не знаю и знать не хочу, то это уже осознанное зло, это проблема. Поэтому такие личности как Иисус Христос или великие святые, пророки, они давали именно это знание, их жизнь и была знанием для людей, примером, на который ориентируются невежественные люди, и таким образом зло побеждается. Мы получаем много знания благодаря таким деяниям.

Вопрос: Как помочь тем родителям, которые отдают детей в школу и преподавателям, учителям, директору говорят, – «дети вам отданы, это ваши проблемы, воспитывайте их и так далее». Как помочь таким родителям?
ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху: Дети отданы в школу?
Вопрос: Они отданы в школу, и родители говорят – «воспитывайте, обучайте, мы умываем руки».

Ответ: Родители умывают руки? Отдают детей в школу и всё, воспитывайте сами? Таким родителям уже по-моему не помочь, нужно помогать похоже детям. (все смеются) Если умыли руки, куда бы сплавить ребенка, они только об этом и думают. Это другая проблема семей, что им неинтересно с детьми возиться, а интересно гулять, развлекаться. А дети – это скучно, выполняй их желания, орут вечно. Дети некачественные, требуют, требуют, родителей вообще не понимают. Работаешь как осел, никакой благодарности. Такие отношения родителей и детей. Лучше их сплавить куда-нибудь, пусть их обучает кто-нибудь другой.

Это то, что написано в Бхагавад-Гите – когда появляются нежеланные дети. Они есть, но мы не очень то хотим с ними возиться, так всерьез. Вот есть школа, пусть воспитывает. Улица, жизнь потом научит. Что-то такое есть сейчас в мыслях родителей. Плохие родители. Я извиняюсь. Может быть дети тоже плохие. В общем, Кали-юга. Нужно повторять Харе Кришна.

Как вы научите еще родителей? Их уже поздно учить. Их потом научат дети, которые вырастут. Они же возвращают, благодарят, когда вырастают. Дети – это серьезная проблема может быть в отношениях, когда они вырастут. Они всё запомнят, они оценят потом и отблагодарят.

Это конечно великая ответственность, быть отцом и матерью. С другой стороны, родители так заняты, сейчас так трудно жить. Правда? Трудно сейчас выживать, деньги трудно зарабатывать, семью поддерживать. Еще одна есть причина, на самом деле трудно найти время для детей, так вот полностью, чтобы дать им полное внимание. Однако если мы живем как общество, как большая семья – мы найдем выход. Если каждый в одиночку – мы не найдем выхода. Если же мы представляем собой хорошее общество – мы найдем. Мы сможем заниматься детьми, их хорошо организовать, уделять им внимание. Так было в Екатеринбурге и есть сейчас, детьми занимаются хорошо. Это значит хорошие родители, они организовывают что-то. В одиночку сейчас трудно справиться.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее об отцовской и материнской энергиях.

Ответ: Подробнее об этом рассказать? Всё что мы сейчас слышим из Бхагавад-Гиты, по идее мы должны услышать от отца и матери. Например, я пришел в Сознание Кришны в27 лет. Мать ничего не знала об этом. Это что-то новое было, будоражащее, непонятное, может быть даже страшное. Сейчас еще страшнее многим воспринимать сознание Кришны, всякие слухи ходят, сектантские, несектантские, прочие. Итак, мать должна была понять, чем же я занимаюсь. Она пыталась, читала книги, но главным образом она приняла тогда, когда увидела, что у меня к ней чувства сына сохранились и еще даже улучшились, стали чище и глубже наши отношения. Это для нее и было главным доказательством, что это что-то хорошее, нормальное. Позже она стала уже различать философию, читала всегда Бхагавад-Гиту, стала повторять мантру и сейчас она уже практикует.

И однажды я приехал домой, к ней в гости. Там в том городе нет преданных, маленький северный город, я туда не приезжал даже проповедовать, только чтобы с ней, с матерью побыть и всё. Был Джанмаштами, день явления Кришны. Я один и мать, всё, больше никого из преданных. И я ей сказал – «будем делать так, я буду готовить, начну где-то ближе к вечеру, а в 12 часов будет пир. Я пощусь целый день, праздник такой». «Ну я не могу поститься, у меня болезни всякие». «Да, пей соки, ешь что-то легкое». И я на кухне уже, 6 вечера, пошел что-то делать. Она конечно без меня не может, идет тоже на кухню, что-то помочь, тоже сидит что-то делает, помогает. И говорит – «а что вообще в этот день нужно делать?». «Думать о Кришне, говорить только о Кришне, это Джанмаштами – день рождения Кришны. Готовим сейчас для Кришны, сейчас надо полностью погрузиться. Вот я сейчас стою у плиты, мне некогда, а ты должна мне говорить о Кришне. Говори, что знаешь, как понимаешь, говори мне, рассказывай».

Мать так выпрямилась, вздохнула, сразу изменилась, другой человек стал вообще. Уже совсем другие отношения, уже не просто мать и сын, а что-то добавилось еще, не устраняя эти отношения, понимаете, обогащается атмосфера. И я тоже так вздохнул, потому что мать, связь какая-то, я тоже почувствовал эту торжественность, всё изменилось. Я был поражен – вот это да, какая связь! Вот такая маленькая мать у меня старенькая, вот так посмотрит – «ну-ка иди сюда!», и я иду, я теряю волю. Материнская энергия. Вы подчиняетесь, потому что большая сила в этом, любовь матери. Даже Кришна подчиняется своей матери. «Ну-ка, иди сюда, Кришна!» - и Кришна идет к ней, смотрит на нее, представьте себе.

И вот она начинает говорить про Кришну, и я слушаю и вижу – она говорит правду. Но я же слышал эту правду раньше от других? Но я никогда не слышал это от матери. Мне это сразу попало в сердце, у меня по телу пошел озноб, дрожь какая-то пошла, когда я услышал от матери всё то, что я ей говорил раньше сам, она тоже слушает мои лекции. И откуда она всё берет? Я ей говорил об этом. Но когда я от нее это услышал, я как будто в первый раз это получил, потому что там была материнская энергия еще, проводник этого знания.

Знание Бхагавад-Гиты без любви – это фашистская философия. Это не раскрывается людям завистливым, это опасно, они фашистами станут. «Карма. Страдаете – и страдайте, это ваша карма». Без любви вот такой вывод. «И мало вам, грешникам, вообще в ад пойдете в конце». Это тоже Бхагавад-Гита? Это не Бхагавад-Гита, это сильно извращенное знание, поэтому люди боятся его, потому что они должны это получить из верного источника. Вот пример. И тогда я стал понимать, что такое мать и что такое отец – это представители Бога. Так написано в Ведах. Сейчас это утрачено, родители невежественные, через них не идет духовная энергия, поэтому их наставления превращаются в назойливые какие-то назидания. «Отвяжись, без тебя знаю. Вообще у меня своя жизнь, не лезь в мою жизнь» - это сын говорит матери или отцу.

Поэтому это очень важно, причем не просто это даже физическое родство. Материнская энергия может быть от кого угодно, мы можем получить её. Это вопрос уже расы, не рождения, а расы отношений, вкуса отношений. Любая женщина, которая имеет возраст старше меня, я должен принимать ее как мать. Или обладает большими знаниями чем я, или опытом духовным - это мать. Есть, конечно, сестры еще, но даже сестры находятся в этом умонастроении материнства. И тогда мы сможем общаться свободно, легко и безопасно, это не осквернит наши отношения.

Когда Арджуна учил одну девушку при дворе царя Вираты, это была дочь царя Вираты, и Арджуна скрывался, был неузнаваемым, принял роль учителя танцев, стал евнухом на один год. Стал преподавать танцы, Арджуна знал хорошо танцы, это искусство он получил на райских планетах, он прекрасно танцевал. И в течение года он преподавал танцы девушкам при дворе царя. И там была дочь, и эта дочь влюбилась в Арджуну. Пока он учил ее танцам, так бывает. И она сказала – «я хочу за него замуж». И что сказал Арджуна – «я для нее был учитель. Учитель – это ватсалья раса, я был отцом для нее всё это время. Я не могу по-другому смотреть на нее, для меня она дочь. Как я могу жениться на дочери? Но у меня есть сын, вот выходи замуж за него. Таким образом, мы будем родственниками, будем близкими». Видите, авторизованная любовь, никого не беспокоит.

Если я сейчас выйду на улицу, обняв какую-то молодую девушку, буду ходить тут с ней, что вы скажите? (преданные смеются) «Погодите, мы завтра на лекцию не придем, всё уже. Всё понятно». Я скажу – «это моя дочь». «А! Гуляй сколько хочешь, нормально». Авторизованная любовь, никого не беспокоит. Жена - нормально, дочь – нормально. Это физическое родство, но также и отношения, у нас много родителей может быть в течение жизни, в плане общения. Перенесите этот принцип. Если вы уже старший преданный, обладаете большими знаниями, кого-то обучаете в Сознании Кришны – это тоже родительское покровительство. Это забота. И как родители себя ведут? Очень терпеливы, очень снисходительны, всепрощающие. Вот этому нужно учиться. Это форма святости, быть родителем. Чтобы быть отцом или матерью фактически нужно стать святым, по большому счету, это то же самое. Но уже для многих, не только для своего ребенка. Это называется духовное общество.

Вопрос: Что делать родителям, если подросток не хочет учиться и работать?

Ответ: Не хочет ничего делать? Это тамас. Это может быть форма депрессии. Форма глубокого разочарования или форма глубокой обиды у подростков. Подростки имеют природу обижаться, глубоко помнить обиды, у них молодое ложное эго. Если подросток от всего отказывается, от всех наставлений, ничего не хочет делать – это означает какая-то глубокая обида на родителей, на весь мир, на всё. Что свойственно подросткам в принципе. Иногда подростки вообще жить не хотят, когда они обижены. Серьезные проблемы, травмы. Мы живем в таком мире, как будто мы все обижены друг на друга, хотя и не знаем. Так себя ведем. Результат прошлых отношений. С подростками нужно развивать доверительные отношения. Стать друзьями, чтобы они захотели что-то сделать. Они могут ради кого-то что-то сделать. Кто-то должен вдохновить их. Если мы не можем вдохновить, значит, отношения плохие. Если отношения будут лучше, будет больше шансов, что человек займется позитивной деятельностью.

Если отношения просто прекрасные, его не нужно даже вдохновлять, он будет делать то же самое, что вы делаете. Он просто будет помогать, сотрудничать, участвовать во всем, что вы хотите сделать хорошего. Сам. Это свойственно человеку – что-то делать хорошее с другими, интересное. Поэтому вы уже описываете результат, что подросток вот такой, но как он таким стал? Причина есть, почему он таким стал. Причина в отношениях. Нужно улучшать эти отношения. Может быть на него всю жизнь давили. «Учись, дурак. Учись, дурак. Вот дурак, ты и есть дурак, не учился, а теперь иди работай, дурак». Ну и какая будет у него потенция что-то делать?

Вопрос: Муж и жена, невыполнение обязанностей со стороны мужа, как быть женщине?

Ответ: Смотря кто они, насколько они преданы Кришне. Может быть, они просто муж и жена или они преданные, это большая разница. Если муж хороший преданный и не очень хорошо выполняет обязанности по отношению к жене – это пройдет со временем. Это можно потерпеть. Но если он непреданный – скорее всего он будет вас эксплуатировать всю жизнь. Он не слезет. Он просто будет эксплуатировать вас дальше, он для этого и женился. С самого начала это была его установка. Эгоистическая мужская установка. Нужна женщина, которая будет стирать, кормить, а я что хочу, то и буду делать, я мужчина здесь. Если это так, то это просто ваша судьба.

Если же это преданный, его сердце будет становиться с годами мягче. Сначала будет жестким, потом будет размягчаться, потом потечет во все стороны, знаете… Станет таким добрым, как отец, любящим, в добродетели. Мужчина может быть очень добрым человеком на самом деле. Олицетворением добродетели. Настоящий мужчина должен быть добродетельным. В страсти и невежестве это полудурок, придурок называется, это не мужчина. Придурок просто какой-то - не мужчина, нереализованный мужчина. А в добродетели это отец и всё остальное, там много чего хорошего.