jav-pop.net

Облако тегов

 А. Хакимов (ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху) Лекция по БГ 18.63? Екатеринбург, 20 апреля 2009 г.

«Знание – это трансформированная любовь"

«Бхагавад-Гита как Она есть», Глава 18 «Совершенство отречения», текст 63.

«Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай всё как следует, а затем поступай как знаешь».

Каждый из здесь сидящих, представляет какую-то относительную истину. У нас есть своя правда, и мы живем этой правдой, вера своя. Неважно какая это вера, называется относительная истина, потому что она для вас хороша, а уже для рядом сидящего – не всегда, может не совпадать. В мире относительной истины мы не понимаем друг друга. Откуда берется эта относительность? Влияние материи, говорится в Бхагавад-Гите, разъединяет людей. Три гуны материальной природы - вот она материя. Она наделяет нас различными качествами. Как? Разные качества материи означают, что у нас разное понимание, нет согласия. Мы говорим одни и те же слова, но понимаем по-разному.

Вот эту лекцию сейчас поймут все по-разному. Новый человек поймет так. Другой, кто уже читал Бхагавад-Гиту – по-другому. Третий, кто уже достиг какого-то хорошего уровня йоги – иначе рассмотрит всё это. Если эта лекция будет идти час или полтора, а здесь, скажем, сидит 300 человек, то у нас будет 300 часов разного понимания. Не час лекция идет на самом деле и не полтора. Если сложить кто это услышал и как это всё обдумано – это будет много времени. Если мы тем более начнем обсуждать, то увидим, что из этой часовой лекции можно обсуждать очень много, мнений будет очень много, точек зрения очень много, попытка применить будет разная.

Итак, мы видим один и тот же мир, мы слышим те же самые слова, мы получаем одинаковые ценности в образовании, воспитании, в семьях, примерно одинаковые. Примерно это так, ведь это одно общество, одна культура, но у всех разные выводы. Так вот для чего нужно образование – чтобы придти к единому выводу. Хорошо что у вас разные мнения, хорошо что вы индивидуальности, но плохо что у вас разные эгоистические цели, выводы разные. Вывод разный, разные эгоистические цели - основаны на материальной выгоде, поэтому мы разные.

А что людей объединяет со всем разнообразием мнений? Бескорыстие. Вот он вывод Вед. Я – бескорыстие, слуга Бога. Слуга – он бескорыстный, это положение слуги. А положение господина – это относительная истина. Я говорю: «Вот это так». А другой в сознании господина говорит: «А я думаю это так. Давай поборемся, кто кого!» И решает всё сила, никакого знания. Люди не опираются сейчас на знание. Сила, обман, хитрость, изворотливость, вот такие сейчас энергии, зависть. Основан мир сейчас на таких энергиях. Особенно, очень интересный момент, сейчас почему это всё обостряется и всё это идет к серьезному кризису, все предсказатели сейчас говорят об этом, весь мир гудит, что вот-вот уже будет рушиться все на глазах. Почему?

Одна из главных причин – что в мире очень мало осталось и всё меньше и меньше материнской и отцовской энергии, а сексуальной всё больше и больше, и она разрушает всё. В центре всего отношения мужчины и женщины, и это никто не понимает. Все ослеплены тем, что происходит. Это западный евростандарт. Все нацелены на него, даже в России, хотя никому это не по душе на самом деле, если глубоко говорить об этом. Нас интересуют совсем не эти ценности, нас интересует именно любовь. Но любовь сейчас понимают не так уже, как понимали ее ранее. Что-то утрачено. То есть человеческая любовь, она имеет также свойство деградировать. Как относительная истина становиться.

Без человеческой любви вообще нет никакого смысла в жизни человеку. Это единственное, пожалуй, что еще людей держит на уровне цивилизации – какая-то любовь. Но очень сильно извращенная любовь. Она препятствует дальше развитию цивилизации. Не думайте, что это есть совершенство, если человек влюбился в кого-то. Выше этого материнская любовь, вот ее сейчас и не хватает. Катастрофа просто. Потому что истины, вечные истины, которые трудно принять вообще человеку по своей природе. Абсолютную Истину трудно принять, нужно согласиться, нужно жертвовать своими желаниями, можно принять именно благодаря материнской и отцовской энергии. Родители воспитывают ребенка, потому что они любят его. Там есть отцовство и материнство. Но когда вы уже супруги, вам трудно учиться друг у друга. Там нужно сотрудничество, там другое вступает в силу, совсем другая бхава.

Итак, когда мы были детьми, мы не получили с молоком матери науку о Боге, эту божественную любовь не получили от нее или от отца. Нарушилась преемственность. Еще недавно она была. Я был в Узбекистане, Средней Азии, там семейные традиции сильнее во много раз, чем в России, здесь их уже практически нет. И там есть семья, потомки Мухаммеда, прямые потомки. До некоторой степени эти люди известны там, в своих кругах. И я увидел, что такое семейные традиции, какая сила в них есть, если они основаны на Абсолютной Истине, где мать и отец представляют Абсолютную Истину.

«Почему это плохо, и почему это хорошо?», - ребенок спрашивает у отца. «Я не должен курить? Почему? Убеди меня».

Вчера мне рассказал один преданный историю своего детства, как его старший брат однажды курил в форточку. Он уже подрос и начал курить, когда родителей не было дома. Но мать в это время увидела его с улицы. Она шла домой и увидела, что ее сын старший курит. Она вошла в квартиру молча, и сколько было вешалок там деревянных, столько она и сломала о его голову. Она его била страшным образом. И в конце она его обругала и ушла. Это была страшная экзекуция. Он говорит: «Я был ребенком, я хорошо это помню, как мать учила моего старшего брата, что курить плохо». Более того, она и сама не курила, даже пример могла подать. И я после этого спросил его сразу: «И что, он бросил курить, помогло?». «Нет… ничего не изменилось, он просто научился скрывать лучше свои привычки. Ничего не изменилось».

Так какова же причина всех этих хороших вещей, почему мы должны вообще это всё делать? Может быть я сам решаю, как здесь говорится в Бхагавад-Гите, просто поступай как знаешь и всё? Родители так не говорят, сначала дают знание. Но если они говорят: «Просто нельзя, я не знаю почему», - никто не примет. Нужна основа. Основа должна быть выше.

- Почему мы этому следуем? Почему, отец, мы этому следуем? Мама, почему ты это делаешь?
- А твой дед это делал.
- А, хорошо, это уже какая-то основа. А тот почему делал? Почему ты ешь мясо?
- Потому что мой отец ел мясо. Мой дед ел мяса, прадед тоже ел мясо. Питекантроп тоже ел мясо. У нас традиция, преемственность - от питекантропа.

И тогда человек убеждается – а, ну раз это изначально было так, значит нужно принять. Хотя это конечно убийство, страшно для ребенка может быть, но раз все так делают, традиция, с питекантропа началась, понимаете? Питекантроп – высший авторитет. Но если от Бога говорить – то мясо не нужно есть. Поэтому мы видим, что сейчас люди, с развитием духовного знания отказываются от этих вещей? Основа серьезная. Абсолютная Истина дает силы. Вы не скорбите, когда отказываетесь от мяса в Сознании Кришны. Есть такие примеры скорбящих преданных? Ну, насчет мяса?

Конечно, преданные скорбят, но по другой причине – что как бы Кришна далеко, далеко Кришна, вот их причина скорби. А то, что они мясо оставили – ни одного примера еще в жизни не видел. 25 лет в Сознании Кришны, еще не видел ни одного преданного, который бы скорбел о мясе. Всякое бывает, конечно, и с преданными тоже всякое бывает, но как правило мясо они не едят. То есть это глубоко понятно, что ахимса, и понятно почему, то есть глубокое знание. Глубоко – означает в знании это всё, его получили правильным образом. Они получили любовь на самом деле. Знание – это трансформированная любовь.

Если мы думаем, что любовь – это просто гладить кожу, мять ее, кусать и лизать – это называется кожная любовь. Может быть это тоже приятно иногда для какой-то цели, но это не главное. То, что сейчас мы думаем, что это как раз главное в любви – мять друг друга до истерики – это не так, это потеря рассудка. Это просто возврат в животное состояние. Животное никогда не злоупотребляет сексом или едой или обороной. Они погрызлись и тут же едят, всё, у них проблемы решаются автоматически. Но у человека такой разум, такая свобода, что он неправильно ее использует. Если ему сейчас сказать – «делай, как пожелаешь, поступай, как пожелаешь», это означает, что это животное существование, опасное существование. Сначала нужно услышать Бхагавад-Гиту, а потом этот стих будет очень полезен – теперь получай свободу.

Но сначала, пожалуйста, получите знание, не рискуйте своими жизнями. Нет ни одного примера счастливого человека, который лишен знания. Невозможно. Лишение знания – это страдания. Не может быть выигрыша вслепую, знаете, так нажал и выиграл жизнь. Нет, в этом тоже есть причина, если вы выиграли случайно свою жизнь. Вы в прошлом все равно это заслужили, вы что-то делали в прошлом. Так описывается, согласно Бхагавад-Гите, причинно-следственная связь. Жизнь не случайна, она очень точна.

Итак, эта духовная энергия, это есть знание, человек это и есть частица знания. Он восстанавливается когда общается с полным целым. Ом пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате – этот мир – полное целое, он совершенен, он полон сам в себе, как самодостаточный механизм. Человек тоже самодостаточный, он может развить потомство сам, сам себя поддерживать, искать пищу и так далее, деятельность совершать. Ом пурнам. Но когда? Когда он связан с полным целым. Наша полнота как бы зависит от этого мира, с которым мы имеем отношения. Мы отсюда берем деньги, пищу, одежду, материалы какие-то, чтобы жить, поддерживать свою полноту. Мы поддерживаем при помощи взаимоотношений с полным целым, как говорится в этой шлоке. Мы полны сами в себе, когда взаимодействуем правильно с полным целым. Если наши отношения с полным целым неправильные, мы чувствуем нехватку энергии.

Итак, это вопрос взаимоотношений. Счастье – это вопрос взаимоотношений, а не какого-то выигрыша или борьбы за существование. Если даже кому-то удастся выиграть большую сумму и так всё устроить, чтобы стать богатым, кого-то обмануть, как люди это сейчас делают, думая, что будут счастливы – это счастья не принесет. Они никогда не почувствуют полноты из-за такой деятельности, хотя будут иметь деньги, пищу, дом, машину, всё необходимое окружение - полноты не будет, потому что нужна еще полнота внутренняя, отношения с людьми должны быть в добродетели. Это главная вещь. То есть любовь наполняет человека, она завершает как бы его совершенство. Но если у него есть всё, кроме любви – у него ничего нет. Ничего не принесет ему никогда радости. Ни семья без любви, ни работа без любви, ни этот мир, который он ненавидит. И люди, имея всё, часто не имея этих высший энергий, не хотят жить, оканчивают жизнь самоубийством. Столько примеров сейчас, всё больше, больше и больше.

Кстати, вы не найдете таких примеров в Сознании Кришны, это очень редко встречается, крайне редко. И никак не связано с духовной жизнью. Может быть, просто достала страшная карма еще кого-то. Но вообще в Сознании Кришны самоубийств нет. Раньше мы говорили, что и разводов нет в Сознании Кришны, сейчас мы такого не говорим. Разводов, кстати очень много стало в Сознании Кришны, что-то значит преданные еще ищут, чего-то им еще не хватает, похоже. Чего же им не хватает? Нового мужа? Новой жены? Нет. Не хватает Сознания Кришны!

Итак, Сознание Кришны начинается просто с уровня мира. Если мы не построим мир в нашем обществе, мы не сможем счастливо продвигаться дальше, нам чего-то будет не хватать. Счастье – это взаимоотношения.

Прабхупада создал ИСККОН, Общество Сознания Кришны, чтобы мы могли быть здесь счастливы. Чтобы мы жили, совершая преданное служение бескорыстно. Это связывает людей. Чтобы мы не имели каких-то серьезных разногласий, которые переходят во вражду или неприязнь. То есть для этого существует целая наука. В чем заключается наука? Слушать о Кришне, воспевать о Кришне и думать о Кришне. Абсолютная Истина в центре внимания. Ишавасйам идам сарвам. Если мы регулярно будем слушать о Кришне, мы будем ближе и ближе и ближе становиться. То есть мы уже создали такое общество. Как? Просто слушая о Кришне и воспевая о Кришне. Что теперь делать дальше? Продолжать это делать до полного умиротворения. Теперь нужно достичь умиротворения, шанти.

Конечно, когда мы устанавливали здесь Сознание Кришны в России, при помощи ачарьев, при помощи Прабхупады и его книг, при помощи практики, мы должны были сражаться. Те первые годы в Сознании Кришны – это были сражения, это в каком-то роде была борьба, суровая борьба за выживание, потому что нас официальное общество не очень-то хотело. Люди всегда интересовались Сознанием Кришны, но коммунисты не принимали. Поэтому мы были вне закона и конечно же мы боролись за это. Понятное дело. Но сейчас не то время. Сейчас не то время, чтобы так открыто бороться. Мы даже использовали политические ходы, чтобы нас признали здесь, всё это делалось.

Например, те преданные, которые сидели в тюрьмах в России, в 80-е и начале 90-х годов, все их портреты использовали в Америке, в нескольких местах мира, в Америке на площади были демонстрации. Устраивали демонстрации, где писали, что вот эти русские преданные «Харе Кришна», их преследуют, они репрессированы, они сидят в тюрьмах. И были портреты, была демонстрация, всё осветили в средствах массовой информации по всей Америке в газетах, в Австралии, других местах. Это делалось по всему миру, чтобы помочь преданным в России. Это был политический ход. Обычно политикой никогда не занимаемся.

Сознание Кришны – это не политика, это не какая-то экономика, и никакие другие материальные вещи, это вообще трансцендентная наука. Но в то время, когда устанавливалось это движение, применялись даже иногда политические ходы, чтобы помочь как-то преданным. Ну как еще можно было помочь?

Сейчас цель другая - Мир. Надо вспомнить – просто мир. Мир в семье, Мир на улице, Мир со всеми людьми. Нужно стараться установить мир, неважно какие они, нужно любой ценой мир. Это будет платформа. Уже подлинная платформа духовной жизни – шанти. Вот с этой платформы можно развить понимание брахма-бхуты. Если мы всё еще боремся в гунах материальной природы, не достигаем мира, мы не сможем построить истинную духовную организацию, как хотел Прабхупада. Мы будем сами постоянно конфликтовать друг с другом. Потому что сейчас другая задача. Не нужно сейчас вступать в борьбу. Прабхупада боролся, это он борец, а мы слуги.

Он говорил как отец, это энергия отца или отцовства, о которой мы сейчас говорим. Энергия отцовства и материнства распространяет Сознание Кришны. А не постоянная влюбленность в кого-то. Это детские игры. Чтобы передавать знание, нужно иметь родительскую любовь. Образ матери очень важен. Образ отца очень важен. Мы учимся понимать, что такое вообще мать для человека. В шастрах говорится, что после Бога это самое высокое положение, почитаемое в мире.

А сейчас во что всё это превращается, этот евростандарт? Бабушка накрасилась, подтянула кожу на спине, и побежала с молодым человеком куда-то. Традиция. Бабушка так делала, внучка видит – всё, наука дана уже. Ничего даже писать не нужно, говорить, обучать. Кошки, собаки прекрасно с этим справляются, без всякой науки. Совокупляются на улице, где угодно. Люди принимают такой менталитет сейчас, свободы. Погодите до свободы, сначала получите образование! У вас нет никакого выбора, это мнимая свобода. Вас вынудит собственная природа, собственные гениталии, собственный желудок, собственный язык делать всякие ужасные вещи. Обучитесь сначала контролировать их знанием, управлять ими, а потом вступайте в жизнь, пожалуйста.

Все ошибки, которые вы совершите, можно исправить, можно очистить. Ахам твам сарва-папебхйо, Кришна говорит, не бойтесь, если служишь Богу, все ошибки будут исправлены, очищены. Да, мы не так совершенны. Кришна совершенен. Служите Кришне. Ом пурнам адах пурнам, свяжите свою жизнь с Ним и вы станете совершенны. Даже ваши ошибки станут вашим совершенством. Абсолютная платформа, нет там никаких недостатков.

Итак, начало – это мир, и вот в этом мире тогда можно сказать – «делай теперь что хочешь». Кто-то говорит во время войны – «делай что хочешь»? Нет, там строгая дисциплина должна быть, если война. Там строгая дисциплина, там без команды вообще не стреляют, под суд пойдешь. А вот когда мир, говорят – «делай что хочешь». То есть знание о мире нужно получить, умиротвориться, а потом можем проповедовать, каждый как хочет. Но если вы хотите сражаться, если хотите за выживание бороться, доминировать, мировое господство – нет, проповедь не будет развиваться таким образом. Люди будут нас бояться.

Мы должны следить за качествами. Мир – начало цивилизации. То есть в материальном мире мира нет и быть не может, нет этой науки. Они, конечно, хотят установить мир, но это невозможно, обладая такими скудными знаниями. За все эти тысячелетия они так и не установили мир на планете. Уже есть мировое сообщество государств, и всё же они не могут жить в мире. Тонкие и грубые формы вражды неустранимы. Сложная задача мира.

Но в Бхагавад-Гите объясняется формула мира, мы изучаем эту книгу, мы говорим, что ее трудно понять, иногда порой невозможно понять, но если мы слушаем из верного источника, мы поймем. Проводник, преемственность должна быть. Материнская энергия и отцовская. Отцовская энергия – это духовный учитель. Духовный учитель - это отец духовный. И вот при помощи этой энергии мы уже понимаем, что хорошо, что плохо, и что такое Бхагавад-Гита. Но если у нас не будет материнской энергии, то даже от отца будет сложно услышать всё это, нас будут отвлекать эти женские всякие вещи, сексуальные энергии, они очень могущественны.

Человек женится или выходит замуж, зачем? Чтобы прекратить мысли об этом, всё. Вот в этом смысл. Чтобы окультурить наши желания. Брак – это культура, которой нет в мире животных, и не нужно. Если человек не будет следовать этим принципам, он не сможет думать о Боге, он будет всю жизнь думать о личной жизни. Уже женившись и даже выйдя замуж, он будет всё еще думать о личной жизни всю свою жизнь. Искать нового партнера или оценивать старого партнера всю жизнь. А нужно прекратить вообще этот принцип. Женился – не разводись. Не женился – не женись. Всё просто.

Легче не жениться. Легко то есть, меньше страданий. Но трудно с другой точки зрения – желание есть сильное. Хорошо, женись, если ты не можешь – женись, но не разводись. До конца доведи этот процесс. Не женился – можешь не жениться, никто тебя не заставляет, можешь жить свободным, так легче прожить, без жены. Но сейчас женился, еще женился, он еще третью жену хочет. Он не прекращает поиск материального счастья. Значит, он не получил знание. И уже пытается применять свободу выбора. Опасная ситуация.

Итак, сначала Бхагавад-Гита, и нужно заметить, что этот стих в конце Бхагавад-Гиты находится. «Поступай как знаешь». Когда уже получил знание. Не получив знание, мы должны быть очень осторожны с этим стихом. Его цитировать нужно уже в конце, человеку, который достиг понимания вещей. Тогда цитируйте, ты свободный, всё нормально. Если вам гуру говорит – «делай как пожелаешь», значит две вещи могут быть – либо бесполезно давать наставления и человек должен получить на опыте всё что должен получить, потому что слова не услышит, либо он уже в знании, вот два момента. В знании – ну всё, ты уже получил знание, теперь действуй свободно, сам, автономно, я в твоем сердце, Кришна в твоем сердце, у тебя есть Святое имя, все наставления ты понимаешь, давай проповедуй, действуй. Всё, уполномочивает. Ты свободен. То есть в конечном итоге это знание дает полную свободу.