jav-pop.net

Облако тегов

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Лечение душ в общинах вайшнавов, Алма-Ата, 1999Скачать аудиозапись семинара
или слушать online на audioveda.ru →

Читайте 1 часть тут
Читайте 2 часть тут
Читайте 3 часть тут

Часть 4
Итак, все эти вещи неприменимы в ИСККОН. К этому факту мы вернемся позже. Кто-то исследует явления, происходящие в общине христиан, и затем приходит к выводам, которые истинны и справедливы также и для общин вайшнавов. Несомненно, есть определенные законы, общие для всех. И ему удалось открыть некоторые из этих законов. Что же он сделал? Я уже неоднократно сталкивался с различными проблемами, как на общественном, так и на личном уровне в ИСККОНе. И все они становятся гораздо более ясными в свете того, к чему пришел этот человек в своих исследованиях.

Возможно, некоторых преданных обеспокоит тот факт, что эти материалы исходят от христиан, людей, которые не являлись чистыми преданными. Однажды на одной из таких лекций у меня спросили: «А он ел мясо?». А я понятия не имел о его диете. Тем не менее, согласно изречению Чанакьи Пандита «Мудрый человек подберет золото даже в нечистом месте и возьмет в жены достойную девушку даже из семьи низшей касты», так что ценные наставления следует принимать, невзирая от кого они исходят. Так что если мы просто попытаемся понять результаты исследований Бойзена и попытаемся применить их в ИСККОНе, мы получим большое благо от этого. И вы поймете, что он пришел к выводам, которые содержатся в наших писаниях, но на которые мы, возможно, не обращали особого внимания. Так что мы не вносим ничего нового извне в нашу философию. Просто в нашем учении мы открываем для себя те моменты, которые прежде как-то ускользали от нашего внимания.

Итак, этот семинар должен помочь нам признать и понять, а также обращаться, излечивать кайтава дхарму в наших сердцах на индивидуальном и на общественном уровне. Можно было бы назвать этот курс, если бы мы говорили только об общественных проблемах, социология анартх. К чему приводит кайтава дхарма? «Социология анартх» - подходит такое название кстати.

Кайтава дхарма – это побочный продукт тех высоких идеалов, к которым мы стремимся. Очень хорошо иметь высокие стандарты, высокие идеалы. Но побочный продукт – это то, что у каждого будет очень ясное и отчетливое чувство неудач на этом пути. Мы всегда осознаем цель – вот цель: стать чистым преданным Кришны. Это очень высоко, а я здесь внизу, такой маленький, крошечный. Я карабкаюсь наверх. Но там – это то, где я должен быть, а здесь это то, где я нахожусь сейчас.

Вы должны заметить, что даже продвинутые возвышенные преданные чувствуют эту зияющую пропасть между своим положением и идеалом, к которому они стремятся. Потому что, как явствует из описания признаков маха-бхагаваты, маха-бхагавата думает, все являются преданными Кришны, кроме меня. Несмотря на то, что такой маха-бхагавата думает так, тем не менее, между ним и Кришной существует очень глубокая нерушимая связь, поскольку он является великим преданным Кришны и, тем не менее, не смотря на то, что он духовно связан с Кришной, он думает, вы все преданные, а я нет. И тот факт, что существует эта пропасть, этот промежуток между целью, к которой мы стремимся, и нашей позицией, сам факт существования этой пропасти, этого промежутка не является проблемой. Вопрос лишь в том, как мы действуем, чтобы преодолеть эту проблему, пропасть.

Что мы делаем для этого? Есть честный и правильный путь – пересечение этой пропасти. Чтобы мы таким образом могли духовно прогрессировать и, кроме того, есть другой способ, как можно обходиться с этой проблемой, как можно пытаться выйти из нее. Либо мы продолжаем наш духовный прогресс, либо мы прекращаем его и, таким образом, скатываемся вниз. В определенном смысле на этот курс можно смотреть как на обсуждение 30 стиха 9 главы Бхагавад Гиты. Что это за стих?

апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах


Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником, так как он на верном пути, ибо его решимость направлена на верный путь.

Какие-то вопросы появляются?

Вопрос (не слышно)
Ответ: Вот это весь семинар – это будет объяснением этого стиха.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Тогда мы закончим абзац, дочитаем. Таким образом, человек возможно совершит какие-то дурные поступки. Он мог отходить от идеалов, стандартов. И эти отклонения могут быть грубыми или тонкими, но все же, как говорит Кришна «садху эва» - он садху. Почему? Потому что его решимость направлена на верную цель. Он на верном пути, что мы и пытаемся сейчас объяснить. Что это значит быть на верном пути? Видите, это все нужно разъяснить. Что это за верный путь? Он является садху, потому что он на верном пути. Он совершает дурные поступки, представьте себе, но он на верном пути. Что это означает?

Конечно, речь идет о мотивах человека, что это за верный путь, т.е. о его отношении к этим вещам, которые он делает. И он может совершать плохие и хорошие вещи, но важно наше отношение. Обычные люди тоже совершают плохие и хорошие вещи, и мы тоже совершаем плохие и хорошие вещи, так тоже бывает. Но между обычными людьми и преданными есть разница. В чем? В их отношении к этим плохим и хорошим вещам.

Когда преданный совершает плохую вещь, что происходит с ним? Да, преданный, искренний преданный будет раскаиваться. Это и есть верный путь. И если он чувствует раскаяние и стремится больше никогда не повторять такие дурные вещи, которые он сделал, это и есть верный путь. Вот это отношение к этим вещам. И Кришна поможет ему. И вот это его раскаяние сжигает последствия кармы внутри его сердца. Ему не требуется другого наказания, поскольку он наказывает себя сам, этот человек. Понимаете в чем дело? Садху никогда не наказывают по этой причине. Любую вещь, которую он делает неправильно, садху, он наказывает себя сам за эти вещи. Это и есть верный путь. Итак, решимость направлена на верную цель.

Мы должны понять нашу миссию, нашу цель и наши обязанности в этой связи. Весь мир полон компромиссов, полон обманной, лживой религии, и как же мы можем помешать ИСККОНу, превратиться в еще одну такую религию. Это может произойти и с нами, ведь правда? Об этом и идет речь.

Прабхупада пришел не для того, чтобы дать человечеству еще одну так называемую религию, которая бы обманывала людей. Каждую неделю муллы, священники, равви и прочие духовные наставники предстают перед своей паствой. Они проповедуют предание себя Богу, любовь к Нему, любовь ко всем падшим, страдающим, и после всех этих проповедей мир продолжает, как ни в чем не бывало, катиться в том же направлении. Так много проповедей, и так мало результатов. Почему же? Мы должны научиться, как обращаться с этой проблемой, как справляться с ней.

Я хочу прочитать несколько цитат, несколько предложений из этой книги Бойзена. Он говорит, что «люди прибегают к таким разнообразным приемам и уловкам, великолепным по своей изощренности, чтобы избежать осуждения своим внутренним судом, известным как совесть». Т.е. чтобы избежать угрызений совести, и для этого люди прибегают к огромному числу уловок и ухищрений, достойных восхищения. И мы будем обсуждать эти уловки и трюки, к которым прибегает ум. И на моем жизненном опыте я уже повидал очень много таких уловок, которые проявлялись непосредственно в жизни ИСККОНа.

И Бойзен делает следующее замечание. Он говорит, что даже в церкви, даже священнослужители, призванные представлять то, что вечно и незыблемо для человеческого общества, стремятся вести какие-то уловки, какие-то обманные, «защитные» методы для того, чтобы поддержать самоуважение у своих недостойных последователей. Это первая лекция закончилась. Давайте обсудим. Это как бы только вступление, то, о чем все-таки будет семинар. Он как бы еще не начался как таковой, но тема будет такая обсуждаться.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Опять же речь идет о том, как мы относимся к этому явлению или факту. Например, мы видим, очень давно в России был такой случай. Был один преданный, был, потому что он ушел из Движения. У него очень красивое имя. Он был дважды инициированным преданным. В те времена больше не было никого со второй инициацией. Он лично видел духовного учителя и т.д. Он наизусть знал почти всю Бхагавад-Гиту. Уникальный был человек. Он даже объяснял на санскрите слова. В те времена, я уверяю вас, это было просто чудо. Он давал удивительные лекции, вдохновлял всех в Сознании Кришны. У него появилось множество последователей, что естественно, поскольку он обладал знаниями. Мне рассказывали очень много об этом преданном те старые преданные из Санкт-Петербурга.

И в какой-то момент вдруг он ушел в христианство. Примерно половина его последователей и даже больше ушла из Сознания Кришны за ним, другая часть осталась в Сознании Кришны, хотя все бурно обсуждали, как такое могло произойти. Этот человек фактически давал нам Кришну, инициированный, дважды инициированный, получил столько милости. В чем же проблема? Написали письмо духовному учителю, почему такое происходит? Т.е. они не были слепыми последователями, видите. Они видели за ним еще духовного учителя. Они еще видели причину его успеха, не его отдельно как такового. Т.е. те, которые видели его отдельно от духовного учителя и Кришны, ушли вместе с ним. Но те, кто видел, что он связан со своим духовным учителем и учитель с Кришной, верили в Кришну. Они стали анализировать, пытались понять эту психологию.

И Гуру тогда написал, что некоторые преданные...они могут выглядеть, как чистые преданные, но на самом деле они просто отражают чистых преданных. В этот момент нужно вспомнить: да...он же единственный, кто видел духовного учителя. Поэтому так здорово он говорил...потому что просто повторял его. ...Что они отражают чистых преданных, но сами они еще не являются чистыми преданными. Он указал на другие причины также, почему это происходит. Он сказал, что вайшнав не уйдет. Вайшнав не уйдет...Так проверяется вайшнав или не вайшнав... Вайшнав не уйдет. Какие бы трудности ни пришли, вайшнав останется, он не уйдет. Это вайшнав. Поэтому когда случаются такие вещи, то важно наше отношение к этому, наше правильное видение, как мы видим этот момент, что вдохновляет нас. Кто-то уходит, но Кришна остается. Кришна никогда не уходит. Кришна никогда не падает. Он Ачьюта. Он никогда не падает. Кришна всегда остается на том же самом месте. Прабхупада тоже остается на том же самом месте. Прабхупада не падает. Он чистый преданный Кришны.

Итак, остается общество преданных, остаются книги Прабхупады. Так много чего остается при этом. Всегда неприятно, когда кто-то уходит. Иногда бывает слишком неприятно. Иногда бывает даже слишком больно от всего этого, поскольку преданные так связаны друг с другом. Любой человек, если уйдет, нам будет всегда неприятно. И чем выше этот уровень, тем более будет неприятно нам это осознавать. И тем не менее, мы должны найти силы в знании, и вера в Кришну позволит нам продолжать этот путь, идти этим путем.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Правильные и неправильные поступки, да? Найти границу между ними? Да, поэтому в писаниях описывается, что правильно, что неправильно, даются примеры правильных вещей, неправильных вещей. В целом Прабхупада сформулировал это в четырех регулирующих принципах. Можно также это увидеть в вайшнавском этикете, что правильно, что неправильно. Также это можно увидеть в качествах преданного, которые описываются в Бхагавад-Гите, например, что правильно, что хорошо, что плохо, что неправильно. Т.е. критериев очень много. Мы должны внимательно изучать все эти критерии, чтобы научиться понимать, правильно мы действуем или неправильно, в каком качестве это делать.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Это неправильный поступок, безусловно.

Если нарушает человек регулирующие принципы? Нет, имеются в виду только случайные падения. Вот этот стих имеет в виду только случайные падения. Т.е. мы не планировали такое падение, оно не было запланировано. Это какая-то дурная привычка, давление гун, внезапность какая-то, что-то с человеком произошло. Он попал под влияние старых привычек и нарушил, скажем, принцип какой-то. Безусловно, это падение. Но оно не запланировано, он не хотел этого делать. Из-за своей слабости и т.д. по многим другим вещам он это сделал. В этом случае это случайное падение. Но если он «случайно» нарушает принципы в понедельник - вторник - среду - пятницу, то это уже не случайно. Тут конечно можно увидеть, что если это становится регулярной тенденцией, это не случайность. Это уже мошенничество.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Седьмое оскорбление – это самое-самое тяжелое оскорбление. Седьмое. Совершать греховные действия, надеясь на очистительную силу воспевания. Этого нужно избегать всеми способами, всеми силами.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Интересно, как это сейчас представлено. Мы совершаем ошибки, а Кришна пилит нас изнутри. Такова его роль, функция. Он как бы грызёт. Это называется угрызение совести. Я кстати не знаю, почему мы так говорим «угрызения», что это означает. Откуда это? От слова «грызть», безусловно. «Совесть грызёт», так и говорят. Но что подразумевают под этим, не знаю. Кришна никого не грызёт, по-моему.

Совесть означает, что есть противоречие в сравнении. Есть идеал. Идеал хранится где? Именно в нашей совести. Это и есть наша совесть. Поэтому совесть может быть как бы разных стандартов. Идеалы могут быть разные. Любой идеал мы можем поместить в наше сердце, правда? Это и будет нашей совестью. Кришна так и будет отвечать. В соответствии именно с этим. Параматма по-разному будет проявлять себя в соответствии с тем, какой мы идеал туда помещаем. Когда идеал помещен, всё, буквально всё, что мы делаем, сравнивается с ним. Это и есть совесть. Всё отражается через него. Потом мы когда что-то делаем несоответствующее нашему идеалу, возникает несоответствие. Это называется угрызение совести. Т.е. мы чувствуем, что мы недостойны этого идеала. Это просто сравнение. Возникает противоречие, что я не тот, что я в себе хочу получить. Те принципы, те идеалы, которые я в себе заключаю, я не соответствую им. Вот это и будет здесь разбираться, вот это основная проблема.

Вопрос (не слышно)
Ответ: Да. Уже безнадежно святой (смех). Если он не будет надеяться на искупление, то он не будет воспевать уже больше. Этим все кончится. Это та же самая изоляция. Это деградация уже. Так он хоть еще надеется на искупление, он продолжает процесс. Он оскорбитель, но он все-таки продолжает процесс. Но если он будет продолжать снова и снова, произойдет такая вещь: когда он уже не будет надеяться на искупление. Это состояние внутреннего ада. И он уже больше не сможет оставаться в этом процессе. Он должен будет сменить свои стандарты и снизить их в жизни. Он уйдет из Движения, где высокие стандарты и найдет общество с другими стандартами. Он снизит свои стандарты, чтобы чувствовать себя успевающим в чем-то. Он не сможет быть неудачником в Сознании Кришны всю жизнь. Ложное эго в конце жизни не простит ему этого.

Вопрос: Значит, есть, например, трансцендентное сознание, есть трансцендентная гордость. Т.е. вообще понятие гордости, есть такая потребность ...?
Ответ: Когда появляется трансцендентная гордость? Или когда исчезает материальная гордость? В чем вопрос?

Вопрос: Я хочу понять, на каком этапе она сможет уйти или трансформируется? Есть же понятие трансцендентной зависти и т.д.
Ответ: Пока наше внимание концентрируется на самом себе, это просто гордость. По мере того, как наше внимание будет концентрироваться на Кришне больше и больше, это будет трансцендентная гордость. Когда вы чувствуете в себе восхищение, что вы восхищаетесь Кришной, Его качествами, Его играми, когда вы приходите в удивление, восхищение, в радость от этих вещей, от этих игр – это трансцендентная гордость. Когда вы думаете «О, Кришна такой удивительный, такой красивый, такой сильный, такой умный» – и вы гордитесь этим, в таком духе рассуждаете, это придает вам гордость. Но это истинная гордость. Это так и есть на самом деле. Кришна именно такой, действительно. И в чистом сознании мы гордимся Кришной. Каждый гордится Кришной, и каждый гордится также, что он Его слуга, Кришны. Но в этом уже есть некоторое ограничение. Даже близкие слуги Кришны они боятся слишком загордиться. Даже гопи, боятся слишком гордиться. Но пока мы сконцентрированы на себе – это ложная гордость. И Кришна есть, но я вижу Его через призму только своих желаний. Это призма ложной гордости.

Большое спасибо Алене Кочетковой за предоставленный материал