jav-pop.net

Облако тегов

ЕС Бхактивайбхава Свами, лекция об уровнях преданныхКришна-бхакта или чистый преданный Кришны не имеет никаких материальных желаний. Чистый преданный умиротворен. До тех пор пока материальные желания беспокоят ум и чувства не возможно быть удовлетворенным. Бхукти, мукти и сиддхи – все это различные виды материальных желаний. Но что же такое духовное желание? Конечно, принимать прасад - это первое наше желание. Но самое главное – удовлетворять чувства Кришны. Хришикена хришикеша севанам бхакти – служить чувствам Кришны, таково духовное желание.

Чистые преданные не хотят даже вернуться домой к Богу, они хотят оставаться там, где Кришна хочет, чтобы они оставались. Если Кришна хочет, чтобы они вернулись к Нему, тогда они идут туда; если Он хочет, чтобы они служили в материальном мире, они остаются в материальном мире, они не имеют собственных желаний, все их желания связаны с Кришной.

Однажды один ученик спросил у Шрилы Прабхупады во время утренней прогулки:

- Шрила Прабхупада, будет ли хорошо, если я буду оставаться жизнь за жизнью в этом материальном мире, чтобы проповедовать Сознание Кришны?

Шрила Прабхупада ответил:

- Если ты желаешь, жизнь за жизнью оставаться в материальном мире, то это означает, что ты не хочешь заниматься преданным служением, а хочешь удовлетворять свои чувства.

Мы не можем подражать чистым преданным, которые имеют только одно желание – оставаться в материальном мире и проповедовать Сознание Кришны для удовлетворения Кришны. Поэтому в начале мы должны культивировать желание вернуться обратно домой к Богу. Но это не должно базироваться на нашем желании удовлетворять свои собственные чувства: «Я хочу вернуться обратно к Богу для того, чтобы наслаждаться. Я слышал, что там очень хороший прасадам и много наслаждений». Это неправильное желание.

Иногда преданные беспокоятся, что вернувшись в духовный мир они не получат тела гопи. Они ничего не хотят слышать о теле павлина или коровы. Но это желание удовлетворения собственных чувств! Мы должны хотеть того, что хочет Кришна. Если Кришна хочет, чтобы мы получили тело травинки для Его удовольствия, пусть будет так. В духовном мире есть только одно желание – доставить удовольствие Кришне. Таково желание чистого преданного.

Господь Кришна – наш возлюбленный Господь и поэтому мы должны служить Ему. Кто-то может спросить: что, если он – бедный, как он может служить Кришне, или неграмотный или не знает всех священных писаний, как тогда он может служить Кришне? Бедный, богатый, здоровый, больной, синий, зеленый, красный, мужчина или женщина, ребенок – не имеет значения, у всех есть право служить Кришне. Не существует материальных препятствий для служения Кришне и также не существует никакой материальной причины для служения Кришне. В любых условиях, любой человек может выполнять служение Кришне. Такой замечательный процесс! Не нужно никакой квалификации! Каждый может начать этот процесс немедленно, сразу же. Ахайтукй апратихата.

Господь Кришна говорит в Шримад-Бхагаватам, что без святых личностей, для которых Он является единственным назначением и устремлением, Он не желает наслаждаться Своим трансцендентным блаженством и достояниями. Кришна говорит, что Он находится под полным контролем Своих преданных и если честно, то Он не является независимым. Его чистые преданные лишены материальных желаний, и поэтому Он всегда остается в глубине их сердец. Он говорит, что даже преданные Его преданных очень дороги Ему.

Дальше Кришна говорит в 9 Песне: «Как целомудренная жена контролирует своего мужа при помощи служения ему…». Здесь дан секретный совет, как можно контролировать своего мужа – не крича на него, не ожидая со скалкой у двери, когда он поздно возвращается с работы, а служа ему. К служению относится хороший прасад, чистота в квартире, сладкие слова, таким образом можно контролировать мужа. Кришна говорит, что Он находится под полным контролем Своих преданных. Он – Верховная независимая Личность, Сварат. Но Он делает Себя зависимым от Своих преданных. Почему? Потому что они воздают Ему чистое преданное служение. Это ставит Его под контроль. В противном случае Кришна не дает каждому чистое преданное служение, потому что Он знает, что если Он даст кому-то чистое преданное служение, то Он поставит Себя в зависимость, поэтому Кришна очень осторожен, чтобы раздавать чистое преданное служение. Он дарует его только тому, у кого нет материальных желаний, ни капли.

Есть одна история про Бирбала и Акбара. Очень часто царь выезжает инкогнито из дворца, чтобы узнать, что в его стране народ говорит о нем. И вот однажды царь Акбар увидел одну странную сцену: одна маленького ростика жена била по лицу своего огромного роста мужа, она кричала на него и давала ему пощечины. Он все смиренно принимал, и Акбар спросил своего министра Бирбала, что это может значить. Бирбал ответил, что каждый муж находится под контролем своей жены. Акбар не поверил ему, и потребовал доказательств.

Бирбал собрал в один день тысячи и тысячи мужей на царской площади и попросил их всех встать вместе. После этого он сказал, что любой, кто находится под контролем своей жены, должен перейти на другую сторону площади. И началось очень большой движение, все двинулись на противоположную сторону. Царь не мог поверить своим глазам, но один человек остался стоять на месте, и у царя затеплилась надежд, что хоть один не находится под контролем своей жены. Бирбал подошел к этому человеку и спросил его: «А ты почему не пошел на ту сторону?», на что оставшийся человек сказал: «Моя жена сказала мне, чтобы я никогда не смешивался с толпой».

Это извращенное отражение духовного мира. В духовном мире все находятся под контролем премы – чистой любви к Кришне, и даже Кришна находится под контролем бхакти – чистой преданности, но в этой мире все попадают под контроль похоти, поскольку в материальном мире чистая любовь к Кришне преломляется и превращается в похоть. Кришна говорит, что Его чистые преданные очень дороги Ему.

ЕС Бхактивайбхава Свами, лекция об уровнях преданныхПрактика садханы преданного уровня мадхйама-адхикари простирается до уровня бхавы – пробужденных духовных эмоций и, в конце концов, этот цветок распускается и становится Кришна-премой – чистой любовью к Кришне.

Поклонение форме Господа с незрелой шраддхой – единственная характеристика преданного находящегося на начальной ступени каништхи. Такой человек не проявляет признаков чистой преданности. Как только такой преданный начинает проявлять признаки ахайтукй апратихата и аньябилашита шуньям, его начинают считать мадхйама-адхикари. Преданного на начальном уровне также называют пракрита-бхактой, бхакта-абхасой или вайшнава-абхасой, то есть неофит или тот, кто является отражением вайшнава. Тот, кто имеет любовь к Кришне, спонтанно выбирает то, что благоприятно для служения Кришне.

Итак, мадхйама-вайшнав сострадателен к невинным, дружественен к равным и почтителен к старшим. Для каништхи все равны, он не служит и не доставляет удовлетворения чистым преданным. Правильное отношение дружбы может проявить только мадхйама-вайшнав по отношению к своим друзьям мадхйама-вайшнавам и также к вайшнавам более высокого уровня – уттама. В Чайтанье-Чаритамрите Господь Чайтанья, отвечая на вопрос преданного, описывает уровни преданных. Он говорит, что преданный-каништха занят поклонением Божеству с незрелой верой, у него нет самбандха-гьяны – правильного понимания своих отношений с Кришной.

Господь Чайтанья сказал, что преданный-грихастха должен служить 3 видам вайшнавов: тому, кто хотя бы один раз, но чисто произнес святое Имя Господа; тому, кто непрерывно повторяет святое Имя Господа и тому, при виде которого мы сразу хотим повторять святое Имя. Иногда мы выходим на улицы и поем Имя Кришны, мы можем не встретить хорошей реакции, обычно люди проходят мимо и смотрят в другую сторону, но мы можем не знать, как святое Имя повлияет на жизнь этих людей, поэтому не надо недооценивать святое Имя.

Мадхйама-вайшнавы не должны служить каништха-вайшнавам, кто не повторяют чистое святое Имя Господа. Только мадхйама и уттама-вайшнавы, которые повторяют шуддха-нама, являются объектами для служения. Это важное утверждение Бхактивинода Тхакура. Служение вайшнавам должно воздаваться в соответствии с уровнем их духовного продвижения. Мы не должны служить всем подряд без различий, это не относится к раздаче прасада, мы должны раздавать его всем. Имеется ввиду личное служение. Мы должны уметь различать уровни вайшнавам.

Вопрос: как различать преданных, не критикуя?

Ответ: это две разные вещи – критика и различие. Способность различать означает, что не все вайшнавы находятся на одном уровне. Оценка производится через служение. Мы думаем, как мы можем послужить каништхе, как уттаме, и как мадхйаме, то есть различия проводятся в этой плоскости. Личное служение – это, например, стирать носки. Как мы можем помочь каништхе-вайшнаву, как мы можем ему служить? – Давая ему духовные наставления, которые помогут ему больше и быстрее прогрессировать. Когда нет желания служения, то способность различать превращается в склонность критиковать.

Когда мы теряем настроение служения, возникает опасность, что мы будем критиковать вайшнавов. Но если у нас есть искреннее желание служить вайшнавам, то мы обязаны научиться различать их уровень, потому что служение должно соответствовать уровню вайшнава. Например, ученик поклоняется своему духовному учителю, но это не означает, что ученик должен поклоняться всем подряд, это будет означать, что он не проводит различие между духовным учителем и всеми остальными. Для этого важна способность различать.

Вопрос: из Чайтаньи-Чаритамриты мы знаем, что Калидас доедал остатки прасада за всеми преданными, не делая различий, как это соответствует тому, что было сказано?

Ответ: это невозможно для мадхйама-адхикари, это уровень уттама-адхикари, мадхйама не должен подражать. Уттама не проводит различий, он видит всех как вечных слуг Кришны и считает их объектом своего поклонения и служения. Мы говорили сегодня о вайшнавах мадхйама. Мадхйама не может подражать уттама, это создаст беспокойство для него и для окружающих.

Однажды Прабхупада дал одному ученику наставление. Ученик спросил Прабхупаду: «Я читал, что санньяси не должен оставлять остатки своей пищи на тарелке, но я вижу, что все санньяси ИСККОН оставляют остатки своей пищи на тарелке». Прабхупада стал хохотать и сказал, что остатки пищи предназначены только для учеников. Только духовный учитель может позволить себе оставлять остатки своей пищи и эти остатки предназначены только для его учеников. Так Прабхупада учил нас способности различать, иначе мы впадем в способность подражать высшим уровням вайшнавов. Харе Кришна!