jav-pop.net

Облако тегов

ЕС Бхакти Вигьяна Госвами, Высшее и временное благоВ виде введения мне хотелось прочитать стих из „Катха-упанишад”. Это знаменитый стих, Шрила Прабхупада упоминает его в комментариях на „Бхагавад-гиту”, во второй главе. Это стих, в котором Ямарадж или духовный учитель (а Ямарадж в „Катха-упанишад” - это олицетворение духовного учителя), разговаривает с Начикетой. Это очень интересный стих: шрейаш ча прейаш ча манушйамэта стау сампаритйа – человеку доступны в этом мире две вещи: шрейас и прейас.

Шрейас – высшее, окончательное благо. Прейас – непосредственное благо, то, что сразу приятно. Слово прейас от того же самого слова, что русское слово „приятный”. Есть приятные вещи, вещи, которые сразу доставляют какое-то удовольствие, или что-то, что сразу, непосредственно приятно. Есть слово шрейас и само слово шрейас калючее такое, да? Прейас это прейас ... а шрейяс это шрейас, шрейас далеко, это нечто более монументальное. Но там говорится: тау сампаритйа – и то, и другое доступно человеку. Мы на то и люди, чтобы получить, если мы хотим, либо одно, либо другое. И шрейас, и прейас человеку доступны.

Вивинакти дхирах – мудрый человек отличается способностью отличать одно от другого. Мудрый от глупого отличается именно этим, способностью различать, способностью видеть что есть шрейас, а что такое прейас. Шрейа хи дхиро’бхипрейасо вринитэ прейо мандо йогакшемад вринитэ - дхира, или мудрый человек, из этих двух вещей выбирает шрейас, а манда, ленивый человек, берет то, что ближе лежит. Потому что он не отличает и думает: и то, и другое хорошо, но то далекое, а это близкое. И поэтому что надо взять? Близкое.

В „Катха-упанишад” есть еще одна удивительная вещь – прейо мандо йогакшемад вринитэ - что выбирает обычно глупый, недалекий и ленивый человек? Он выбирает прейас в виде йоги и кшемы. Кришна говорит об этом, йога кшема ахам вахйам, да, Он говорит, что Я вам йога шемам дам Сам, Я принесу вам йогу и кшему. Кшема значит выгода, прибыль, деньги, это тоже значение йоги, поэтому мы бхакти-йогой занимаемся. Это прибыль. Йога - это что-то, что я хочу, а кшема – я сначала тружусь, чтобы обрести что-то, а потом что начинаю делать? (ответ: наслаждаться)

Дрожать над этим! Если бы наслаждаться! Это иллюзия! Никто не наслаждается, все боятся потерять! Йога кшема, значит, я тружусь изо всех сил, чтобы приобрести что-то, а потом начинаю дрожать, чтобы сохранить это все. Это то, что недалекие люди выбирают, йога и кшему. Они желают непосредственной выгоды, а потом в страхе или тревоге, чтобы защитить то, что невозможно защитить, потому что это прейас, временная вещь, она уйдет.