jav-pop.net

Облако тегов

 
Е.С. Бхакти Бринга Говинда Свами: Вообще говоря, нам нужно помнить, что прасад - это Кришна. Что Кришна по своей милости пришел к нам в виде прасада. Каждый раз, когда мы кладем в рот прасад, мы должны помнить, что это Кришна. Что можно поклоняться Радхе и Кришне, просто почитая прасад.
 
Когда я был с Индрадьюмной Свами, он рассказал мне одну историю. У Индрадьюмны Свами есть сын, ему 21 год. Он живет в Америке, учится в институте, очень хороший парень. Замечательный парень. Иногда он путешествует вместе с Индрадьюмной Свами. В прошлом году он был в Польше, принимая участие в фестивальной программе Индрадьюмны Свами. В этой программе также принимала участие Матушка Ямуна, одна из самых первых членов движения Харе Кришна. Она замечательный повар, супер-супер-супер-супер-супер повар. Она готовит в тысячу раз лучше, чем любая индийская женщина, и, возможно, в десять тысяч раз лучше, чем любая узбекистанская женщина. Она - очень хороший повар, и она путешествовала по всей Индии вместе со Шрилой Прабхупадой. Всякий раз, когда они проводили большие программы в домах царей и очень богатых людей, те приглашали самых лучших поваров, чтобы готовить для Прабхупады. Прабхупада тогда посылал Ямуну на кухню учиться их мастерству. Так она училась готовить разные блюда, а потом она готовила их для Прабхупады. Она была просто супер. Да она и сейчас супер. Она готовила для Прабхупады и подавала ему прасад. Они присутствовала каждый раз, когда Прабхупада принимал прасад.
 
Итак, однажды сын Индрадьюмны Свами во время прасада похлопал отца по плечу и сказал: «Махарадж. Я хочу кое-что сказать тебе... С тех пор, как я приехал сюда, я постоянно думаю о матушке Ямуне. Знаешь, самое удивительное - это наблюдать, как она принимает прасад. Ты когда-нибудь видел, как она принимает прасад?» Тогда Махарадж стал наблюдать за Ямуной во время еды. Она брала каждый кусочек пищи с большим почтением и опускала его в рот очень аккуратно. Было видно, что она глубоко думала о чем-то, принимая прасад.
 
Немного позже Гаура-шакти, сын Индрадьюмны Свами, спросил ее: «Где вы научились так принимать прасад?»
 
«О, я всегда смотрела, как Прабхупада принимал прасад», - ответила она. Именно так Шрила Прабхупада и принимал прасад. Всегда думая о том, что прасад - это Кришна.
 
Еще Шрила Прабхупада рассказывал, что наши Госвами, принимая прасад, повторяли при этом Харе Кришна. Прежде чем положить в рот новый кусок, они произносили святые имена. Иногда в Индии во время больших пиров, в которых принимают участие многие сотни человек, можно услышать, как среди преданных, сидящих в рядах, то и дело раздается: «Хари, Хари! Хари, Хари!» - Прежде чем положить в рот следующий кусок прасада, кто-то говорит: «Хари, Хари», а кто-то: «Кришна, Кришна».
 
Итак, во время принятия прасада мы должны медитировать на Кришну. И тогда, просто принимая прасад и медитируя таким образом, мы сможем стать полностью сознающими Кришну. Можно осознать Бога, просто принимая пищу. Мне кажется, что я именно так и вернусь к Господу.
 
Принимая прасад. Прабхупада часто называл сознание Кришны кухонной религией.

Харинама является божественным благословением Шри Чайтаньи Махапрабху для нашего века.

Ничего более могущественного вы не найдете в этом мире, чем Харинама.

Вы не найдете ничего более возвышенного, чем Харинама.

На вашем пути в духовный мир Харинама будет этим путем.

Харинама будет той пищей, которую вы будете вкушать на этом пути.

Харинама будет тенистой рощей, в которой вы будете отдыхать.

Харинама будет давать вам возможность общаться с заботливыми святыми, которые будут давать вам наставления на этом пути.

Харинама даст вам все!

Наша задача - следовать по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы должны все время петь и все время танцевать. Нам нужно хорошо осознать Сознание Кришны, чтобы в тот момент, когда мы не поем и не танцуем, мы могли хорошо рассказывать о Кришне.

Мы с вами должны петь о Кришне, слушать, танцевать в настроении, которое показал нам Шри Чайтанья Махапрабху. Это означает, что мы всегда должны выражать почтение и поклоняться принципу смирения, уважать и поклоняться качеству терпения, и почитать принцип постоянного уважения других людей, однако сами никогда не будем стремиться к уважению к себе. Мы просто будем считать себя слугами каждого живого существа во вселенной. И когда такое сознание наполнит наше сердце, это изменит наше видение. 

Е.С. Шрила Бхакти Бхринга Говинда Свами о Харинаме, "Воспевании Святых Имен", из лекции по Брихад Бхагаватамрите, Бхакти-сангама, Евпатория, 16.09.2008г.

 

Дорогие преданные, это короткометражный фильм Е.С. Бхакти Бринга Говинды Свами Махараджа, сделанный Шьям-гопалом прабху.

image2

 

Он известен как проповедник, учитель, музыкант. При рождении ему было дано имя Шон О'Нил Хобгуд. После, пройдя долгий духовный путь, он получил новое имя – Бхакти Бхринга Говинда Свами.

Говинда Свами Махараджа, известный мировой общественности проповедник, одаренный музыкант, создатель уникальной музыкальной группы, названный младший брат короля рок-н-ролла Элвиса Пресли проводит сеансы медитации, путешествует и принимает участие в открытии вегетарианских кафе по всему миру.

Именно на открытии ведического кафе в Казани журналисту веб-издания «Казань24» удалось встретиться с известным гуру и задать ему несколько вопросов.

12 января состоялась Вьяса-пуджа Е.С. Бхакти Бринга Говинды Свами

vyasa-puja-2013-00


Дорогой ББ Говинда Махараджа,
Пожалуйста, прими мои самые смиренные поклоны.
Слава Шриле Прабхупаде!

Мне жаль, что я не могу быть с тобой в Москве в этот благоприятный день празднования твоего шестидесятилетия. Я далеко, но думаю и вспоминаю о тебе весь день. Да и как иначе? Ведь ты лучший друг, что когда-либо был у меня. На протяжении многих лет, что мы знаем друг друга, ты показываешь это снова и снова. Любые близкие отношения подразумевают глубокий любовный взаимообмен, и мне кажется, мы обрели его за 25 лет нашей дружбы. Самое главное, что мы вместе учились ценить святые имена, шастры и трансцендентную обитель Господа. Это и стало основой наших отношений и сделало их настоящими и незыблемыми.

Честно говоря, многое я полюбил в сознании Кришны благодаря общению с тобой. Твои киртаны стали легендой и никогда не выйдут из моды. Как десятилетиями остается популярным уникальный стиль воспевания святых имен Вишнуджаны Махараджа, так и твой стиль бхаджанов и киртанов будет знаменит еще многие столетия, – я убежден в этом.

Когда ты даешь лекции по своей любимой книге “Брихад- Бхагаватамрита”, ты высвечиваешь и проясняешь слова Шрилы Санатаны Госвами. Для многих из нас очевидно, что он и другие ачарьи даровали тебе свои благословения.

Подношение на Вьяса-пуджу ЕС Бхакти Бхринги Говинды Свами

 

Подношение по случаю Вьяса-пуджи ЕС Бхакти Бхринги Говинды Свами от ЕМ Чайтаньи Чандры Чарана Прабху, Алматы, 7 января 2012 года.

Его Святейшество Бхакти Бхринга Говинда Свами Махарадж является инициирующим гуру и также он является членом главного управляющего органа в нашем движении ИСККОН (Международное общество сознания Кришны), основанного Бхактиведантой Свами Шрилой Прабхупадой. И он является непосредственно его учеником, учеником Шрилы Прабхупады. Он один из тех преданных, которые посвятили всю свою жизнь миссии, всю свою жизнь посвятили духовному учителю.

То есть духовный учитель – это никто иной, как тот, кто имеет своего духовного учителя и служит ему. Он посвященный. И он посвящает ему свои мысли, речь, поступки, то есть он полностью предается воле духовного учителя. В свою очередь предыдущий духовный учитель должен иметь точно такую же квалификацию и точно так же предаться своему духовному учителю. Это называется ученическая преемственность или парампара. Она восходит вверх непосредственно к источнику всего, к Абсолютной Истине, которая является Личностью. Высшая Абсолютная Личность или Шри Кришна, как утверждают Ведические Писания, у которого безграничное количество имен и качеств. Могут называть Его по-разному, но суть остается той же самой. Существует преемственность, есть представители Бога в этом мире и для того, чтобы познать духовную науку, необходим учитель. Так же как мы учимся в школах, колледжах, институтах. Но, Прабхупада говорит – не просто какой-то учитель, нет, нужен духовный учитель, это огромная разница.

Духовный учитель – это тот, кто обладает духовными качествами. Он знает Священные писания, шастры. И он также обладает необходимыми качествами передавать эти знания из сердца в сердце. Он способен рассеять тьму невежества, то есть все противоречия, которые находит ум в Писаниях. Или в жизни мы сталкиваемся всегда с какими-то кризисами или тупиками, и современная наша жизнь доказывает это сотни и сотни раз. На каждом шагу камни преткновения: и в личной жизни, и в социальной, и в общественной, и в политической.

 
Его Святейшество Бхакти Бринга Говинда Свами - Инициирующий гуру Международного общества сознания Кришны (ИСККОН)
 
Детство:
Шон О’Нил Хобгуд родился 12 января 1951 года в городе Мемфис, штат Теннесси. Его дед по отцу в течение многих лет был христианским миссионером в Африке, а отец — Боб Нил (1917—1983) — работал на местной радиостанции WMPS, был менеджером Джонни Кэша и первым менеджером Элвиса Пресли. Боб Нил родился 6 октября 1917 года в Бельгийском Конго, где его родители работали миссионерами. В детстве он вместе с родителями много путешествовал между Африкой, Европой и США.
 
После окончания университета в 1939 году Боб пошёл работать диджеем на радио. В 1942 году он поселился в Мемфисе, где работал на местном радио до 1958 года. В 1948—1956 годах он вёл на радиостанции WMPS утреннюю музыкальную программму The Bob Neal Farm Program. Программа была целиком посвящена музыке кантри и со временем приобрела большую слава . В те же годы Боб стал устраивать в Мемфисе и округе концерты молодых исполнителей, выступая на них в роли MC. Говинда Свами позднее вспоминал: «все концерты мой отец организовывал в средних школах, колледжах и университетах и сам был ведущим этих программ, а моя мама продавала билеты на входе. Я же просто сновал там без дела». 10 августа 1954 года, по просьбе Сэма Филлипса, Боб дал возможность выступить на одном из концертов тогда ещё никому не известному Элвису Пресли. Публика оказалась в полном восторге и в январе 1955 года Боб стал первым менеджером будущей легенды рок-н-рола. Однако, в марте 1956 года Боб передал обязанности менеджера Элвиса своему другу Тому Паркеру. В одном из интервью Боб объяснил это тем, что не хотел часто разлучаться со своей семьёй, как того требовала работа менеджера Элвиса, ставшего к тому времени звездой. В семье Боба Нила, Шон был одним из младших из семерых детей. В те годы Элвис был завсегдатаем в доме Боба, из всех детей которого он больше только любил именно Шона. По словам Говинды Свами, Элвис был для него «почти как старшим братом». В их доме бывали и многие другие известные музыканты того времени, ведь Боб также работал с такими исполнителями, как Рой Орбисон, Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис и Карл Перкинс. К тому же, мать Шона хорошо знала родителей Элвиса. По словам Говинды Свами, Элвис ходил с ним гулять, покупал ему мороженое, водил его в цирк, на ярмарки и аттракционы. Эти дружеские отношения продолжалась четыре года. В интервью, данном в 2011 году, Говинда Свами рассказал одну историю тех лет, наглядно показывающую характер их отношений: Помню на ярмарке аттракцион, где надо было сбить мячом кегли. Элвис сбил все, и ему выдали приз — маленького плюшевого мишку, сказав при этом: «Вот вам маленький мишка для вашего маленького друга». Но там был ещё один призовой медведь огромного размера. И Элвис попросил для своего маленького друга именно его. Однако хозяин аттракциона уперся. Тогда Пресли перепрыгнул через барьер, взял большого медведя и отдал мне.
 
Юность. Духовные поиски. Знакомство с кришнаитами и обращение в гаудия-вайшнавизм (1968—1971)
 
В 1968 году Шон поступил в университет, на театральный факультет, но спустя год бросил учёбу, примкнул к движению хиппи и отправился странствовать по Америке, последовав примеру многих других своих сверстников. В те же годы начались его духовные поиски. В 1968 году он впервые повстречал кришнаитов, однако, вплоть до более глубокого знакомства с гаудия-вайшнавизмом в 1971 году познания Шона в области индуизма ограничивались философией адвайты. По собственным словам Говинды Свами, уже тогда ему несколько раз приходилось вступать в философские споры с христианами и даже получалось убедить их в своей «правоте».
 
На Рождество в 1970 году Шон попросил родителей подарить ему пластинку Jesus Christ Superstar. Пластинка оказалась распроданной и родители, зная о том, что Шон интересовался The Beatles, купили ему диск Джорджа Харрисона All Things Must Pass. Харрисон создал этот альбом вскоре после обращения в кришнаитскую веру. В одну из песен — My Sweet Lord — он даже включил мантру «Харе Кришна». Когда спустя несколько месяцев Шон отправился на большой музыкальный фестиваль, то по пути уже молил Бога о том, чтобы снова встретиться с кришнаитами.
 
На фестивале Шон действительно встретил кришнаитов. Они организовали там большой киртан, посмотреть на который собрались сотни молодых людей. Позже Говинда Свами вспоминал: «Я закрыл глаза, принялся воспевать и тотчас почувствовал восторг, который никогда не испытывал никогда прежде. Я подумал, что в этом воспевании, должно быть, и заключается высшая истина». Спустя неделю он снова повстречал кришнаитов, которые на этот раз пели «Харе Кришна» на улицах города Буффало. Он снова присоединился к ним, а затем, воспользовавшись их приглашением, решил провести выходные в кришнаитском храме в Буффало. Жизнь с кришнаитами ему пришлась по душе: уже через несколько дней он сбрил свои длинные волосы и принял монашеский образ жизни. В последующие годы Шон время от времени навещал своих родителей, которые сами не стали кришнаитами, но радовались духовным успехам сына. Отец даже дал ему прозвище «Харибол». С Элвисом Шон больше не встречался. В 2011 году он рассказал в интервью «Комсомольской правде»:
 
…в 70-е Элвис стал выступать в Лас-Вегасе. На свое первое выступление он пригласил и моего отца. И первый вопрос, который он задал ему, был — «Ну что? Как там Шон?». На что мой отец ответил «А Шон стал Харе Кришна».
«Харе Кришна? А что такое Харе Кришна?» — удивился Элвис. Тогда мой отец рассказал, что мы вегетарианцы и медитируем, повторяя мантры. Элвиса это конечно очень заинтриговало. Но мы так больше и не встретились.
 
Принятие духовного посвящения от Бхактиведанты Свами Прабхупады и первые годы в ИСККОН (1971—1979)
 
Через неделю пребывания в храме Шона попросили помочь приготовить еду для кришнаитского «воскресного пира». Несмотря на то, что Шону никто не объяснял, как готовить блюда индийской кухни, у него получилось очень вкусно — ведь готовить он любил с детства. Уже через две недели Шона назначили главным поваром.
 
В июле 1971 года Шон впервые лично встретился со своим гуру, основателем ИСККОН Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Вместе с другими кришнаитами он устроил Прабхупаде приём в аэропорту Детройта, а затем присутствовал на лекции, которую бенгальский гуру дал в детройтском храме ИСККОН. Впоследствии Говинда Свами рассказывал, что так как у Прабхупады был сильный акцент, понять лекцию ему было крайне трудно. Единственное, что ему запомнилось — это когда Прабхупада несколько раз повторил: «Поверьте, вы не есть это тело».
 
Спустя несколько месяцев, в октябре 1971 года (по другим данным в апреле 1972 года), Шон получил духовное посвящение от основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады, который дал ему новое имя на санскрите Айодхьяпати Даса.
 
До 1973 года Айодхьяпати выполнял служение повара в храме ИСККОН в Буффало, а затем переехал жить в Канаду, в храм ИСККОН в Торонто. Там он женился на ученице Прабхупады по имени Шри Кари Деви Даси и до 1977 года исполнял обязанности повара и пуджари в торонтском храме. Помимо этого, он занимался санкиртаной — распространением кришнаитской литературы за денежные пожертвования. Распространять книги ему довелось даже на Аляске..
 
В 1976 году Айодхьяпати впервые совершил паломничество в Индию. Он принял участие в праздновании фестиваля Гаура-пурнимы в Маяпуре и посетил Вриндаван, где «почувствовал себя так, как будто вернулся домой после 24-летнего отсутствия». В том же году Айодхьяпати написал на Вьяса-пуджу (день рождения) своего Гуру подношение, которое настолько понравилось Прабхупаде, что тот счёл нужным ответить. В письме, написанном 22 сентября 1976 года во Вриндаване, Прабхупада сказал Айодхьяпати следующее:
 
Твоя сиддханта правильна и соответствует шастрам. Поэтому продолжай читать книги, сохраняй правильное восприятие вещей, и Кришна поможет тебе. Сиддханта балия читте на кара аласа иха хайте кришна лаге шудридха манаса. Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением этих заключений под предлогом того, что они противоречивы, поскольку такие обсуждения укрепляют ум. Таким образом ум привязывается к Кришне. Ты должен всегда сохранять бдительность, стараясь понять заключения шастр, и они помогут тебе, а иначе мы можем оказаться сбитыми с пути ложными философами. Я очень рад, что ты изучаешь мои книги. Это принесёт тебе счастье и удачу.
 
Незадолго до смерти Прабхупады — в июле 1977 года — Айодхьяпати переехал жить во Вриндаван, где до 1979 года выполнял служение повара и пуджари в храме Кришны-Баларамы. Там ему удалось готовить для Прабхупады и стать свидетелем его последних дней и смерти.
 
Миссионерская деятельность в Израиле и Западной Европе (1979—1987)
 
В марте 1979 года, по приглашению одного из лидеров ИСККОН в Европе Бхагавана Госвами, Айодхьяпати оставил Вриндаван и отправился проповедовать в Афины, где оставался до мая 1980 года. Затем его направили в Тель-Авив, где он участвовал в открытии первого кришнаитского храма в Израиле. Айодхьяпати также организовал вегетарианский ресторан, прибыль от которого использовалась для финансирования миссионерской деятельности ИСККОН. В те годы кришнаиты в Израиле вынуждены были скрывать свою религиозную принадлежность. Проповедовать было сложно, так как, согласно иудейским обычаям, дети должны строго придерживаться семейных традиций и не могли покидать родительского дома. Поэтому кришнаитов часто обвиняли в том, что они разрушают семьи. По словам Говинды Госвами, в те годы кришнаитом даже стал один сотрудник Моссада, которому ему довелось проповедовать. Всё это закончилось тем, что в ноябре 1982 года за «антигосударственную» деятельность Айодхьяпати лишили права проживания в Израиле.
 
Покинув Израиль, Айодхьяпати до июня 1987 года под руководством Бхагавана Госвами занимался проповеднической деятельностью в Греции, Великобритании, Франции и Италии. В своих лекциях Говинда Свами рассказывал несколько историй из своего опыта санкиртаны тех лет. Например, о том, как он распространил множество книг на бойне, и о том, как однажды попал на поминки одной женщины, которая никогда не встречалась с кришнаитами, но стала практикующей кришнаиткой просто читая книги Прабхупады.
 
В те годы завязалась продолжающаяся и по сей день дружба Айодхьяпати с Индрадьюмной Свами и Шиварамой Свами с которыми он познакомился по прибытии в Европу в 1979 году. С Индрадьюмной Свами Айодхьяпати в те годы довелось проводить проповеднические программы.
 
Возвращение в Индию. Принятие обязанностей гуру и отречения (1987—1993)
 
В 1987 году Айодхьяпати вернулся во Вриндаван. В 1989 году он выступил организатором лагеря ИСККОН на фестивале Кумбха-мела в Аллахабаде — крупнейшем индуистском фестивале в мире, на который собираются десятки миллионов верующих. Участие в этом фестивале вдохновило Айодхьяпати организовать во Вриндаване местное отделение гуманитарной миссии «Харе Кришна — пища жизни», занимающейся бесплатной раздачей освящённой вегетарианской пищи малоимущим. В 1993 году Говинда Свами вспоминал:
 
В то время у меня было несколько мощных реализаций. Нас посетили сотни тысяч людей, и ежедневно мы распространяли по 5000 порций прасада, тысячи книг и проводили массовую нагара-санкиртану. Наша программа имела потрясающий успех. Моя собственная жизнь так сильно изменилась просто благодаря произнесению «Харе Кришна» и вкушению прасада, и я понял, что если это делать в таких больших масштабах, то результаты могут быть ошеломляющими. Согласно писаниям, аннадхана, или раздача еды из зерна, считается одним из высших видов благотворительной деятельности. Наши почётные члены ИСККОН с большим интересом относились к раздаче прасада, и давали большие пожертвования на эти цели. Тогда я понял, насколько важна эта программа и решил посвятить себя ей. В 1990 году мы организовали программу «Пища жизни» во Вриндаване, раздавая сладкий рис всем гостям храма. Некоторые из почётных членов ИСККОН помогают нам кормить 150 вдов ежедневно. Каждая из них получает порцию прасада из шести блюд и пожертвование в две рупии. Мы также кормим прасадом нищих, приходящих в храм, а в Нандаграме кормим двадцать пять садху каждый день.
 
В 1989 году в Индию впервые приехали советские кришнаиты. Айодхьяпати был одним из гидов, которые сопровождали советских последователей Кришны в течение всей поездки. В ИСККОН советские кришнаиты считались героями, поскольку многие из них только вышли из тюрем и психбольниц, куда их отправил советский режим за проповедь своей веры.
 
К тому времени жена Айодхьяпати оставила его. Перед ним встал вопрос — жениться ещё раз или принять санньясу (уклад жизни в отречении). Подумав и посоветовавшись с друзьями, он решился на второе. В 1992 году Айодхьяпати начал исполнять в ИСККОН обязанности инициирующего гуру, а в 1993 году принял санньясу, получив при этом новое монашеское имя Бхакти Бринга Говинда Свами.
 
Начало миссионерской деятельности в России и других странах бывшего СССР (1992)
 
Летом 1992 года Айодхьяпати впервые побывал в странах бывшего СССР. Он принял участие в кришнаитском фестивале в Каунасе, в московской Ратха-ятре и в большом концерте Боя Джорджа и кришнаитской театрально-музыкальной группы Gauranga Bhajan Band в спорткомплексе «Олимпийский».Он также посетил Дальний Восток, где отпраздновал день явления Кришны — Кришна-джанмаштами.
 
В 1998 году Говинда Свами был избран членом Руководящего совета ИСККОН.
 
Основание и развитие сельскохозяйственной общины «Шри Вриндаван Дхам» в Казахстане (1999—2004)
 
В 1999 году кришнаиты приобрели в Карасайском районе Алматинской области участок земли площадью 48 гектаров и основали общину Шри Вриндаван Дхам. По данным российских СМИ, в мае 2001 года Говинда Свами в сопровождении четверых ведущих кришнаитов алматинской общины кришнаитов побывал с недельным визитом в Венгрии с целью перенятия у венгерских единоверцев опыта сельскохозяйственного производства. В Венгрии в районе озера Балатон последователи ИСККОН под руководством Шиварамы Свами создали крупную ферму, по образцу которой Говинда Свами и алматинские кришнаиты за два года до того основали аналогичную общину в Казахстане. По возвращении на родину делегация алматинских кришнаитов внедрила воспринятый ими опыт в развитие своей общины.
 
В последующие несколько лет кришнаиты возвели храм и посёлок из нескольких десятков домов. Община росла, всё больше и больше последователей Кришны селились вокруг фермы. Они занимались сельским хозяйством и разводили коров. По воскресеньям верующие собирались для отдыха и духовного общения. В 2002 годы органы юстиции Казахстана официально зарегистрировали ИСККОН на территории фермы. Таким образом, кришнаиты занимались своей деятельностью в соответствии с законами Казахстана.
 
В 2003 году Говинда Свами оказался в числе представителей ИСККОН, принявших участие в первом съезде мировых и традиционных религий, организованного президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В ходе съезда Говинда Свами лично встретился с Назарбаевым.