jav-pop.net

Облако тегов

Из книги «Према-виварта» Шрилы Джагадананды Пандита

Однажды Господь Гаурахари отправился из Гундича-мандира в сады Джаганнатха-валлабха и сел там среди цветов. Это был день Экадаши. Он отмечал этот благоприятный день непрестанным воспеванием Святого Имени. С Ним были Сварупа Дамодар, Рамананда Рай, Вакрешвара Пандит и другие местные вайшнавы Шри Пурушоттама-кшетры, Пури.

Господь сказал: «Сегодня все вы должны воздержаться от еды и сна и постоянно воспевать Имя Кришны. Некоторые из вас должны повторять джапу, а другие обсуждать игры Господа Баларамы и Господа Кришны». Все преданные почувствовали прилив духовных сил благодаря наставлениям Господа и, опьяненные премой, занялись разными делами, воспевая: «Говинда, Говинда!»

Книга Экадаши - День Господа Хари
 
Перевод отдельных частей из Пуран
 
Содержание
 
Совершенный духовный учитель
Введение
Как соблюдать экадаши
Об этой книге
Обращение
Экадаши
Название дней экадаши и месяцев в году по ведическому календарю

"Пять лодок есть для тонущего в океане мирского существования: Господь Вишну, Бхагавад-гита, Шримати Туласи-деви, корова и экадаши". Господь Кришна Гаруде в Гаруда Пуране.

"Всех растений дороже мне Туласи, всех месяцев дороже картика, всех мест паломничества дороже моя возлюбленная Дварака и из всех дней ЭКАДАШИ наиболее дорог мне". Падма Пурана, Утгара Кханда.

"Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, пищеварительный огонь разгорается, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая легкость, здоровый аппетит и жажда, хорошее настроение и пищеварение, так же, как сила и энергия". Аюрведа, Аштангахридаям 1.8.

"Чистота чувств и двигательных органов, правильное очищение, легкость тела, здоровый аппетит, своевременное проявление голода и жажды, чистота района перикарда и горла, расслабление тела, бодрость, свобода от лени - таковы блага, приносимые постом". Аюрведа, Ситрастханам 14.17.

«Я соблюдаю пост, чтобы контролировать свое тело и душу. Он дает мне силу и решимость в достижении цели». М.К.Ганди.

 
Эта статья была написана в 1956 году Шри Набина Чандрой Чанраварти – учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и переведена Вьянната дасом Брахмачари. Статья содержит изложение четырнадцатой главы «Падма-пураны» (раздел «Крия сагарасара»). 

Однажды великий мудрец Джаймини Риши сказал своему духовному учителю Вьясадеве: «О Гурудев! В прошлом по своей беспричинной милости ты описал мне славу Ганги, превознес великие блага, обретаемые благодаря поклонению Господу Вишну, жертвованию зерна в виде милостыни, жертвованию воды в виде милостыни, а также величие, которое приходит к человеку, если он пьет воду, которой были омыты стопы брахмана. Лучший среди мудрецов, Шри Гурудев! Теперь с великим воодушевлением я горю желанием услышать историю появления Экадаши и о тех благах, которые обретает человек, постясь в этот святой день, на Экадаши».

Шрила Вьясадева, услышав эту просьбу Джаймини Риши, преисполнился блаженства и ответил: «Святой брахман Джаймини, плоды соблюдения Экадаши могут быть в совершенстве описаны только Верховным Господом Нараяной, ибо во всей полноте описать их способен только Он. В ответ на твой вопрос я дам тебе лишь очень краткое описание».

 
Шрила Вьясадева: «О царь, в Кали-югу (временная эпоха, действующая в наше время) никто не способен выполнить все виды предписанных обязанностей и тщательно разработанные ведические церемонии. Поэтому единственно действенной аскезой, приносящей результаты, является лишь полный отказ от пищи в день экадаши (т.е. сухой пост, или пост даже на воду) и в этом нет исключений. А поскольку такая аскеза не требует больших усилий, то таким образом можно самой малой степенью извлечь максимальную пользу и достичь счастья».

А сама Шри Экадаши, по милости которой каждый из нас может получать необычайные блага, просто соблюдая пост в день экадаши, просила Всевышнего Господа распределять благо от соблюдения поста в день экадаши следующим образом: «... половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером или в полдень ( вегетарианская пища, исключающая продуктов, содержащие в своём составе зерновые и бобовые культуры).

Также пускай тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост (т.е. сухой пост) в день экадаши, вернется в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений и удовольствий».

Поэтому сухой пост в день экадаши - самый оптимальный вариант для тех, кто желает достичь совершенства жизни, при условии, что вы физически можете его соблюдать. Самое важное для понимания: пост - это не просто голодание, а и состояние сознания. Поэтому важно выбрать оптимальный вариант голодания в день поста. Вы должны быть в состоянии выполнять свои обязанности и духовное служение.

 
Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение ночи в экадаши желательно не спать.

Шрила Бхактивинод Тхакур в «Шри Джайва-дхарме» (часть II, глава 8) объясняет основные положения соблюдения экадаши. Так, за сутки до наступления экадаши нужно следовать принципу полового воздержания (целибату). Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение ночи в экадаши желательно не спать; преданный должен бодрствовать и совершать поклонение Господу Шри Хари, а затем рано утром в соответствующее время необходимо прервать пост (в течение 2,5 часов после восхода солнца в двадаши – следующий день за экадаши). Весь последующий день также необходимо хранить целибат. Таково правильное исполнение обета хари-васары.

Поскольку пост предполагает исключение из своего рациона не только пищи, но и воды (нирамбу), в день экадаши необходимо избегать употребления даже маха-прасада. Однако, если по причине слабого здоровья или вследствие каких-либо других обстоятельств, человек не способен полностью соблюдать хари-васара-врату с соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные правила, в соответствии с которыми допускается прием в пищу ряда продуктов.

Вообще же говоря, пост означает полное воздержание от еды и питья, хотя можно выпить воду ачаманы и чаранамриту (только три капли). Тот, кто находит это невозможным, должен есть пищу, не содержащую зерна, один раз после полудня. Эта пища, называемая нактой, т. е. ужином, может состоять из корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и овощей (кроме грибов). В экадаши нужно стараться не пить и не есть больше одного раза. Согласно священным писаниям тот, кто полностью постится в экадаши, получит полное благо от соблюдения поста, тогда как тот, кто принимает в пищу накту – обретает половину возможного результата.

 
В ведических текстах есть описания повременных врат (обетов), постов, с перечислением ценности их соблюдения. Господь дал систему врат, постов, как предлог, чтобы дживы (души), пребывая в человеческих телах, могли, правильно и вовремя соблюдая их, обрести труднодостижимые блага. Это могут быть как прижизненные поощрения, достижение райских планет, очищение от прошлых грехов, так и поклонение Божественному.

Мотивация соблюдения поста может быть разной. Например, под влиянием гуны благости человек стремится к спокойной мирной жизни и, желая избежать страданий в будущем, заботится о своей безгрешности сейчас. Стремление избежать или свести к минимуму страдания естественно для всех, но одержимость корыстной расчетливостью вредит духовному здоровью.

Господь Кришна провозгласил: «Человек, преступающий наставления священных писаний и действующий по собственной прихоти, никогда не достигнет совершенства, счастья и высшего назначения. Поэтому определить, как правильно поступить, можно лишь опираясь на наставления писаний. Находящимся в мире деятельности писания указывают на поступки, совершаемые исключительно ради удовлетворения Всевышнего, определяя их как наивысшие» («Бхагавад-гита», 16.23,24).

В беседе со Своим другом Арджуной Шри Кришна сказал: «Любой свой поступок, как обычный, так и регламентированный писаниями, – ешь ли ты, делаешь подношения, занимаешься благотворительностью или принимаешь какой-то обет, –  совершай лишь как подношение Мне» («Бхагавад-гита», 9.27).

 
 
«Эка» - на санскрите означает «один», «Даши» - женский род слова "даша", которое означает «десять». Слово «экадаши» буквально - одиннадцать, или же в нашем случае - одиннадцатый день восходящей и нисходящей луны. И Бог утверждает, что именно эти два дня в месяце самые-самые: "Из всех растений дороже мне Туласи, из всех месяцев дороже Картика, из всех мест паломничества дороже моя возлюбленная Дварака и из всех дней - ЭКАДАШИ наиболее дорог мне" (Падма Пурана, Утгара Кханда).

Но почему же именно эти дни так любимы Господом?

Неужели в этот день Он что-то ценное получает? Ведь наши любимые дни - это праздничные дни и выходные. Но Бог, являясь высшей личностью во всех аспектах, постоянно желает всем блага и любви, и эти дни особенны именно потому, что у других личностей появляется уникальнейшая возможность получить благо. И это благо особенное, иным способом, получить которое необычайно сложно, а в наше время почти невозможно.

Что же это за благо, получаемое тем, кто соблюдает экадаши правильным образом?


Обратимся к писаниям, а они утверждают, что:

Благо, получаемое омовением в святом месте паломничества Шанкходдёхара, где Господь убил демона Шанкхасуру, даже благо непосредственного созерцания Господа Гададхары, невозможно сравнить с шестнадцатью наградами за соблюдение поста в экадаши.

Так же сказано, что дающий милостыню в первый день при полной луне, получает награду в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования, а тот, кто дает милостыню в день санкранти (равноденствия) получает благо в 400 000 раз больше обычного результата. Однако же, просто соблюдая пост в экадаши, человек достигает всех этих благих результатов, так же, как и результата посещения Курукшетры во время солнечного или лунного затмения!

Господь Кришна объясняет славу Экадаши

«Человек, который изучает “Шримад Бхагавад-гиту” во время святых дней, известных как экадаши, никогда не будет побежден своими врагами независимо от того, бодрствует он или спит, движется или неподвижен» («Шримад Бхагавад-гита-махатмьям» из «Шри Вайшнавия-тантра-сары», стих 20).

Сута Госвами сказал:

«В году двенадцать месяцев, и в каждом месяце два экадаши. Таким образом, в году 24 экадаши и в високосном году еще два экадаши. О великие святые, пожалуйста, внимательно слушайте, как я возвещу вам имена этих благоприятных дней: Утпанна, Мокшада, Сапхала, Путрада, Сат-тила, Джая, Виджая, Амалаки, Папамочани, Камада, Варутхини, Мохини, Апара, Нирджала, Йогини, Падма (Девашаяни), Камика, Путрада, Аджа, Паривартини, Индира, Папанкуша, Рама и Харибодхини (Девоттхани).

Два дополнительных экадаши в високосном году называются Падмини и Парама. О святые, слушающие об этих экадаши, изучите, как правильно соблюдать их. Каждый экадаши дарит особое благо строго соблюдающему их. Тот, кому физически невозможно поститься в экадаши, может читать о величии этих дней и повторять имена экадаши - так он достигнет той же цели, что и полностью соблюдающий обет экадаши».

 

Экадаши - с санскрита переводятся как одиннадцатый. Это - 11 и 26-ой лунный день в соответствии с Ведическим календарём. Эти дни особенно благоприятны для совершения аскез и духовного просвещения.

Говорится, точно так же, как нет воды чище, чем вода реки Ганг, нет Господа выше Господа Вишну, также  и нет поста более священного, чем пост в Экадаши.

Значение поста в Экадаши

Экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане, обретению милости Бога и освобождению от иллюзии материального существования. Почему рекомендуется поститься именно на Экадаши? Все знают, что Луна оказывает сильное влияние на психику человека. И в одиннадцатый лунный день мы особенно сильно зависим от наших чувств,  желание наслаждаться и эксплуатировать свое окружение в собственных целях достигает максимума. Зерновые и бобовые - основной источник энергии, поэтому от них рекомендуют отказаться в первую очередь - чтобы не питать энергией свои эгоистические желания.

Экадаши называют матерью преданности - если мы в этот день думаем о Господе или служим Ему, мы получаем большее благо, чем обычно. Соответственно, греша в этот день, мы несем большие греховные реакции.

 

Однажды Арджуна спросил Господа Шри Кришну: "О Господь, Ты сказал, что даже тысяча ведических ягьий не равны посту в экадаши. Как возможно это? Как день экадаши стал значительнее всех других дней?"

И тогда Ответил Шри Кришна: "Я расскажу тебе, почему экадаши самый очищающий из всех дней.

Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура. Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, и даже победил Индру - царя небес; Вивасвана - Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю - бога ветра; и Агни- бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. И тогда Господу Индре ничего не оставалось, как просить защиты у более могущественных личностей. Поэтому он обратился за помощью к Господу Шиве: "Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по Земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждет нас, полубогов?"

На что Господь Шива ответил Индре: "О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он - Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также и их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему".