jav-pop.net

Облако тегов

 
В ведических текстах есть описания повременных врат (обетов), постов, с перечислением ценности их соблюдения. Господь дал систему врат, постов, как предлог, чтобы дживы (души), пребывая в человеческих телах, могли, правильно и вовремя соблюдая их, обрести труднодостижимые блага. Это могут быть как прижизненные поощрения, достижение райских планет, очищение от прошлых грехов, так и поклонение Божественному.

Мотивация соблюдения поста может быть разной. Например, под влиянием гуны благости человек стремится к спокойной мирной жизни и, желая избежать страданий в будущем, заботится о своей безгрешности сейчас. Стремление избежать или свести к минимуму страдания естественно для всех, но одержимость корыстной расчетливостью вредит духовному здоровью.

Господь Кришна провозгласил: «Человек, преступающий наставления священных писаний и действующий по собственной прихоти, никогда не достигнет совершенства, счастья и высшего назначения. Поэтому определить, как правильно поступить, можно лишь опираясь на наставления писаний. Находящимся в мире деятельности писания указывают на поступки, совершаемые исключительно ради удовлетворения Всевышнего, определяя их как наивысшие» («Бхагавад-гита», 16.23,24).

В беседе со Своим другом Арджуной Шри Кришна сказал: «Любой свой поступок, как обычный, так и регламентированный писаниями, – ешь ли ты, делаешь подношения, занимаешься благотворительностью или принимаешь какой-то обет, –  совершай лишь как подношение Мне» («Бхагавад-гита», 9.27).

 

Последователи вайшнавизма признают те из ведических обетов, постов, которые, по сути, являются видом поклонения Божественному, принимая это как способствующее пути бхакти. Из истории можно привести некоторые примеры: известно, что Господь Чайтанья придерживался правил чатурмасья-враты (священного обета, длящегося четыре месяца во время сезона дождей в Индии) даже во время Своего путешествия по Южной Индии и наставлял серьезно относиться к соблюдению Экадаши-враты. Соблюдая чатурмасью в Пури, Шивананда Сена и другие бхакты регулярно совершали омовение в присутствии Господа Шри Чайтаньи. Позже о Шриле Джаганнатхе дасе Бабаджи говорилось: «Он жил как аскет, следуя строгому воздержанию в еде и соблюдая четырехмесячный пост чатурмасью. В первый маса (месяц) он съедал лишь четыре банана вечером; во второй – только плоды гуавы; в третий – сыворотку; в четвёртый маса – лишь вареные несоленые цветки банана». О Шриле Гауракишоре дасе Бабаджи известно, что он во время Экадаши не ел и не пил ни капли воды. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также придерживался стандарта чатурмасья-враты и говорил о его важности. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада рекомендовал соблюдать Экадаши-врату, а в период чатурмасьи соблюдать, по крайней мере, простые ограничения на каждый из четырех лунных месяцев (т. е. на шпинат, йогурт, молоко, урад-дал (вид гороха)), тогда как отказ от стрижки не поощрял.

Шрила Рупа Госвами приводит такую цитату из «Брахма-ямалы»: «Те, кто пытается служить Господу, пренебрегая предписаниями Упанишад, Пуран, “Нарада-панчаратры” [“Хари-бхакти-виласы”] и других авторитетных ведических писаний, лишь причиняют беспокойства окружающим».

Смысл не в том, чтобы поститься через силу, претерпевая мучения, а в том, чтобы соблюдать пост по своим силам и правильно по обозначенному времени и предписанным продуктам. Можно вовремя соблюдать те из ограничений вайшнавских постов, которые не вредят здоровью и не препятствуют должному исполнению мирских обязанностей, а допустимые продукты вкушать досыта.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада не был сторонником поста без особой необходимости. Его наставления были: «Принимай весь прасадам и делай всю севу [служение]». Он проповедовал: «Берите все, что необходимо для дел, связанных с Кришной, а не ради своих собственных интересов. Вы принадлежите Кришне: если вы ослабеете, это помешает вашему служению, и вам же только будет от этого хуже».

В «Хари-бхакти-виласе» (15.266) говорится: обет (врата) считается совершенным (парам), если о нем можно сказать, что: во-первых, он приносит удовлетворение Господу; во-вторых, он предписан и одобрен священными писаниями; и, в-третьих, неисполнение коего приводит к негативным последствиям (речь идет о последствиях вкушения зернобобовых во время Экадаши-враты, а также о пренебрежении соблюдением хотя бы элементарных ограничений чатурмасья-враты).

Важность Экадаши подчеркивается в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 15.9,10) в беседе между Господом Шри Чайтаньей и Его матерью, Шачи-деви: «Однажды Шри Чайтанья Махапрабху пал к ногам Своей матери и просил ее милостиво исполнить Его просьбу. Мать ответила: “Мой дорогой сын, я дам Тебе все, что Ты попросишь”. Тогда Господь сказал: “Матушка, пожалуйста, не ешь зерна в дни Экадаши”».

В комментарии Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «С самого детства Шри Чайтанья Махапрабху ввел систему соблюдения поста в дни Экадаши. В “Бхакти-сандарбхе” Шрилы Дживы Госвами приведена цитата из “Сканда-Пураны”, предупреждающая, что человек, вкушающий хотя бы одно зернышко в Экадаши, становится убийцей своих матери, отца, братьев, духовного учителя, и, даже если он поднимается на одну из планет Вайкунтхи – духовного мира, вновь падает в мир иллюзии и страданий – материальный мир. В Экадаши для Вишну готовится все, включая обычные зерновые и дал (пища из бобовых и гороха), но предписано, что вайшнав в Экадаши не должен пробовать даже вишну-прасада, содержащего зерновые. Сказано, что вайшнав не принимает пищи, не посвященной Господу Вишну, но в Экадаши вайшнав не должен пробовать даже маха-прасадам, освященного Вишну, хотя такой прасадам может быть сохранен для следующего дня. Строго запрещается принимать любой вид зерновых в Экадаши, даже если пища из них освящена Господом Вишну».

Великий вайшнавский святой конца XIX – начала XX вв. Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге «Бхактья-лока» пишет: «Вайшнавы с великим почтением относятся ко дню Экадаши, Шри Хари-васаре. Должным соблюдением Экадаши бхакты соблюдают все дополнительные принципы преданного служения. Отказ от определенных физических удовольствий и регулярное, раз в две недели, обращение к преданному служению, позволяет сделать практику служения непрерывной и систематической». А в «Шри Харинама-чинтамани» он провозглашает: «В Экадаши и дни явления Господа нужно забыть о еде и наслаждениях и круглые сутки воспевать Святое Имя в обществе преданных».