jav-pop.net

Облако тегов

 

Однажды Шри Чаитанйа-деву спросили, кто Он такой, и Он ответил: "Я не брахман, не царь, не ваишйа, не шудра, не грихастха, не санйаси, не ванапрастха, не брахмачари, но я слуга всех слуг Вишну". В другой раз Шрила Санатана Прабху спросил Его: "Кто я такой, и почему тритап (тройственные страдания) преследуют меня?" Шри Чаитанйа-дева ответил: "Санатана, ты джива, твое истинное Я - вечный слуга Вишну, но ты имеешь ложное Я - твои ум и тело, с которыми твое истинное Я по своему безумию отождествляет себя. Тритап влияет на это ложное Я. Истинное Я, или джива, помещены в две смертные одежды: тонкий и всегда меняющийся ум, состоящий из всегда растущих неудовлетворенных желаний, и физическое тело, состоящее из пяти элементов: воды, земли, огня, воздуха и эфира. Истинное Я забывает свою настоящую сущность и, как следствие, запутывается в этих двух одеждах, нижней и верхней, и обозначает себя как хинду, мусульманин, христианин, брахмин, мужчина, женщина, бедный, богатый и т. д. 
 
Эти обозначения веры, касты, положения и т. д. меняются не только в разных рождениях, но даже в течение одной жизни - хинду становится мусульманином или христианином, мусульманин становится хинду, брахман становится "брахмо", или христианином! Уличный мальчишка становится навабом, а наваб - нищим. Поскольку изменчивость - главное качество ума, он летает подобно вертлявой пчеле на крыльях желаний и по своей прихоти меняет имя, цвет, веру, местожительство и т. д. Зачастую человек идет "от хижины до Белого дома", от тюрьмы к трону. Сладкие шестнадцать превращаются в горькие шестьдесят. Старое уступает теплое место молодому. В этой фабрике перемен, в этом водовороте рождения и смерти джива называется порабощенной (баддха, или ложная) всегда занятой кованием кандалов рабства самой себе.
 
Дживы бывают двух видов: 
 
1) Нитйа-мунта (вечно свободная) и 
2) Нитйа-баддха (вечно порабощенная). Свободные дживы никогда не порабощаются. Они служат Верховному Господу в пяти различных расах в Его вечной блаженной обители, где нет изменений, разрушений и страданий. Джива, однажды войдя туда, никогда не возвращается обратно. 
 
Непостижимо узкая линия границы между водой и землей, или линия, где земля и вода встречаются, называется тата. Точно так же граница мира чит, вечной обители Верховного Господа, и мира ачит, мира майи, называется тата. Могущество, которое Верховный Господь проявляет в тата, называется татастха (находящееся в тата), или пограничной энергией. Все живые существа являются проявлением этой энергии и поэтому имеют врожденную колебательную тенденцию и способность отправляться либо в мир чит, либо в мир ачит. 
 
Тата - это не место покоя, дживы должны отправиться или к одному краю, или к другому. Те, кто предпочитают ачит, попадают в захват осьминога майи, где на него в качестве наказания надеваются смертные костюмы ума и тела. Сатанинская ярость, с которой джива отвергает блаженное и вечное служение своему Господину, и предпочитает утолять свои желания, наслаждаясь материей, открывает перед ней постоянный поток жидкого огня и яда, который она начинает пить. Так, отправляясь господствовать над майей, джива становится ее рабом. 
 
Ложная милость 
 
Одна обусловленная джива считает себя (умственно и физически ) менее страдающей, чем другая джива, сопереживает ее страданиям и делает что-нибудь для облегчения и исправления положения. Это не что иное как попытка остановить или уменьшить бесконечные страдания частично, локально и временно. Часто можно видеть, что какая-то джива притеснена и поэтому воздерживается от совершения грехов из-за слабости или неспособности, но после облегчения своего положения восстанавливает силу или способность причинять вред другим дживам. Поэтому так часто случается, что, казалось бы, добрые дела не только не причиняют вред получателю этого "милосердия", но и косвенным образом приносят вред другим. Это одна сторона этой темы. Обратимся теперь к другой. 
 
Несчастьям нет конца 
 
Как садовник подрезает растущее дерево, позволяя его корням расти свободнее и легче, как врач лечит пациента, оставляя главную болезнь без внимания, так же и этот сорт временной милости без сомнения останавливает на время рост настоящих, нынешних страданий, но не искореняет никоим образом корень, из которого все эти страдания растут. Этот случай имеет дело с порабощенным состоянием джив. Поэтому истинная и постоянная милость состоит в объяснении порабощенным дживам правдивой и яркой картины их естественного, свободного и блаженного существования и восстановление их в истинном положении. Таким образом истинная милость прилагается к истинной дживе, а ложная милость к ложной, или обусловленной дживе. 
 
Из книги Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: Истинный и ложный вайшнавизм.