jav-pop.net

Облако тегов

Харидас Тхакур

Харидас Тхакур, Часть 1

Статья из журнала «The Harmonist», издаваемого под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в 20–30-е годы XX столетия (из первого номера XXV тома за июнь 1927 года).

Со всем возможным почтением мы постараемся описать здесь деяния Харидаса Тхакура, посвятившего всего себя без остатка служению Шри Хари. Следуя по стопам Харидаса Тхакура, чья гордость всецело связана со служением Всевышнему, мы тем самым непременно ощутим удовлетворение, косвенным образом почтив и себя тоже, и надеемся, что уважаемый читатель разделит с нами эту радость. Этот великий преданный Бога появился на свет в деревне Будхан, округа Джассор, в конце XIV столетия.

Чтобы в полной мере осознать величие явления Тхакура Харидаса, необходимо получить некое представление о социальном укладе жизни в Бенгалии того времени. Кастовая система в ту эпоху уже полностью утратила свою значимость, и под религиозной чистой деятельностью стали понимать деспотичные и жестокие обряды, являющиеся грубым нарушением принципов ведического общества. Представление о самой сути религии, бытовавшее среди так называемых религиозных сообществ, было ничем иным, как проявлением сектантской нетерпимости и ненависти.

С другой стороны, нравственно разложившееся индийское общество, раздувшееся от гордыни за свое благородное положение в высших кастах, выказывало презрение всем, кто занимал более низкий социальный статус, а религию использовало лишь для осуществления своих честолюбивых замыслов. Такая псевдо-религиозная практика приняла форму открытой враждебности к вайшнавам и постоянных нападок на санатана-дхарму (вечную религию всех джив).

Убожество и низость подобных эгоистических оскорблений истинной веры, а также ничем не обоснованная жестокость, принявшая крайнюю степень злобы и неприязни, подобно хронической болезни поразила саму элиту индийского общества.

jiva-goswami-spiritual-heritage

Родословная Дживы Госвами (1513-1598) приведена в "Лагху-тошани", комментарии на многотомное сочинение Санатана Госвами под названием "Вайшнава-тошани". Генеалогические сведения представляют значительную ценность, поскольку включают в себя ту небольшую по объему информацию о биографии Рупы, Санатана и Дживы, которая дошла до наших дней. Жизнь и деятельность Дживы Госвами символизируют собой вайшнавский путь преданности. Его миссия была целиком посвящена систематизации философского наследия Шри Чайтаньи для блага всего человечества. В конечном счете, именно Джива Госвами превратил в упорядоченное движение процесс, начатый пятью старшими Госвами. Таким образом, Джива Госвами считается наиболее последовательным проповедником среди шести Госвами и назван современниками величайшим философом во всей индийской истории. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил, что "вайшнавы значительно превосходят выдающихся философов мира, но Шрила Джива Госвами Прабху - первый среди них..."

О славе Джахнави-деви, супруги Господа НитьянандыУ великого преданного Господа Нитьянанды Гауридаса Пандита был брат по имени Сурьядас. Став царским казначеем, он получил титул Саракхела. Двух дочерей Сурьядаса Саракхелы звали Шри Васудха и Шри Джахнава. Видя, что дочери его повзрослели и красота их расцвела, словно распустившийся бутон лотоса, Сурьядас подумывал о том, что их пора выдавать замуж. Мысль эта захватила его, и вот однажды ночью ему приснилось, что он выдает своих дочерей замуж за Нитьянанду Прабху. Наутро Сурьядас рассказал своим друзьям-брахманам об этом удивительном сне: «Я видел, что Нитьянанда Прабху – это сам Господь Баларама. От Него исходило необыкновенное сияние, озарявшее все десять сторон света. Рядом с Ним шли две мои дочери – обе неописуемо красивые. Это были вечные супруги Господа Баларамы – Ревати и Варуни. Нет никаких сомнений в том, что я должен отдать моих дочерей Шри Нитьянанде Прабху, и пока Он не примет их, не знать мне покоя!

После этого Сурьядас послал одного из своих друзей в Навадвипу, в дом Шриваса Пандита. Брахман немедля отправился в путь и вскоре прибыл в дом Шриваса, где в это время жил Нитьянанда Прабху. Известие о том, что Сурьядас хочет выдать своих дочерей за Нитьянанду Прабху очень обрадовало Шриваса, и тот поспешил рассказать об этом Господу. Милостивый Господь Нитьянанда велел брахману возвращаться к Сурьядасу Саракхеле и уверить его, что Нитьянанда без сомнения исполнит желание его сердца. Когда Адвайтачарья услышал о женитьбе Нитьянанды, он воскликнул: «Да случится это, как можно скорее!»

Близ Навадвипы, в Борогаччха-граме, жил великий преданный Господа Нитьянанды по имени Шри Кришнадас. Услышав о предстоящей свадьбе, он решил взять на себя все расходы. По этому случаю в Борогаччха-граме собрались многие преданные Господа Чайтаньи: Адвайтачарья, Шривас Пандит, Чандрашекхарачарья, Мурари Гупта и другие. Они устроили громогласный киртан.

Шри Гопала Бхатта Госвами – нектар трансцендентных лилШри Гопала Бхатта Госвами был сыном Вьенкатты Бхатты, брахмана, жившего в Шри-Рангаме и получившего посвящение в Шри-сампрадае. Город Шри-Рангам расположен на берегу реки Кавери в округе Танджор, в 16 км к западу от Кумбхаконама.

Рассказывая об этом храме, Шри Бхактиведанта Свами отмечает следующее: "Храм Шри-Рангама - крупнейший в Индии, он окружен семью стенами. Также в Шри-Рангам ведут семь дорог. Древние названия этих дорог таковы: Дхарма, Раджамахендра, Кулашекхара, Алинадана, Тирувикрама, Тирубиди и Ада-иявала-индана. Храм был основан до царствования Дхармавармы, который правил перед Раджамахендрой. В храме Шри-Рангама жили многие почитаемые цари, как например, Кулашекхара и Алабандару. Также управляющими этого храма были Ямуначарья, Шри Рамануджа, Сударшаначарья и другие.

Согласно Бхактиведанте Свами, "Шри Вьенкатта Бхатта был брахманом-вайшнавом и жил в Шри-Рангакшетре. Он принадлежал к ученической последовательности Шри Рамануджачарьи. Шри-Рангам - это одно из мест паломничества в провинции Тамила-деша. Среди жителей этой провинции имя Вьенкатта не сохранилось. Поэтому можно предположить, что Вьенкатта Бхатта был родом не из Тамила-деши, хотя, возможно, и прожил там долгое время. Вьенкатта Брахма был представителем ветви Рамануджа-сампрадаи, известной под названием Бадагала-и. В Рамануджа-сампрадае у него был брат, известный как Шрипада Прабодхананда Сарасвати. Сын Вьенкатты Бхатты стал известен позже в Гаудия-сампрадае как Гопала Бхатта Госвами, он основал во Вриндаване храм Радха-рамана.

В "Гаура-паршада-чаритавали" о жизни Гопалы Бхатты Госвами рассказывается следующее. Милостивый Шри Чайтанья Махапрабху, желая освободить души из этого мира, а также распространить повсюду Кришна-прему, исходил Южную Индию вдоль и поперек, переходя с места на место и заливая каждый город и деревню нектаром божественного имени. Тысячи и тысячи мужчин и женщин, опаленные пустыней материального существования, пили нектар святого имени из уст самого Шри Чайтаньи Махапрабху, и этот нектар утолял их жажду. Таким образом, они освободили свою жизнь от огня материального бытия и остудили свои души. День за днем павшие души простого люда пили нектар святого имени Кришны и так обретали величайшее сокровище жизни.

Описание нектара трансцендентных лил из жизни Санатаны ГосвамиОтрывок из книги Стивена Роузена «ШЕСТЬ ГОСВАМИ ВРИНДАВАНА»  

Санатана Госвами (1488-1558) был старшим братом Шри Рупы и Шри Анупамы. Уже с раннего возраста он тяготел к изучению логики, философии, риторики и теистического послания "Шримад-Бхагаватам". Для более глубокого изучения этих дисциплин, он получал наставления от таких авторитетов, как Видья Вачаспати, Сарвабхаума Бхаттачарья, Парамананда Бхаттачарья и мудрец Рамабхадра.

Хотя Санатана, как Рупа и Анупама, был вынужден служить исламскому оккупационному правительству Бенгалии, он никогда не прекращал своих научных изысканий и не отступал от религиозного образа жизни. Его перу принадлежит книга под названием "Садачар Паддхати", основанная на свидетельствах древних священных писаний. Она включает в себя правила и регуляции, необходимые для постепенного духовного прогресса человека, стремящегося к совершенству. В течение всей своей жизни Санатана Госвами неукоснительно следовал этим наставлениям и, будучи грихастхой, ежедневно жертвовал пищу брахманам (жрецам), неимущим и прокаженным. Его щедрость была безгранична.

Как-то ночью, во сне, санньяси привлекательной внешности пришел к Санатану и предостерег его от привязанности к миру. Он повелел ему идти во Вриндаван, чтобы восстанавливать забытые святые места и проповедовать ведическую доктрину божественной любви. Утром Санатана рассказал увиденный сон своему брату Рупе. Улыбаясь, Рупа признался ему, что однажды тоже получил такой наказ, и сообщил Санатану, что это Шри Кришна низошел на землю в облике Шри Чайтаньи Махапрабху и дает им дополнительные наставления в отношении их духовного предназначения.

ВАНЧХА-КАЛПАТАРУБХЙАШ ЧА КРИПА-СИНДХУБХЙА ЭВА ЧА
ПАТИТАНАМ ПАВАНЕБХЙО ВАИШНАВЕБХЙО НАМО НАМАХА

Аудио передачи о биографиях вайшнавов-ачарьев

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.
 
Это сборник передач радио Кришналока - Вайшнавский календарь. 30 аудио повестей, рассказывающих о наиболее известных вайшнавах, которые оказали большое влияние на развитие движения Сознания Кришны.  Кроме того, в этом сборнике истории о великих преданных Господа и о Самом Господе, и его экспансиях, которые приходили в этот мир.

Содержание сборника:
1.    Баладева Видьябхушана
2.    Джахнави деви (жена Господа Нитьянанды)
3.    Гададхара Пандит
4.    Гауракишора Дас Бабаджи
5.    Гауридас Пандит (ученик Господа Нитьянанды)
6.    Гопал Бхата Госвами (последователь Чайтаньи Махапрабху)
7.    Ишвара Пури
8.    Джива Госвами
9.    Мадхавендра Пури
10.    Мукунда Датта Тхакур
11.    Нароттам Дас Тхакур
12.    Прахлада Махараджа
13.    Рагхунатха Батта Госвами
14.    Рамананда Рай
15.    Рамануджа Ачарья
16.    Рупа Госвами
17.    Санатана Госвами
18.    Шьямананда Прабху
19.    Сита Тхакурани
20.    Шри Баларама
21.    Шри Чайтанья
22.    Шри Ишвара Пури
23.    Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи
24.    Шрила Прабхупада
25.    Шриваса Пандит
26.    Вамшивадана Тхакур
27.    Господь Вараха
28.    Вирочандра Госвами (Вирабхадра Прабху, сын Нитьянанды)
29.    Вишнуприя (супруга Чайтаньи)
30.    Вриндаван Дас Тхакур

Скачать аудио передачи Вайшнавский календарь (радио Кришналока).